Воздействие «вредной» информации на индивидуальное и массовое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Цель работы: детальное рассмотрение такой проблемы как влияние «вредной» информации на общественное и индивидуальное сознание и исследование различных видов информации, оказывающей неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей, что является очень актуальным на сегодняшний день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие «информация». Классификация, виды…………………….............4
2. Характеристика «вредной» информации……………………………………..6
3. Воздействие «вредной» информации на сознание человека и общества в целом…………………………………………………………………………….....8
4. Защита от воздействия на сознание «вредной» информацией…………….10
Заключение…………………………………………………………………….…18

Работа содержит 1 файл

реферат НПВЗИa.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 

 Соотношение понятий информационная безопасность и защита от вредной информации достаточно подробно исследовано профессором А.И. Алексенцевым, который рассматривал защиту от вредной информации как одну из трех составляющих информационной безопасности.  

Информационная безопасность, по мнению Алексенцева состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации и защиту субъектов от негативного информационного воздействия.  

3. Воздействие «вредной»  информации на  сознание человека  и  общества  в целом. 
 

Главным объектом применения социальной информации как  оружия является сфера общественного  сознания индивидуума и различных  общностей людей, национальный менталитет, духовно-нравственные и социально-психологические качества личности и общества в целом. Определенным образом структурированная и подготовленная информация такого рода может быть исключительно сильным средством деформации индивидуального сознания, вплоть до изменения психики, доведения ее до болезненного состояния. Более того, она способна стать побудительным мотивом к суицидальным действиям, может вызвать широкомасштабные протестные действия, экстремистские выступления, террористические акты, крупные вооруженные столкновения и т. д. 

При ведении  информационной войны в общественное сознание народа страны, ставшей жертвой  агрессии, целенаправленно внедряются такие ложные представления об окружающем мире, которые позволяют агрессору  в дальнейшем свободно манипулировать как правительством, так и населением этой страны и осуществлять захват необходимых ресурсов, практически не встречая сопротивления, без применения оружия обычного типа. 

Агрессивное (по целям) использование социальной информации может прикрываться лозунгами о «социально-экономической помощи», «культурном сотрудничестве» и осуществляться через управляющую «элиту» страны – жертвы агрессии, которая в меру сформированных у нее установок способна нередко искренне верить, что работает во благо своего народа. 

Преимущества  информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием: 

относительно  невысокие затраты; 

лучшая возможность  скрытого применения; 

размытость традиционных границ воздействия; 

отсутствие выраженного  отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности; 

меньший риск собственного поражения; отсутствие экологического ущерба; 

возможность сохранения материально-экономической инфраструктуры. 

Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», более «гуманным». Это очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие губительнее для людей, чем обычное средство поражения. Оно направлено против самого трудновосполнимого в человеке - его психики. И поэтому калечит людей глубже пулевого или осколочного ранения, искажая и опустошая их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает преступное поведение, наркоманию, психические расстройства, суициды. 

После обычных  войн рождаются здоровые, полноценные  дети; общечеловеческий потенциал восстанавливается  достаточно быстро. Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания. 

Информационное  оружие – это новый, страшный и  пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей  интенсивности и изощренности его  применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной основы жизнеспособности. 

Масштабность  и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают  обеспечение информационно-психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Поэтому способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения становится важнейшей задачей любого государства. 
 

4. Защита от воздействия  на сознание «вредной»  информацией.

  

Нынешнее состояние  информационной безопасности России - это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности. Назовем самые важные из них. 

Во-первых, начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются: 

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности; 

возможные последствия  угроз информационной безопасности; 

методы и средства предотвращения и нейтрализации  угроз информационной безопасности; 

особенности обеспечения  информационной безопасности в различных  сферах жизнедеятельности общества и государства; 

основные положения  государственной политики по обеспечению  информационной безопасности в РФ. 

На основе Доктрины осуществляются: 

формирование  государственной политики в области  обеспечения информационной безопасности; 

подготовка предложений  по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности; 

разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности. 

Во-вторых, к  настоящему времени проведены первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах  государственной власти, органах  власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти. 

В-третьих, обеспечению  информационной безопасности способствуют созданные: 

государственная система защиты информации; 

система лицензирования деятельности в области защиты государственной  тайны; 

система сертификации средств защиты информации. 

Вместе с тем  анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует требованиям времени. Все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы. 

1. Современные  условия политического и социально-экономического  развития страны все еще сохраняют  острые противоречия между потребностями  общества в расширении свободного  обмена информацией и необходимостью  действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. 

2. Противоречивость  и неразвитость правового регулирования  общественных отношений в информационной  сфере существенно затрудняет  поддержание необходимого баланса  интересов личности, общества и  государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. 

3. Необеспеченность  прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. 

4. Закрепленные  в Конституции РФ права граждан  на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных). 

5. Нет четкости  при проведении государственной  политики в области формирования  российского информационного пространства, а также организации международного  информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена. 

6. Недостаточна  государственная поддержка деятельности  российских информационных агентств  по продвижению их продукции  на зарубежный информационный  рынок. 

7. Не улучшается  ситуация с обеспечением сохранности  сведений, составляющих государственную тайну. 

8. Серьезный  урон нанесен кадровому потенциалу  научных и производственных коллективов,  действующих в области создания  средств информатизации, телекоммуникации  и связи, в результате массового  ухода из этих коллективов  наиболее квалифицированных специалистов. 

9. Отставание  отечественных информационных технологий  вынуждает федеральные органы  государственной власти, органы  власти субъектов РФ и органы  местного самоуправления при  создании информационных систем  идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм. Из-за этого повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. 

10. В связи  с интенсивным внедрением зарубежных  информационных технологий в  сферы деятельности личности, общества  и государства, а также с  широким применением открытых  информационно-телекоммуникационных  систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения информационного оружия против соответствующей инфраструктуры России. Работы по адекватному противодействию этим угрозам ведутся в условиях недостаточной координации и слабого бюджетного финансирования. Не уделяется необходимое внимание развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы. 

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет  наиболее важные из них: 

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики; 

развитие и  совершенствование системы обеспечения  информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам; 

разработка федеральных  целевых программ обеспечения информационной безопасности; 

разработка критериев  и методов оценки эффективности  систем и средств обеспечения  информационной безопасности, а также  их сертификации; 

совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения  информационной безопасности; 

установление  ответственности должностных лиц  федеральных органов власти и  местного самоуправления, юридических  лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности; 

Информация о работе Воздействие «вредной» информации на индивидуальное и массовое сознание