Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 5

1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 5

1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 6

1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 8

1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов 10

Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15

2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 15

2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 19

2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ 22

2.4 Анализ государственной инновационной деятельности 23

Заключение 28

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

 

-непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

 

-устанавливает приоритеты  в развитии народного хозяйства  страны и се регионов;

 

-определяет основные  направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию  инновационной активности;

 

-организует разработку  федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

 

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  показана на рис. 1.

 

Рисунок 1 Структура механизма  государственного регулирования инновационных  процессов в Российской Федерации

 

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма  государственного регулирования, вкратце  были рассмотрены выше.

 

2.2 Задачи и цели государственной  инновационной политики

 

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных  концепций научно-технического развития:

 

-ориентирование и поддержка  научных исследований;

 

-регулирование направлений  научно-технического развития;

 

-защита отечественной  промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

 

-совершенствование системы  стимулирования научно-технического  развития;

 

-лицензионно-патентное право  (патентование, доступность патентной  информации);

 

-поддержка регулирования  (правовая, финансовая, техническая  и т.п.);

 

-разработка критериев  оценки результатов инновационной  деятельности и ее оценка;

 

-совершенствование методов  управления научно-техническим развитием;

 

-выбор приоритетных направлений  развития науки и техники в  РФ;

 

-формирование и реализация  федеральных научных и научно-технических  программ и проектов, а также  определение федеральных органов  исполнительной власти, ответственных  за их исполнение;

 

-финансирование научной  и научно-технической деятельности  за счет средств федерального  бюджета;

 

-содействие развитию  научной, научно-технической и  инновационной деятельности субъектов  РФ;

 

-совершенствование управления  государственными научными организациями  федерального значения, в том  числе их создание, реорганизация  и ликвидация;

 

-реализация обязательств  по научным и научно-техническим  программам и проектам, предусмотренным  международными договорами РФ;

 

-охрана прав интеллектуальной  собственности;

 

-формирование единых  систем стандартизации, обеспечения  единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного  дела и управление ими;

 

-установление государственной  системы аттестации научных и  научно-технических работников.

 

Основными целями государственной  инновационной политики Российской Федерации являются:

 

-создание экономических,  правовых и организационных условий  для инновационной деятельности;

 

-повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей  на основе создания и распространения  базисных и улучшающих инноваций;

 

-содействие активизации  инновационной деятельности, а также  развитию рыночных отношений  и предпринимательства в инновационной  сфере;

 

-расширение государственной  поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования  государственных ресурсов, направляемых  на развитие инновационной деятельности;

 

-содействие расширению  взаимодействия субъектов Российской  Федерации при осуществлении  инновационной деятельности;

 

-осуществление мер по  поддержке отечественной инновационной  продукции на международном рынке  и по развитию экспортного  потенциала Российской Федерации.

 

Основными приоритетными  направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном  этапе развития нашей страны, являются:

 

1) работы по созданию, освоению и распространению техники  и технологий, которые ведут к  кардинальным изменениям в технологическом  базисе страны. Эти работы носят,  как правило, межотраслевой характер  и не могут быть решены при  существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

 

работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие  масштабной концентрации ресурсов, которые  не под силу отдельным предприятиям;

 

научно-техническое обеспечение  мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через  развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

 

направления НТП, связанные  с международным разделением  труда и внешнеэкономической  деятельностью государства.

 

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

 

-качественно новый уровень  ресурсосбережения, рост производительности  труда, фондоотдачи, снижение  материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости  продукции, достижение ее высокой  конкурентоспособности и, как  следствие, коренное преобразование  структуры народного хозяйства  и внешней торговли в сторону  разгрузки сырьевого сектора  экономики и увеличение вклада  обрабатывающих отраслей;

 

-качественно новый уровень  жизни населения в результате  совершенствования бытовой предметной  среды для городского и сельского  населения;преодоление технического отставания страны;

 

-достижение высокого  уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения  новых технологических систем, обеспечивающих  экологическую чистоту и безопасность  промышленного производства.

 

Необходимо разработать  систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям  и технике, проектируемым машинам  с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Требуется создать более  универсальную, гибкую и непрерывную  систему образования и повышения  квалификации работников.

 

2.3 Основные проблемы развития  инновационной политики РФ

 

В настоящее время инновационная  деятельность в России переживает трудные  времена. Это связано с тем, что  до начала реформ крупномасштабные инновации  осуществлялись государством. Поэтому  специфика сложившейся на сегодняшний  день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

 

Основные трудности в  реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью  бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой  собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций  не оставляют ресурсов для инновационной  деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

 

Однако дефицит средств  является не единственным фактором спада  инновационной активности. Особого  внимания и совершенствования также  требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды  и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

 

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная  политика государства, главной задачей  которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых  видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта  отечественных товаров.

 

2.4 Анализ государственной  инновационной деятельности

 

Согласно принятой концепции, главной задачей государственной  политики в области развития науки  и технологий является переход нашей  страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.

 

Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом  как приоритетов социально-экономической  политики государства, а государственная  инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и  реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности  предприятий и организаций.

 

Одним из важнейших направлений  создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных  центров, технологических парков и  инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок  готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных  и технологических парков, в которые  входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

 

Созданы Ассоциация научных  технологических парков и инкубаторов  бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами  и ряд других, объединившихся в  Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных  предприятий, технологических центров  и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

 

В основах политики в области  науки и технологий до 2010 года конкретно  расписаны действия государства  и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом  уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.

 

Исходя из современного состояния  научно-технической и производственно-технологической  сфер российской экономики, основными  направлениями государственной  инновационной политики являются:

 

-развитие имеющихся структурных  звеньев российской национальной  инновационной системы и создание  недостающих;

 

-укрепление и гармонизация  связей между отдельными звеньями  национальной инновационной системы;

 

-обеспечение необходимых  условий для деятельности как  целостной системы и реализации  её конкурентных преимуществ.

 

Реализация государственной  политики в области развития науки  и технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую сферы экономики, ориентированные на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.

 

Для решения задач по реализации государственной инновационной  политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.

 

Одно из перспективных  направлений - развитие национальной венчурной  индустрии. Для расширения ресурсной  базы венчурных фондов готовятся  нормативно-правовые акты, которые  предоставят возможность участия  в них пенсионных фондов, страховых  компаний и коммерческих банков. Будут  разработаны и правила совместного  участия в венчурных фондах частных  инвесторов и государства (за счет средств  из бюджетных и внебюджетных источников). В настоящий момент начато создание системы специализированных центров  по венчурному предпринимательству. Они  обеспечат информационную поддержку  и консультирование, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала  инновационных предприятий для  совместной деятельности с венчурными инвесторами.

 

Другим из основных направлений  инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами  государственного значения, призванными  решать задачи захвата различных  секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Информация о работе Анализ государственного регулирования инновационной деятельности