Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Рим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать общую характеристику разработке стратегии инновационного развития предприятия. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть методы выбора инновационной стратегии;
- указать выбор приоритетных направлений, исследований и разработок в корпоративной инновационной стратегии;
- выделить инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….
Глава I Теоретические аспекты……………………………………………………………………….……..
- Понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия…..
- Методы выбора инновационной стратегии…………………………………..
- Выбор приоритетных направлений, исследований и разработок в корпоративной инновационной стратегии…………………………………..…
- Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия………………………………………………………….
- Элементы системы инновационных механизмов…………………………...
Глава ll Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Рим»……...
Глава IIl. Управление разработкой и созданием инновационного проекта развития предприятия…………………………………………………………..
- Разработка рекомендаций и оценка по улучшению инновационного развития предприятия……………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая про ОАО Рим.docx

— 46.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….

Глава I Теоретические аспекты……………………………………………………………………….……..

- Понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия…..

- Методы выбора инновационной стратегии…………………………………..

- Выбор приоритетных направлений, исследований и разработок в корпоративной инновационной стратегии…………………………………..…

- Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия………………………………………………………….

- Элементы системы инновационных механизмов…………………………...

Глава ll Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Рим»……...

Глава IIl. Управление разработкой и созданием инновационного проекта развития предприятия…………………………………………………………..

- Разработка рекомендаций и оценка по улучшению инновационного развития предприятия……………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В исследованиях последних  лет значительное внимание уделяется  проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются  как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается  весьма низкий уровень инновационной  активности предприятий. Основой научно-технического прогресса являются изобретения  и открытие. Когда новые изобретения  находят применение в любой отрасли  человеческой деятельности, они приводят к созданию нового продукта или новой  технологии, то есть процессу производства продукта. Все это означает, что  идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение. Нововведение всегда стимулирует появление новых  идей, ибо развивает любопытство  человека.

Выбранная тема курсовой работы довольно интересна и актуальна  в наше время. Так как современные  экономические преобразования затронули  все сферы жизнедеятельности  общества, включая предприятия различных  отраслей экономики. Социально ориентированная  рыночная экономика радикально изменила экономическую структуру общества, а, следовательно, и приоритеты стратегического  управления страной. Введение подобных новшеств в систему управления производственной деятельностью предприятий в  современной экономике требует  разработки новой теоретической  базы за счет совершенствования бизнес-процессов  и активного инновационного развития.

Цель курсовой работы –  дать общую характеристику разработке стратегии инновационного развития предприятия. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

- раскрыть методы выбора  инновационной стратегии;

- указать выбор приоритетных  направлений, исследований и разработок  в корпоративной инновационной  стратегии;

- выделить инновационный  механизм как основа управления  экономическим развитием предприятия;

- отметить элементы системы  инновационных механизмов;

- рассмотреть управление  разработкой и созданием инновационного  проекта развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

1. Понятие и сущность  стратегии инновационного развития  предприятия

Стратегия организации –  это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы  и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Инновационный менеджмент –  это организационно- управленческая деятельность, направленная на получение  высоких экономических, социальных и экологических результатов, путем  использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности предприятия.

 

Основная цель управления инновационной деятельностью –  повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности предприятия  путем обновления продукции, технологии, введения организационно-экономических  изменений.

Задачи инновационного менеджмента  включают определение основных направлений:

- разработки и внедрения  новой продукции (услуги, технологии), т.е. инновационной деятельности;

- модернизации и усовершенствования  выпускаемой продукции (услуги, технологии);

- создания или совершенствования  системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.п.

Инновационные процессы могут, например, быть связаны с продукцией, материалами, средствами производства, технологическими процессами, персоналом, системой управления, организационным  развитием предприятия и т.д. особенность  объекта управления в том, что  инновационная деятельность носит  творческий характер, трудно вписывается  в формализованные организационные  структуры менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы выбора инновационной  стратегии

Основу выработки инновационной  стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция  организации и проводимая ею научно-техническая  политика. В качестве модели, как  правило, принимаются следующие  типы инвестиционной стратегии:

1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным организациям.

2. Оборонительная – направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции организации на уже  имеющихся рынках. Главная функция  такой стратегии – активизировать  соотношение "затраты – результат"  в инновационном процессе. Данный  тип стратегии требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная – используется организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.

Инновационная стратегия  исходит из принципа "время –  деньги". Выбор инновационной  стратегии с учетом жизненного цикла  продукта учитывает следующее:

А) зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

Б) рождение. Здесь перелом  состоит в том, что реально  появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

В) утверждение. Переломом  является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

Г) стабилизация. Перелом  во вступлении системы в такой  период, когда она исчерпывает  свой потенциал дальнейшего роста  и близка к зрелости.

Д) упрощение. Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов  того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

Е) падение. Во многих случаях  отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности  системы, что и составляет суть перелома.

Ж) исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

З) деструктуризация. Перелом  выражается в остановке всех процессов  жизнедеятельности системы и  либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.

Согласно современной  экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная  производственная единица (организация, организация), специализирующаяся на выпуске  продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена  работать над товаром, относящимся  к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

Каждое поколение техники  проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической  политики организации служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно  раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный  позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование инновационной деятельности требует достоверного выявления  и прогнозирования тенденций  развития каждого поколения соответствующей  техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой  момент предлагаемое к освоению поколение  техники достигнет максимума  развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно  начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства.

Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных  разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в  условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества подразделений организации. Он охватывает как минимум три  частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы  на протяжении жизни одного поколения  техники друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.

В рамках инновационной стратегии  организации корпоративный инновационный  центр должен тщательно отслеживать  отечественные и мировые тенденции  развития науки и техники. Чтобы  успешно решить эту задачу, нужно  уметь анализировать потоки документов (информации).

Существующий методический аппарат выявления мировых и  отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа  массивов документов, в конечном счете, можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического  анализа. Этот метод предназначен  для выявления внутреннего состава  предметной области, фиксации  появления принципиально новых  разработок (идей, технических решений  и т. п.), что позволяет обоснованно  формировать стратегию НТПл на уровне технологических цепочек.

2. Метод определения характеристик  публикационной активности. Его  специфика связана с тем, что  поток документов ведет себя  как система, подчиняясь циклическому  развитию; отслеживая эти циклы,  можно определить, на каком этапе  жизненного цикла находится предметная  область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать  корректные рекомендации по формированию  НТПл на отраслевом уровне.

3. Метод, базирующийся  на выявлении групп патентных  документов с семейством патентов-аналогов  большой мощности, или просто  метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что организации патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического  и лексического анализа. Терминологический  анализ базируется на предположении  о том, что при использовании  исследователями идей из других  областей знаний происходит смена  терминологического аппарата. Это  связано с крупными структурными  сдвигами, которые первоначально  не отслеживаются никакими другими  методами. Поэтому метод терминологического  анализа позволяет выявить зарождение  принципиальных инноваций на  ранних этапах и спрогнозировать  направленность ожидаемых изменений.  Лексический анализ текстов аналогичен  терминологическому анализу; различие  лишь в том, что рассматриваются  не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).

5. Метод показателей основывается  на том, что каждая техническая  система описывается набором  показателей, которые в меру  научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики  показателей технических систем, можно получить четкое представление  о тенденциях, имеющихся в мировой  и отечественной практике и  научных изысканиях.

Проведенные исследования и  полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике  и технологиях с целью оптимизации  научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

3. Выбор приоритетных направлений,  исследований и разработок в

корпоративной инновационной  стратегии

Выбор приоритетных направлений  исследований и разработок играет важную роль в корпоративной инновационной  стратегии. Приоритетные направления  исследований и разработок реализуются  в виде крупных исследовательских  проектов по созданию, освоению и распространению  технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом оснащении  технологических процессов, а также  по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению различных  инвестиционных программ, укреплению международных связей.

Информация о работе Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Рим»