Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 5

1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 5

1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 6

1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 8

1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов 10

Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15

2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 15

2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 19

2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ 22

2.4 Анализ государственной инновационной деятельности 23

Заключение 28

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

 

«Методы воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 77 с.»

 

1.4 Прямые методы государственного  регулирования инновационных процессов

 

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в  двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

 

«Программно-целевая форма  государственного регулирования инноваций  предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных  целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных новшеств (товаров, технологических  процессов, услуг), и фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 77 с.»

 

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов  распространенной в настоящее время  системы контрактных отношений - договоров между заказчиками  и подрядчиками.

 

В системе прямых методов  воздействия государства на инновационный  процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с  промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых  научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий  для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

 

В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

 

1.5 Косвенные методы государственного  регулирования инновационных процессов

 

В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

 

«Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 78 с.»

 

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов  достаточно разнообразны.

 

К косвенным методам следует  отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

 

-в освобождении от  налогообложения той части прибыли  предприятий и организаций, которая  направляется на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;

 

-исключении валютных  средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной)  продукции и направленных на  приобретение специального оборудования  и уникальных приборов;

 

-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

 

-уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

 

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные  меры государственного регулирования  инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов  инновационных разработок, нововведений.

 

1.6 Финансирование инновационной  деятельности

 

«Развитие инновационной  деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных  структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 69 с.» Исходными  принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система  финансирования инноваций, должны выступать:

 

четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных  научно-технических достижений;

 

логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

 

множественность источников финансирования; широта и комплексность  системы, т. е. возможность охвата максимально  широкого круга технических и  технологических новинок и направлений  их практического использования;

 

5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

 

«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет  свою специфику и выступает как  составной элемент финансовой политики государства. Коноплев С.П. Инновационный  менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 70 с.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

 

-создание необходимых  предпосылок для быстрого и  эффективного внедрения технических  новинок во всех звеньях хозяйственного  комплекса страны, обеспечение ее  структурно-технологической перестройки;

 

-сохранение и развитие  стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях  развития;

 

-создание необходимых  материальных условий для сохранения  кадрового потенциала науки и  техники, предотвращения его утечки  за рубеж.

 

В настоящее время в  качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной  деятельности, выступают:

 

-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и  региональном уровнях;

 

-средства специальных  внебюджетных фондов финансирования  НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые  предприятиями, региональными органами  управления;

 

-собственные средства  предприятий;

 

-финансовые ресурсы различных  типов коммерческих структур (инвестиционных  компаний, коммерческих банков, страховых  обществ, финансово-промышленных  групп и т. п.);

 

-кредитные ресурсы специально  уполномоченных правительством  инвестиционных банков;

 

-конверсионные кредиты  для научно-технических и производственных  предприятий оборонного комплекса;

 

-иностранные инвестиции  промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

 

-средства национальных  и зарубежных научных фондов;

 

-частные накопления физических  лиц.

 

Суть стратегии активного  вмешательства заключается в  признании государством научной, научно-технической  и инновационной деятельности как  главной, определяющей экономический  рост национального хозяйства. Государство  берет на себя активную роль в организации  и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых  вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

 

 Глава 2 Анализ государственного  регулирования инновационной деятельности  в РФ

 

2.1 Органы государственного  регулирования инновационного процесса  в РФ

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

 

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную  структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и  анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.

 

«Организационный механизм государственного регулирования инновационной  деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать  условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 42 с.»

 

Субъектами инновационной  политики выступают центральные  и местные органы власти, предприятия  и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие  формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

 

Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:

 

-информирование Президента  о процессах, происходящих в  научно-технической сфере в стране  и за рубежом;

 

-разработка предложений  о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

 

-анализ и экспертиза  поступающих на заключение Президента  проектов законодательных актов  по научно-техническим вопросам;

 

-подготовка предложений  о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим  вопросам;

 

-участие в подготовке  официальных документов и материалов  по научно техническим вопросам  для Президента РФ.

 

Органы законодательной  власти РФ - Государственная дума и  Совет Федерации - имеют право  инициирования законов в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности. В обеих палатах  функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

 

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

 

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной  работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

 

Министерство образования  и науки РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики в области образования  и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач  министерства относятся:

 

-организация научно-технического  прогнозирования;

 

-выбор и оценка приоритетных  направлений развития образования,  науки и техники;

 

-разработка и применение  организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

 

-создание государственных  научно-технических программ и  проектов;

 

-методическое руководство  подготовкой кадров региональных  и межрегиональных научно-технических  программ;

 

-финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

 

-создание и развитие  благоприятной среды для научной  и инновационной деятельности;

 

-формирование соответствующих  систем экономического стимулирования  и организационных структур;

 

-организация условий  для опережающего развития фундаментальных  научных исследований;

 

-обеспечение формирования  государственной политики в области  международных связей в сфере  образования, науки и техники  и др.

 

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

Информация о работе Анализ государственного регулирования инновационной деятельности