Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:44, реферат
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов.
Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций ………………... 3
2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов ……….. 6
3. «Механизм» выбора инноваций ………………………………………… 12
4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций…………………… 12
Заключение ………………………………………………………………............ 13
Список литературы …………………………………………………………..…. 14
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«ОРЛОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
И КУЛЬТУРЫ» (ОГИИК)
Факультет: Библиотечно-информационный
Специализация: Менеджер информационных ресурсов
Курс
4
Реферат
по Инновационно-методической работе библиотек
Сауленко
Виктории Максимовны
Оценка
работы__________
Рецензент: Маркелова Наталья Васильевна
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций ………………... 3
2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов ……….. 6
3. «Механизм» выбора инноваций ………………………………………… 12
4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций…………………… 12
Заключение
………………………………………………………………......
Список
литературы …………………………………………………………..….
14
Введение.
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Столь же очевидно, что реализация инноваций – наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера. Устранение такого рода проблем требует использования научно обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности. Однако подобного рода задачи стоят не только перед библиотечным делом.
Глобальность
изменений в общественном производстве
побуждает представителей различных
научных специальностей избирать инновационный
процесс в качестве предмета научного
анализа, определять способы преодоления
противоречий, лежащих на пути инновационных
изменений. В современной науке формируется
новое междисциплинарное направление
– инноватика, интегрирующая знания различных
наук в целях повышения практической эффективности
инновационной деятельности предприятий
и организаций. Разработка научно-обоснованных
подходов к обновлению библиотечной деятельности
не представляется возможной без применения
достижений инноватики.
1.
Понятие и характеристика
библиотечных инноваций.
Понятие «инновация» ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Й.А. Шумпетер. Независимо от него, российский исследователь Н.Д. Кондратьев обнаружил так называемые «большие экономические циклы» или «длинные волны», которые образуются от каждой крупной технологической инновации и представляют собой множество вторичных инновационных изменений. Работы этих ученых послужили отправной точкой для исследований других специалистов в этой области.
В развитие современной теории инноваций существенный вклад внесли многие отечественные и зарубежные ученые: М.Я. Дворкина, В.К. Клюев, С.Г. Матлина, Н.И. Тюлина, Е.Ю. Качанова, И.С. Пилко, Я.С. Шрайберг и др.
Инновационной считается продукция, подвергавшаяся изменению свойств. Она включает новые (вновь внедренные) или усовершенствованные изделия. Считается, что термин «новая продукция» соответствует понятию «базисная или радикальная продуктовая инновация», а термин «усовершенствованная продукция» – понятию «инкрементальная или модифицированная продуктовая инновация.».
Понятие «инновационная продукция» соотносится с понятием «новый товар». Й. Шумпетер считал, что «новыми» могут быть названы лишь те товары, которые совершенно неизвестны потребителю, однако в современной зарубежной деловой практике «новым» считается любой товар, выпускаемый фирмой не более 4 лет. Поэтому новизна товара выступает не сущностной, а качественной характеристикой. По степени новизны различают следующие «новые» товары:
Наибольшее распространение
Основными
аспектами характеристики библиотечных
инноваций являются: объект изменений
и уровень новизны. С точки
зрения объекта изменений, библиотечные
инновации подразделяются на продуктные,
технологические и
Библиотечные инновации различаются по возможности их распространения в профессиональной среде (диффузии). В наибольшей степени подвержены диффузии технологические инновации, менее — продуктные. И те, и другие имеют определенный алгоритм осуществления, микросреда библиотеки хоть и оказывает на них воздействие, но не определяет процедуру внедрения. Более других зависимы от микросреды библиотеки управленческие инновации, поэтому их распространение затруднено, а алгоритм осуществления варьируется в зависимости от особенностей микросреды библиотеки. Чем в большей степени вводимое в практику новшество зависит от особенностей микросреды библиотеки, тем меньше оно подвержено распространению.
Для
всех типов библиотек чрезвычайно
важными являются продуктные инновации
(инновационные услуги/
Каждая продуктная инновация библиотеки наделена основными и дополнительными (сервисными) свойствами. Свойства нового продукта библиотеки определяются на основе установления его потребительской ценности, ресурсных возможностей и потенциальных выгод, как для пользователя, так и для библиотеки. Дополнительные услуги являются обязательным компонентом продуктной инновации, «сервисным подкреплением» основного библиотечного обслуживания. Качество нового продукта и «сервисное подкрепление» обеспечивают дифференциальные преимущества библиотеки, уникальность ее возможностей в условиях рыночной среды. Продукты итоговой деятельности библиотек предлагается группировать в однородные ассортиментные группы, учитывающие стадию их жизненного цикла. Особенности группировки установлены.
Из
существующего комплекса
Развитие инновационной деятельности библиотек зависит от результативности взаимодействия вовлеченных в нее участников, наличия инфраструктуры, которая в библиотечном деле еще не сложилась. Активизация инновационных процессов настоятельно требует поиска организационных форм, обеспечивающих это взаимодействие. Особое место в создании такой инфраструктуры могут занять методические (инновационно-методические) службы или иные специализированные подразделения библиотек и самостоятельные инновационные центры. Их деятельность может быть направлена на конкретную библиотеку, сеть библиотек, профессиональное сообщество или читательскую общественность. Направленность работы службы зависит от масштабов и статуса библиотеки. Усиление роли инновационно-методических служб крупных библиотек в организации и продвижении инноваций зависит от комплексной реализации определенных функций, условия реализации и содержание которых установлены.
В
организационно-методической поддержке
инновационных изменений
Продвижение
новшеств в профессиональной среде
во многом зависит от информированности
профессионального сообщества и
общественности, что предполагает документирование
инновационных отношений и
2.
Библиотечные инновации: виды инновационных
продуктов
На
переломном этапе развития общества
пересматриваются многие традиционные
методы библиотечной работы, возникает
необходимость обновления и обогащения
прежних теоретических и
Виды инноваций.
Основными объектами инноваций являются: услуги и продукция; библиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.
К
основным видам инноваций относят:
продуктовые и сервисные