Библиотечные инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:44, реферат

Описание работы

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций ………………... 3
2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов ……….. 6
3. «Механизм» выбора инноваций ………………………………………… 12
4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций…………………… 12
Заключение ………………………………………………………………............ 13
Список литературы …………………………………………………………..…. 14

Работа содержит 1 файл

Библиотечные инновации.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» (ОГИИК) 
 

Факультет: Библиотечно-информационный

Специализация: Менеджер информационных ресурсов

Курс 4 
 

Реферат 

по Инновационно-методической работе библиотек

Тема:          «Библиотечные инновации»

 
 

Сауленко  Виктории Максимовны 
 

Оценка  работы__________ 
 
 
 

Рецензент: Маркелова Наталья Васильевна

Орёл, 2010 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 2

1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций ………………... 3

2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов ……….. 6

3. «Механизм» выбора инноваций ………………………………………… 12

4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций…………………… 12

Заключение  ………………………………………………………………............ 13

Список  литературы …………………………………………………………..…. 14 

    Введение.

    Кардинальные  политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное  развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Столь же очевидно, что реализация инноваций – наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера. Устранение такого рода проблем требует использования научно обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности. Однако подобного рода задачи стоят не только перед библиотечным делом.

    Глобальность  изменений в общественном производстве побуждает представителей различных  научных специальностей избирать инновационный  процесс в качестве предмета научного анализа, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути инновационных изменений. В современной науке формируется новое междисциплинарное направление – инноватика, интегрирующая знания различных наук в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности предприятий и организаций. Разработка научно-обоснованных подходов к обновлению библиотечной деятельности не представляется возможной без применения достижений инноватики.  

    1. Понятие и характеристика библиотечных инноваций. 

    Понятие «инновация» ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Й.А. Шумпетер. Независимо от него, российский исследователь Н.Д. Кондратьев обнаружил  так называемые «большие экономические  циклы» или «длинные волны», которые образуются от каждой крупной технологической инновации и представляют собой множество вторичных инновационных изменений. Работы этих ученых послужили отправной точкой для исследований других специалистов в этой области.

    В развитие современной теории инноваций существенный вклад внесли многие отечественные и зарубежные ученые: М.Я. Дворкина,  В.К. Клюев, С.Г. Матлина, Н.И. Тюлина, Е.Ю. Качанова, И.С. Пилко, Я.С. Шрайберг и др.

    Инновационной считается продукция, подвергавшаяся изменению свойств. Она включает новые (вновь внедренные) или усовершенствованные изделия. Считается, что термин «новая продукция» соответствует понятию «базисная или радикальная продуктовая инновация», а термин «усовершенствованная продукция» – понятию «инкрементальная или модифицированная продуктовая инновация.».

    Понятие «инновационная продукция» соотносится  с понятием «новый товар». Й. Шумпетер считал, что «новыми» могут быть названы лишь те товары, которые совершенно неизвестны потребителю, однако в современной зарубежной деловой практике «новым» считается любой товар, выпускаемый фирмой не более 4 лет. Поэтому новизна товара выступает не сущностной, а качественной характеристикой. По степени новизны различают следующие «новые» товары:

  • абсолютно новый товар, не имеющий аналогов в мире (100% новизны);
  • высокой степенью новизны, не имеющий аналогов в мире (80%);
  • значительной степени новизны, основанный на принципиальном изменении потребительских свойств товара (60%);
  • достаточной степени новизны, основанной на принципиальной технологической модификации изделия (40%);
  • малой степени новизны, включающей изменение внешних параметров (20%);
  • ложной степени новизны, заключающейся в имитации и бессмысленной модификации изделия.

      Наибольшее распространение получили  новые товары со значительной, достаточной и малой степенью новизны.

     Основными аспектами характеристики библиотечных инноваций являются: объект изменений  и уровень новизны. С точки  зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктные, технологические и управленческие. Продуктные инновации подчеркивают уникальность библиотеки, ее дифференциальные преимущества в условиях рынка. Технологические – ориентируют библиотеку на использование стандартизированных типовых решений, позволяющих выполнить присущие ей функции и создать условия для ее вхождения в корпоративные библиотечные системы. Реализация управленческих инноваций связывается с модернизацией социальных отношений, обусловлена особенностями внутренней среды библиотеки, зависима от квалификации и профессионализма руководителя. Учитывая уровень новизны как масштаб библиотечных изменений, инновации могут быть улучшающими и базисными Улучшающие инновации не вызывают разрушения сложившейся системы функционирования библиотеки, они реализуемы всеми типами библиотек, ориентированы на стабильное развитие и постепенное улучшение качественных показателей библиотечной деятельности. Базисные инновации основаны на технологическом «рывке», связываются с разрушением традиционной системы функционирования библиотек, с риском и большими ресурсными затратами. Однако, именно базисные инновации позволяют библиотекам войти в мировое информационное пространство, придать итоговым продуктам качественно новый уровень. Их осуществление в большей степени требует серьезной подготовительной работы, проектного управления, высокой степени профессионализма и мобильности персонала.

     Библиотечные  инновации различаются по возможности их распространения в профессиональной среде (диффузии). В наибольшей степени подвержены диффузии технологические инновации, менее — продуктные. И те, и другие имеют определенный алгоритм осуществления, микросреда библиотеки хоть и оказывает на них воздействие, но не определяет процедуру внедрения. Более других зависимы от микросреды библиотеки управленческие инновации, поэтому их распространение затруднено, а алгоритм осуществления варьируется в зависимости от особенностей микросреды библиотеки. Чем в большей степени вводимое в практику новшество зависит от особенностей микросреды библиотеки, тем меньше оно подвержено распространению.

     Для всех типов библиотек чрезвычайно  важными являются продуктные инновации (инновационные услуги/продукты). Их разработка осуществляется в соответствии с направлениями стратегического  развития библиотеки и обеспечивается различными видами ассортиментных стратегий (диверсификация, специализация, дифференциация, интеграция), применяемых во взаимосвязи. Каждая ассортиментная стратегия предусматривает комплекс необходимых мероприятий, в совокупности обеспечивающих повышение комфортности библиотечного обслуживания, рациональное использование имеющихся ресурсов и сокращение затрат. Предложена процедура применения в библиотеках различных видов ассортиментных стратегий.

     Каждая  продуктная инновация библиотеки наделена основными и дополнительными (сервисными) свойствами. Свойства нового продукта библиотеки определяются на основе установления его потребительской ценности, ресурсных возможностей и потенциальных выгод, как для пользователя, так и для библиотеки. Дополнительные услуги являются обязательным компонентом продуктной инновации, «сервисным подкреплением» основного библиотечного обслуживания. Качество нового продукта и «сервисное подкрепление» обеспечивают дифференциальные преимущества библиотеки, уникальность ее возможностей в условиях рыночной среды. Продукты итоговой деятельности библиотек предлагается группировать в однородные ассортиментные группы, учитывающие стадию их жизненного цикла. Особенности группировки установлены.

     Из  существующего комплекса средств  инновационного менеджмента, обеспечивающих формирование инновационного климата, для библиотек наиболее актуальными являются: организация «банков идей» на основе конкурсов проектов в масштабе библиотек системы, региона, страны; проведение тренинг-семинаров для руководителей и персонала библиотек. Руководителей обучают управлению изменениями, персонал — особенностям реализации инноваций. Для студентов библиотечно-информационный факультетов вузов предложена программа курса «Инновационно-методическая работа библиотек», рекомендованного образовательным стандартом в качестве обязательного по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Менеджер информационных ресурсов»).

     Развитие  инновационной деятельности библиотек  зависит от результативности взаимодействия вовлеченных в нее участников, наличия инфраструктуры, которая в библиотечном деле еще не сложилась. Активизация инновационных процессов настоятельно требует поиска организационных форм, обеспечивающих это взаимодействие. Особое место в создании такой инфраструктуры могут занять методические (инновационно-методические) службы или иные специализированные подразделения библиотек и самостоятельные инновационные центры. Их деятельность может быть направлена на конкретную библиотеку, сеть библиотек, профессиональное сообщество или читательскую общественность. Направленность работы службы зависит от масштабов и статуса библиотеки. Усиление роли инновационно-методических служб крупных библиотек в организации и продвижении инноваций зависит от комплексной реализации определенных функций, условия реализации и содержание которых установлены.

     В организационно-методической поддержке  инновационных изменений доминирующее значение придается выбору эффективных  инструментов управления. Важнейшим  из них является классификационный  анализ –  многомерное изучение и классифицирование инноваций. Использование классификации в качестве инструмента управления позволяет изучать состояние и определять перспективы инновационного развития библиотек, регулировать сам процесс изменений, составлять различные инновационные документы.

     Продвижение новшеств в профессиональной среде  во многом зависит от информированности  профессионального сообщества и  общественности, что предполагает документирование инновационных отношений и использование  специальных инновационных коммуникаций.  
 
 

    2. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов  

    На  переломном этапе развития общества пересматриваются многие традиционные методы библиотечной работы, возникает  необходимость обновления и обогащения прежних теоретических и практических установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многочисленные вопросы времени. Основу инноваций составляет профессионализм. Когда инновация осознана, она становится нововведением-общим достоянием. Истинность инноваций заключается в её позитивном влиянии на качество обслуживания, когда у каждого читателя растёт удовлетворенность работой библиотеки. Нововведения нуждаются в регулярном отслеживании, экспертной оценке. Задача методических отделов – вовремя заметить положительный опыт библиотеки, и проанализировать его. Процесс разработки инновационных проектов – дело достаточно трудоемкое. Требуется усилия со стороны и руководителей библиотек, и молодых специалистов для осуществления задуманного, финансовое обеспечение инновационной работы библиотекарей, информационная поддержка их творчества.

    Виды инноваций.

    Основными объектами инноваций являются: услуги и продукция; библиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.

    К основным видам инноваций относят: продуктовые и сервисные инновации, когда изменению подлежат услуги и продукция, технологические инновации, если меняются процессы библиотечной технологии; организационные инновации, когда производятся структурные  изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые; социальные инновации, если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты.

Информация о работе Библиотечные инновации