Библиотечные инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:44, реферат

Описание работы

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций ………………... 3
2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов ……….. 6
3. «Механизм» выбора инноваций ………………………………………… 12
4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций…………………… 12
Заключение ………………………………………………………………............ 13
Список литературы …………………………………………………………..…. 14

Работа содержит 1 файл

Библиотечные инновации.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Все указанные виды инноваций (продуктовые, технологические, организационные и социальные), в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации. Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые – улучшение существующих объектов, модернизацию услуг /продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления.

    Инновации чаще всего инициируются потребителями  и обусловлены потенциальным  спросом на новые виды услуг и  продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и пр.

    Любые достаточно серьезные изменения  в одной сфере деятельности библиотеки (изменения одних объектов), как  правило, требует незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой.

    Особое  воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает  реализация базисных инноваций. Использование  принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, как называемых, инновационных кластеров. 
Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований.

    Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки  информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды, как для пользователя (в части скорости выполнения запроса и получения информации (документа), так и для библиотечного сотрудника в части сокращения рутинных операций при поиске и предоставлении информации, выдачи документов).

    Одним из таких автоматизированных средств, используемых  во многих крупных  библиотеках нашей страны, является автоматизированная библиотечная информационная система ИРБИС. ИРБИС это аббревиатура, и расшифровывается следующим образом: Интегрированная Развивающаяся Библиотечная Информационная Система.

    Авторы  и дилеры ИРБИС представляют свое детище как современную, удобную систему, совместимую с другими корпоративными библиотечными системами. Система ИРБИС позволяет облегчить, традиционную рутинную работу библиотекарей: автоматизировать основные библиотечные процессы.

    ИРБИС включает все типовые библиотечные технологии: комплектование, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача и администрирование.

    Это, в свою очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов библиотеки, проведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем не обязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом.

    В сфере любого производства важнейшим  объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организации, при изменении которых  создаются продуктовые инновации. Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей библиотек преобразований в области организационной структуры библиотек и совершенствование методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат, (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя. 
Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователя и различных категорий партнеров библиотеки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, бизнес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров.

    Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они основываются на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

    Важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационными изменениями  подвержено все, что связано с  их созданием и использованием: технология, сервис, социальные отношения.

    Поэтому особое значение имеет разработка кластеров, включающих комплекс взаимосвязанных  продуктовых, технологических организационных  и социальных инноваций.

    При выборе объектов инноваций определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого, библиотечный персонал смог бы проявить свои способности и достичь позитивных результатов.

    Любая библиотека стремится не только к определению противоречий ограниченности ресурсов, снижению затрат (издержек), но и к получению хозяйственных и социальных выгод. В конечном счете, любые инновации должны влиять на рост удовлетворенности результатами своего труда, как пользователей библиотеки, так и ее сотрудников, повышать лояльность всех участников библиотечной деятельности, формировать социальный престиж библиотеки. 

    3. «Механизм» выбора инноваций. 
 

    Для любой библиотеки очень важно  выбрать правильную стратегию введения инноваций.

    «Механизм» выбора включает:

  • Анализ внешней среды, т.е. шансов и угроз эффективному функционированию библиотеки;
  • Выявление противоречий и недостатков, предложений и претензий, характеризующих внутреннюю среду библиотеки и свидетельствующих о необходимости изменений;
  • Определение инновационной стратегии;
  • Определение основной цели деятельности на ближайшую перспективу и ее конкретизация, путем выделения подцелей 1,2,3 уровней (построение дерева целей);
  • Определение тактических приемов, позволяющих реализовать поставленные цели каждого уровня и сформулировать необходимые для реализации цели (и подцели) инновационные идеи;
  • Определение последовательности осуществления изменений и составление замысла (структуры) инновационного кластера;
  • Определение путей ресурсного обеспечения, подготовка базы для разработки целевых программ, инновационных проектов и программ и проектов поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ). 
     
    4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций.
 

    В инноватике считается, что в основе любой новой услуги/ продукции должна лежать базовая потребность, то есть та основная нужда пользователя, мотивирующая его обращение в библиотеку за необходимой ему услугой / продукцией. Базовая потребность формирует замысел новой услуги/продукции.

    Замысел продуктовой инновации строится на понимании основной выгоды, получаемой потребителем при удовлетворении базовой потребности. Именно выгода для пользователя определяет основные характеристики (свойства) услуги /продукции, которые учитываются при производстве нового продукта. Каждая базовая потребность требует удовлетворения еще целого комплекса сопутствующих потребностей, неразрывно с ней связанных. Поэтому при разработке продуктовых инноваций возникает необходимость в определении комплекса возможных дополнительных сервисных услуг, так называемого «подкрепления», обеспечивающего гарантии, стимулирование и дополнительное обслуживание.

   Заключение.

   Основными факторами успеха, повышающими конкурентоспособность  не только отдельных хозяйствующих  субъектов, но и целых государств сегодня, несмотря на имеющие место общемировые кризисные явления, становятся масштаб, темпы производства и использования нового знания, что включает в себя темпы внедрения передовых технологий и методов управления, а также ключевые компетенции и квалификацию персонала, работающего с этими технологиями.

   Большинство современных специалистов придерживаются такого мнения, что «динамика развития мировой экономики в XXI веке и уровень благосостояния людей определяются сложившимся постиндустриальным характером производства, который отличается от предыдущих этапов развития наличием и способностью эффективно использовать нематериальные активы при производстве материальных благ».

   Опыт  экономического развития России за последние  полтора десятилетия, методика и результаты проведенных экономических и организационных реформ показали, что для перехода к устойчивому экономическому росту необходимы радикальные преобразования всех секторов страны именно на инновационной основе. Очевидно, что статус нашей страны как суверенной державы, уровень жизни граждан зависят не в последней степени от успешной модернизации несырьевых секторов экономики, что позволит задействовать качественно отличающиеся от ныне действующих факторы экономического роста, другими словами – построить экономику, базирующуюся на знаниях, результатом практического применения которых становятся инновации.

   Поэтому тема инновационного развития доминирует во многих стратегических разработках, касающихся самых разных сфер деятельности и отраслей экономики. В связи со все возрастающим пониманием фактора постоянной и слабоуправляемой изменчивости современного общества (всех его сфер) и такого основного тренда общественно-экономического развития, как формирование общества и экономики знаний, задача уяснения специфики, границ применения, форм и видов инновационной деятельности в библиотечной сфере приобретает стратегическое, отраслеформирующее значение. Самым важным, при этом, является то, что инновацией в библиотеке может считаться только то, что работает на улучшение выполнения библиотекой своих функциональных обязанностей.  
 

Список  литературы: 

  1. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с. – (Серия Библиотека).
  2. Власова, И.Н. Традиции и инновации в библиотеке / И.Н. Власова // Библиотека. – 1999. – № 6. – С. 39-44.
  3. Матлина, С.Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций / С.Г. Матлина // Библиотековедение. – 1993. – № 4. – С. 18-32.
  4. Карташов, Н.С. Инновационные процессы: общее и частное / Н.С. Карташов // Библиотека. – 1998. – №3. – С. 39-42.
  5. Кривова, Н. Новые методы и старые принципы / Н. Кривова // Библиотека. – 1999. – № 1. – С. 24-25.
  6. Цыганова, Н.Н. Управление нововведениями / Н.Н. Цыганова // Мир библиотек сегодня. – 1998. – № 2. – С.44-49.
  7. // http://innovaciya.blogspot.com/
  8. // http://feeds.feedburner.com/c-bit-innovations

Информация о работе Библиотечные инновации