Бизнес-ангелы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:08, доклад

Описание работы

Бизнес-ангел - это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития - "посевной" (seed) и "начальной" (start-up). Бизнес-ангелы - это первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона евро.

Работа содержит 1 файл

Бизнес ангелы конференция инновац менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Web-site: www.russba.ru

 

6.       Российская ассоциация бизнес-ангелов

Российская ассоциация бизнес-ангелов - общероссийское отраслевое объединение бизнес-ангелов и других венчурных инвесторов ранней стадии.

Основные функции Ассоциации:

1. Отраслевой PR центр

2. Центр компетенции

•поддержка в создании и развитии сетей;

•сбор и распространение лучшей практики.

3. Голос в органах власти - отраслевой лоббист

4. Отраслевой центр разрешения конфликтов

5. Отраслевой центр международного сотрудничества

Учредители Ассоциации:

•Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР)

•Фонд бизнес-ангелов AddVenture

•Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал»

•Сеть бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»

Президент Российской ассоциации бизнес-ангелов - Константин Фокин.

В наблюдательный (консультативный) совет Российской ассоциации бизнес-ангелов входят: Анатолий Чубайс, генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО); Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания»; Альбина Никконен, Исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ); Дионис Гордин, член правления и управляющий директор по инвестиционной деятельности государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО).

 

7.       AddVenture

AddVenture - фонд бизнес-ангелов, сфокусированный на IT проектах. Фонд бизнес-ангелов "AddVenture" сформирован в 2008 году для инвестирования в российские ИТ-проекты посевных стадий. Два раза в год фонд проводит программу динамичного развития стартапов - инвестирует по ИТ- $10-50 тыс. в проект, дает командам стартапов "умные деньги", помогает в течение 3 месяцев активно развивать бизнес в офисе 2.0 и попасть на радары инвесторов

Приоритетные направления инвестирования:

•мобильные приложения, в т.ч. iPhone apps (гео-сервисы, оплата, общение, развлечения);

•SaaS (Software-as-a-Service);

•проекты на стыке сфер: ИТ в растущих массовых сферах (ритейл, телеком)

Web-site: www.addventure.to

Отбор проектов.

 

Бизнес-ангелы подходят к отбору проектов основательно и тщательно, поскольку априори неизвестно, который из них имеет шанс вырасти в первоклассную инновационную компанию, а затем прорваться в лидеры рынка. По оценкам американской инвестиционно-консалтинговой компании Baganov International Group, только одно из десяти бизнеc-предложений получает финансирование от бизнес-ангела. В силу малого числа отечественных бизнес-ангелов в России доля получающих инвестиции проектов еще меньше. Таким образом, анализ проекта — это непростая и часто длительная процедура, к которой претендент на инвестиции должен быть полностью готов.

Процедура анализа и отбора проектов может сильно варьироваться в зависимости от пристрастий и привычек конкретных бизнес-ангелов. Иногда это непринужденная беседа, а иногда — долгий и затяжной формализованный процесс. В одних случаях от соискателей требуется детализованное описание проекта с финансовыми расчетами, в других — бизнес-ангел сам участвует в формировании описания проекта, помогая в этом начинающим предпринимателям. Вместе с тем значительное число бизнес-ангелов используют стандартную схему отбора проектов, которая будет описана ниже.

Процесс отбора проекта состоит из двух последовательных стадий: deal flow и due diligence, что является общим местом для бизнес-ангельского инвестирования, венчурного инвестирования и private equity.

Deal flow — первоначальный этап поиска конкурентоспособных проектов. Основными источниками информации о них становятся их описания, поступающие инвестору. Со своей стороны, инвестор сам ищет проекты через анализ прессы и рекламных материалов, выставки и венчурные ярмарки, базы данных ассоциаций венчурного инвестирования, информацию о разработках в научном секторе, личные контакты. Вне зависимости от предпочтений инвесторов общим критерием принятия решения при начальной фазе отбора являются ответы на следующие вопросы.

Предлагается ли создать конкурентоспособный и имеющий спрос продукт?

Имеются ли реальные предпосылки для осуществления проекта, причем с высокой прибылью?

Будет ли возврат на инвестиции значительно превышать средние показатели по рынку, компенсируя высокие риски инвестора?

Процедура анализа одного проекта в процессе deal flow занимает немного времени, и, принимая решение об отборе проекта, бизнес-ангел склонен во многом полагаться на свою интуицию, основанную на первом впечатлении. Обычно на этом шаге отбрасывается больше половины из предложенных к рассмотрению проектов. Соискателям нужно четко помнить об этом и добиваться того, чтобы первое впечатление от заявки на финансирование было положительным.

Нужно оставаться честным самим с собой и с инвестором, демонстрируя лишь реальные и надежно обоснованные конкурентные преимущества. Преувеличение достоинств проекта, попытка сформировать у инвестора завышенные ожидания с высокой вероятностью станут причиной отказа от инвестиций — бизнес-ангелы обычно способны быстро их обнаружить. Если же реальное положение дел будет выявлено после предоставления инвестиций, то следствием станет затяжной конфликт с инвестором.

Due diligence — процесс «тщательного изучения» проекта. Эта стадия может длиться несколько месяцев и завершается принятием окончательного решения о начале инвестиций или отказе от них. Рассматриваются все аспекты состояния рынка в целом, возможности, которые открывает реализация проекта, процесс построения бизнеса. Основные задачи процесса due diligence:

- понять бизнес и перспективы роста стоимости компании (в том числе количественно);

- оценить риски;

- проанализировать перспективы проекта с финансовой точки зрения; 

- изучить перспективы бизнеса, рынок и конкурентную среду;

- изучить способности заявителей проекта в эффективном управлении бизнесом;

- понять технологическую сторону проекта, конкурентные преимущества предлагаемой технологии;

- разобраться в бизнес-модели, механизме генерации прибыли и рыночном риске;

- изучить состояние интеллектуальной собственности и имеющихся активов.

 

Суммируя сказанное, можно свести процесс отбора проекта бизнес-ангелом к ряду этапов.

1. Изучение имеющихся заявок (deal flow).

2. Первая встреча («изучение друг друга»).

3. Due diligence:

a) обсуждение продукции, рынка, перспектив, команды;

б) обсуждение вопросов интеллектуальной собственности;

в) обсуждение производства, выезды для осмотра оборудования, лаборатории или опытных образцов;

г) обсуждение условий инвестирования и финансовых показателей формирующейся компании. 

4. Финальная встреча. В случае утвердительного решения — начало совместной работы по формированию бизнес-плана.

 

Даже в случае отказа в инвестициях финальная встреча с бизнес-ангелом очень полезна для соискателей, так как в ее ходе инвестор может дать компании много ценных советов и указаний относительно ее будущей стратегии и действий. В ряде случаев первая неудачная due diligence служила основой глубокой переработки проекта, и через некоторое время инвестиции удавалось привлечь от другого бизнес-ангела.

В процессе due diligence, пока сделка еще не заключена, предприниматель должен проводить не менее тщательное изучение своего потенциального инвестора — его биографии, источника состояния, стиля работы, истории предыдущих бизнес-ангельских проектов. Эта работа должна проводиться грамотно, большей частью втайне от инвестора, которому можно прямо задавать лишь те вопросы, которые «не спугнут» его и не разрушат складывающуюся «химию отношений». Но к моменту заключения сделки предпринимателю нужно четко осознавать, кто будет его ангелом и партнером по бизнесу.

В настоящее время процесс проведения финальной стадии переговоров в случае утвердительного решения все больше и больше приближается к западному формату. После того как переговоры сторон завершились, их ожидания прописываются через неюридические документы (Теrm Sheet, Private Placement Memorandum). В этих документах дается краткий прогноз мероприятий, проводимых обеими сторонами в среднесрочном периоде (0–5 лет), взносы каждой стороны, приводятся доли в компании. Хотя эти документы не являются юридически обязывающими, после подписания от них стараются серьезно не отступать. Когда все стороны полностью их одобрят, начинается юридический процесс регистрации сделки и «совместная жизнь» с бизнес-ангелом.

 

Представление проекта: резюме, бизнес-предложение, презентация, устная беседа

Форматы представления информации о проекте могут различаться в зависимости от требований того или иного бизнес-ангела или бизнес-ангельской сети. Они подразделяются на две основные категории.

Резюме проекта (Executive Summary) — это небольшой документ, кратко отражающий суть проекта для финансирования. Его объем не должен превышать одну-две страницы (многие инвесторы предпочитают иметь описание проекта объемом не более одного листа). Это связано с тем, что инвесторы для экономии времени склонны выбирать проекты по «первому впечатлению» и отбраковывать большинство из них на стадии начального анализа (deal flow), читая их краткое описание и не изучая проект и его экономику в подробностях.

На всякий случай рекомендуется иметь три разных резюме в расчете на пожелания инвесторов (например, объемом из 250 слов, одну или две страницы).

Бизнес-предложение — это более развернутый документ (10–15 страниц), представляющий собой набросок будущего бизнес-плана, базу для его формирования. Бизнес-предложение должно содержать проект построения будущего бизнеса, краткое описание рынков и конкурентов, количественные цифры экономики проекта. Хотя данные цифры могут носить весьма приблизительный характер, они должны позволять провести предварительную оценку проекта и масштабов его роста. 

Обычно резюме проекта включается в бизнес-предложение в качестве начального пункта. Это делается для удобства инвестора: он может начать знакомиться с деталями бизнес-предложения лишь после того, как заинтересуется проектом на основании представленной в резюме информации.

 

Типичная структура бизнес-предложения имеет следующий вид. 

1. Резюме. Идея и цель бизнеса. 

2. Описание проекта. 

3. Инвестиционное предложение. 

4. Команда. 

5. Продукт, рынок, производство.

6. Активы (в том числе интеллектуальная собственность). 

7. Бизнес-модель. 

8. Экономика проекта. 

9. План работ после получения инвестиций. 

10. Контакты.

11. Приложения.

 

Форматы и порядок подачи документов могут существенно отличаться в зависимости от пожеланий инвестора или бизнес-ангельской сети. Если инвестор явно указывает формат подачи заявки (например, по e-mail), нужно четко придерживаться его рекомендаций. Если же явных рекомендаций нет, следует подавать резюме проекта и бизнес-предложение на твердом носителе (бумаге) при личной встрече.

В ряде случаев информация о проекте представляется в виде Power Point-презентации, выставочного стенда, а также страницы каталога бизнес-ангельских форумов и венчурных ярмарок, выставок и конференций. Подобные формы представления информации востребованы при взаимодействии с сетями бизнес-ангелов: сети часто организуют встречи бизнес-ангелов и претендентов на инвестиции в рамках коллективных мероприятий — презентаций проектов и бизнес-ангельских форумов.

Не следует недооценивать и такую форму представления информации, как устное изложение идеи бизнес-ангелу. Возникают ситуации, когда критерием первоначального одобрения той или иной идеи или проекта и даже принятия решения о возможности инвестиции служит ее изложение инвестору в течение четырех-пяти минут так, чтобы он понял ее суть и возможность получения прибыли от ее коммерциализации. Это может произойти в рамках спонтанных встреч на выставках, конференциях, симпозиумах и в других самых различных обстоятельствах.

Принцип одного предложения: суть бизнеса и принцип формирования прибыли должны быть сформулированы одним-единственным предложением.

Принцип пяти минут: основная суть бизнес-предложения должна быть сформулирована в течение пяти минут.

Последний подход условно можно назвать «принципом общения в лифте»: он полностью соответствует ситуации, в которой ищущий инвестиции предприниматель «ловит» инвестора, когда тот идет по своим делам в офис, и они вместе заходят в лифт. В этой ситуации предприниматель пытается изложить проект за то недолгое время, пока они поднимаются на нужный инвестору этаж.

Предпринимателю нужно всегда быть готовым представить свой проект «одним предложением» или же «в течение пяти минут». Инвестор может попросить его сделать это в ходе первой встречи, так как подобные краткие устные презентации содержат основную суть проекта без второстепенных деталей.

В документах, представляющих проект, ни в коем случае нельзя давать информацию конфиденциального характера, особенно касающуюся секретов производства. Во-первых, бизнес-ангелы не склонны подписывать соглашения о неразглашении (NDA) даже на Западе, не говоря уже о России. Во-вторых, бизнес-предложение может попасть в руки недобросовестных людей, и через потенциального инвестора произойдет утечка информации. В-третьих, передача конфиденциальной информации через бизнес-предложение может быть воспринята как признак неграмотности предпринимателя в области интеллектуальной собственности и практики работы с инвесторами — бизнес-предложения не предполагают описание секретов производства.

В резюме, бизнес-предложении и презентациях лучше избегать пафоса и громких голословных утверждений. Каждое утверждение должно быть четким и обоснованным. Нужно дать возможность заинтересованной стороне самостоятельно проверить изложенные аргументы. Например, вместо «целевой рынок значительно расширяется с каждым годом» лучше написать: «по данным Х, за последние три года рынок рос темпом 60 % годовых».

Необходимыми требованиями к подготовке любого типа документов являются:

                  аккуратное оформление;

                  использование только свежих статистических данных;

                  реалистичность всех приводимых фактов;

                  отсутствие противоречий между ними.

Что же касается содержания бизнес-предложения, ведущие эксперты по бизнес-планированию рекомендуют наряду с идеей формулировать цели проекта. Хорошим инструментом для выработки понятных для инвестора целей служит принцип SMART : цели создаваемого бизнеса должны быть конкретными (Specific), поддающимися измерению (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными (Realistic), привязанными ко времени (Timed).

 

Рекомендации по переговорам с бизнес-ангелом

 

Честность. Финансирование получают не планы и идеи, а предприимчивые и честные команды, способные их реализовать и воплотить, соблюдая интересы инвестора. В процессе переговоров нужно быть честными и открытыми, не утаивая недостатков проекта. Бизнес-ангелы — люди опытные и искушенные, и, скорее всего, в процессе due diligence смогут узнать истинное положение дел в проекте. Если на какой-то вопрос готового ответа нет, лучше не пытаться «выкрутиться», а честно признаться бизнес-ангелу в непроработанности вопроса.

Информация о работе Бизнес-ангелы