Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, и именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную ценовую политику с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков в перспективе.
Ценовая политика предприятия является важной для любого предприятия, целью которого является достижение прибыли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Роль цены и ценообразования в экономике……………………….5
Теоретическая сущность цены и ценообразования………………7
Цена и ценовая политика…………………………………………..12
4. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики………………………………………………………………….19
5. Совершенствование ценовой политики предприятия…………..22
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.90 Кб (Скачать)

   Однако  в условиях рыночных отношений эту  функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может  под воздействием множества факторов значительно отклоняться от издержек.  Признание правильности произведённых  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при не посредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит  в том, чтобы получить большую  выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в  минимальной цене покупки.

   Поэтому окончательная цена может существенно  отличатся от цены, которую хотел  бы получить изготовитель товара.

   В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции  изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

   Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами  конкурентов и за счёт снижения своих  затрат, а так же улучшения качества товара стремиться обогнать конкурентов.

   Выполняя  учётно-измерительную функцию, цена выступает одним из главных показателей  эффективности производства, служит ориентиром для принятия оптимальных  и целесообразных хозяйственных  решений, особенно в условиях рыночных отношений. Она становится надёжным  инструментом для экономических  расчётов и проведения анализа при  выборе экономических и новых  видов выпускаемой продукции, направлений  научно-технического прогресса, ценовой  стратегии и всего хозяйственного механизма управления на предприятии, в организации, фирме, регионе и  национальной экономике страны.

   Регулирующая (сбалансирования спроса и предложения) цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платёжной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление, и их взаимосвязь.  
 

3. Цена и ценовая политика 

      Цена -  денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.    Основные элементы цены представлены в табл. 1. 

  Таблица 1.

   

        Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

       В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы   на   коммунальные   и   бытовые   услуги,    оказываемые населению;
  • цены,   обслуживающие   внешнеторговый   оборот   (экспортные   и импортные цены).

   Оптовые цены на продукцию промышленности в  свою очередь подразделяются на два  подвида:

  • оптовая цена предприятия (отпускная цена);
  • оптовая цена промышленности.

        Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

   На  основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей  работы предприятия. Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

   Оптовые цены промышленности - цены, по которым  предприятия и организации - потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

   Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и  НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка  или скидка - это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая  цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых  организаций и обеспечить им прибыль.

   Если  цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

   Цены  на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

  1. сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
  2. прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
  3. договорная   цена,   устанавливаемая   по   договоренности   между    заказчиками и подрядчиками.

   Закупочные  цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу закупочная цена состоит из: себестоимости; размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства; НДС.

   Тарифы  грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

   Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

   Состав  розничной цены характеризуется  следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или  торговой скидкой.

   Цены  на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

   Классификация цен в зависимости от территории действия:

   В соответствии с этим признаком различают:

  • цены единые или поясные;
  • цены региональные (зональные, местными и т.д.). Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем

   транспортных  расходов по доставке грузов. Исходя из этого экономического признака, различают  несколько видов цен:

  • цена в месте производства продукции;
  • единая цена с включением расходов по доставке;
  • зональные цены;
  • цены, определяемые на основе базисного пункта.

   При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:

  • свободные цены;
  • регулируемые цены;
  • фиксированные цены.

       Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время. На новые товары устанавливаются следующие виды цен:

  • цена «снятие сливок»;
  • цена «проникновения на рынок»;
  • «психологическая цена»;
  • цена «следования за лидером»;
  • цена с возмещением издержек производства;
  • престижная цена.

   На  товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

  • скользящая или падающая цена;
  • долговременная цена;
  • цены потребительского сегмента рынка;
  • гибкая цена;
  • преимущественная цена;
  • цены на изделия, выпуск которых прекращен;
  • цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий;
  • договорная цена.

   Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

  1. отражают   внешнеэкономические   связи   государства   с   другими странами;
  2. находятся в зависимости от цен мировых рынков,  отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

   Внешнеторговые  цены используются при экспорте товаров  и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

   Мировая цена есть денежное выражение мировой  интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

        Важнейшим фактором ценообразования  является также государственное  регулирование цен. Существуют  прямые и косвенные способы  воздействия государства на цены. Прямые (административные) способы  - это установление определенного  порядка ценообразования; косвенные  (экономические) - направлены на изменение  конъюнктуры рынка, создание определенного  положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

     Одним из важных направлений маркетинговой деятельности является разработка ценовой политики предприятия, поскольку цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. В любых условиях нельзя устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов устанавливаемой цены.

        Под ценовой политикой понимают общие принципы, которых предприятие придерживается в сфере установления цен на свои товары. Стратегия ценообразования – это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Один из вариантов ценовой политики - поддерживание цен несколько ниже уровня конкурентов, чтобы обеспечить рост продаж по сравнению с общим темпом расширения рынка.

        Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей. Методы расчета цен весьма многообразны. Существуют затратные, экономические и рыночные методы ценообразования, а также различные подходы к формированию цен: пассивный, активный и ценностный.

Информация о работе Ценовая политика предприятия