Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 5
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 5
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 6
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 8
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов 10
Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 15
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 19
2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ 22
2.4 Анализ государственной инновационной деятельности 23
Заключение 28
Список литературы 30
«Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 77 с.»
1.4 Прямые методы
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
«Программно-целевая форма
государственного регулирования инноваций
предполагает контрактное финансирование
последних посредством
Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.
В системе прямых методов
воздействия государства на инновационный
процесс важное место занимают мероприятия,
стимулирующие кооперацию промышленных
предприятий в области
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.
1.5 Косвенные методы
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.
«Косвенные методы, используемые
в реализации государственной инновационной
политики, наделены, с одной стороны,
на стимулирование инновационных процессов,
а с другой - на создание благоприятного
(социального, экономического, психологического)
климата для новаторской
Состав, структура и содержание
косвенных методов
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:
-в освобождении от
налогообложения той части
-исключении валютных
средств научных организаций
и вузов из числа
-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;
-уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.
Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
1.6 Финансирование инновационной деятельности
«Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 69 с.» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:
четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
множественность источников
финансирования; широта и комплексность
системы, т. е. возможность охвата максимально
широкого круга технических и
технологических новинок и
5) адаптивность и гибкость,
предполагающие постоянную
«В условиях регулируемых
рыночных отношений система
-создание необходимых
предпосылок для быстрого и
эффективного внедрения
-сохранение и развитие
стратегического научно-
-создание необходимых
материальных условий для
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
-средства специальных
внебюджетных фондов
-собственные средства предприятий;
-финансовые ресурсы различных
типов коммерческих структур (инвестиционных
компаний, коммерческих банков, страховых
обществ, финансово-
-кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
-конверсионные кредиты
для научно-технических и
-иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
-средства национальных и зарубежных научных фондов;
-частные накопления
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики
Глава 2 Анализ государственного
регулирования инновационной
2.1 Органы государственного
регулирования инновационного
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление
инновационным процессом, независимо
от уровня управления, включает: а) организационную
структуру управления - конкретные
органы управления, распределение власти
и ответственности между ними,
соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора, обработки и
анализа необходимой
«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 42 с.»
Субъектами инновационной
политики выступают центральные
и местные органы власти, предприятия
и организации государственного
сектора, самостоятельные хозяйствующие
формирования, общественные организации,
сами научные работники и
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:
-информирование Президента
о процессах, происходящих в
научно-технической сфере в
-разработка предложений
о стратегии научно-
-анализ и экспертиза
поступающих на заключение
-подготовка предложений
о заключении
-участие в подготовке
официальных документов и
Органы законодательной
власти РФ - Государственная дума и
Совет Федерации - имеют право
инициирования законов в сфере
научно-технической и
Основным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
в научно-технической и
Основными функциями комиссии
являются обеспечение согласованной
работы федеральных органов
Министерство образования
и науки РФ является центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-
-организация научно-
-выбор и оценка приоритетных
направлений развития
-разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
-создание государственных научно-технических программ и проектов;
-методическое руководство
подготовкой кадров
-финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
-создание и развитие
благоприятной среды для
-формирование соответствующих
систем экономического
-организация условий
для опережающего развития
-обеспечение формирования
государственной политики в
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
Информация о работе Анализ государственного регулирования инновационной деятельности