Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:53, контрольная работа
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не х
1.	Вопрос как логическая реальность	3
2. Частно-научные методы исследования СУ	4
3.	Понятие исследования. Условия проведения исследований	6
4.	Содержание и задачи экономической и управленческой диагностики	9
УПРАЖНЕНИЯ	13
Список литературы	19
Содержание 
Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение - «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение - «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва - «Ребята, не Москва ль за нами?» и пр. В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением[4] .
     Например, 
так формулируются вопросы 
Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и заканчивается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы - вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколько-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.
     Логическая 
структура вопроса такова: 1) искомое 
знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка 
вопроса); 3) требование перехода от незнания 
(непонимания) к знанию (пониманию), от 
исходного к искомому знанию. Например, 
следователь, задавая вопрос «Кто звонил 
подозреваемому после 19 часов, и на какое 
время была назначена встреча подозреваемого 
и потерпевшего?», ставит задачу установить 
неизвестное ему имя звонившего человека 
и время встречи подозреваемого и потерпевшего. 
Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. Глобальные проблемы, как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов [2].
Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частно-научных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.
     К 
общенаучным методам 
К частно-научным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.
     Моделирование 
— метод прогнозирования 
Примеры моделей, используемых в исследовании систем управления: функционально-декомпозиционное представление - агрегат, имитационная модель Монте-Карло, блочная модель, представленная в виде логической блок-схемы, функционально-стоимостная модель, модель Бостонской консультативной группы, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли.
     Имитационные 
модели в ИСУ строятся по аналогии 
с объектом исследования с использованием 
статистических методов. Для моделирования 
в случайных условиях был разработан метод 
статистических испытаний (метод Монте-Карло), 
основная идея которого состоит в моделировании 
случайных явлений посредством реализации 
«розыгрышей». Результаты такого моделирования 
обрабатывают с использованием вычислительной 
техники.  
     Исследование 
- процесс научного изучения какого 
- либо объекта (предмета, явления) с 
целью выявления его 
В философском словаре дается более простое определение. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека показывают возникновение новых потребностей. С одной стороны, многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в обычную практическую деятельность.
     С 
другой стороны, развитие профессионализма 
в различных областях деятельности 
ведет к пониманию исследования 
как закономерного и 
     В 
связи с этим можно построить 
определение понятия «
В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма и конкретные цели и задачи деятельности.
В общем случае все исследовательские работы СУ, для которых исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее большинство всех исследовательских работ управляющих подсистем организаций), могут проводиться в основном в условиях:
• действующих организаций, где систему требуется систематически совершенствовать или преобразовывать;
• формирования новой организации и соответствующей для нее СУ из числа уже действующих, т.е. укрупнения или разукрупнения организации;
     • 
строительства новой 
Могут быть и иные условия (например, при реконструкции организации, изменении производственного профиля и т.п.), но все они — частный случай предыдущих условий.
Возможными участниками исследований СУ могут быть:
• персонал исследуемой СУ организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своим Должностным положением и штатным расписанием;
     • 
персонал постоянного или временного 
специализированного 
• консультанты специализированных консультационных организаций и подразделений других структур;
• профессиональные исследователи вузов, научно-исследовательских, аудиторских организаций и других структур.
     Все 
участники могут проводить 
     • 
подразделений организации 
• подразделений исследуемой организации совместно с исследователями постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации при участии консультантов специализированной консультационной организации;
• специализированного исследовательского подразделения СУ организации и профессиональных исследователей вуза;
     • 
подразделений исследуемой 
В общем виде диагностика (от греч. diagnosis – распознавание) опре-деляется как установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных откло-нений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.
     Применительно 
к СУ диагностика представляет собой 
комплекс взаи-мосвязанных 
Результаты диагностики служат основой для поиска резервов в СУ. В ряде случаев в совокупность диагностических работ включают операции по обоснованию не только путей совершенствования системы, но и более углубленное проведение исследовательских работ. В любом случае диаг-ностика является начальным этапом детального исследования СУ.
Информация о работе Частно-научные методы исследования систем управления