Василий Васильевич Леонтьев в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

В экономической науке ХХ в. Василий Васильевич Леонтьев занимает выдающееся место. Получив образование и начав научные исследования в России, он развернул свои главные научные разработки в США, которые затем охватили множество стран. В.В. Леонтьев является создателем глубокой и разветвленной теории структурного анализа экономических систем (Input - Output Analysis), на протяжении нескольких десятилетий был организатором и истинным лидером международного содружества экономистов-единомышленников, советником многих правительств. В 1973 г. В. Леонтьеву была присуждена Нобелевская премия по экономике. В.В. Леонтьеву, одному из немногих даже среди выдающихся ученых-экономистов, удавалось гармонично совмещать теоретический анализ с прикладными экономическими работами в странах с самыми различными социально-экономическими укладами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... 3
Глава I. Биографические периоды ……………………………………. 4
Петроградский период………………………………………………….. 4
I.II. Берлинский период………………………………………………..... 8
I.III. Китайский период………………………………………………….9
Глава II. Жизнь в Америке……………………………………..10
II.Ii . Нобелевская премия………………………………………18
Глава III. О месте В. Леонтьева в мировой экономической науке….21
Заключение……………………………………………………………...28
Приложения………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Реферат ИТУ!!!!.docx

— 866.80 Кб (Скачать)

   Тем не менее, большинство политиков и влиятельных предпринимателей увидели в предложениях Леонтьева покушение на основополагающие принципы американской экономической и политической системы, а потому постарались их заблокировать.

   Однако идеи, высказанные Леонтьевым, не пропали, тем более что во многих странах правительства пришли к сходным выводам методом проб и ошибок. В противном случае не было бы "экономических чудес" ни в Гонконге, ни в Таиланде, ни в Чили, ни в Бразилии.

Восстановление  связей с Россией.  

Имя Леонтьева реабилитировали у  нас только в 60-х годах. Академик Немчинов пробил публикацию рецензии на его книгу «Исследование американской экономики», потом напечатали и саму книгу и даже пригласили самого автора, что было в те времена исключительной редкостью. Скорее всего, за этим жестом стояла политика. Хрущев готовился к поездке в Америку. Хотя Леонтьев не был политической фигурой, сама его личность влиятельного ученого, русского эмигранта в какой-то мере воплощала связь обеих наций, а научные достижения могли пригодиться для международного сотрудничества. Леонтьева встречали почтительно, даже заискивающе. Но все испортил он сам, поскольку не стал хвалить нашу плановую экономику, которая строится на двойной и тройной бухгалтерии.

   В. Леонтьев высоко оценил новаторские российские разработки Госкомстата России по использованию метода «затраты – выпуск» при построении межотраслевых балансов.

   В декабре 1991 по инициативе мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака и В.В. Леонтьева  в Санкт-Петербурге, родном городе нобелевского лауреата и основателя Мирового института экономического анализа,  откроется наш собственный Международный центр социально-экономических исследований, которому он согласится дать свое имя. Несколько лет назад, едва не до самой смерти в феврале 1999 года, он консультировал приезжавших к нему из России молодых реформаторов, давал интервью по вопросам ценообразования, денежной политики, допустимых форм государственного регулирования рыночных процессов и с горечью наблюдал за тем, как испытанные в других странах его модели на родине вроде бы изучались, но, увы, оставались достоянием научных конференций и газетных дискуссий.

  Сергей Васильев, научный руководитель Леонтьевского центра: “То научное направление, которого придерживался в последние годы Василий Васильевич,  идет в существенной мере в разрез с практикой пореформенной России. Тут проводились либеральные реформы, а госрегулирование практически не применялось. Василий Васильевич считал, что необходим баланс между рынком и госрегулированием”.   

В 1994 году в Санкт-Петербурге будет  опубликован сборник «Избранные статьи», а в 1997 - книга «Межотраслевая экономика». Благодаря Василию Васильевичу  происходит расширение прогностических  исследований на основе модификаций  и обобщений модели «затраты-выпуск»  в Институте народнохозяйственного  прогнозирования РАН, Институте  экономики и организации промышленного производства СО РАН, Институте макроэкономических исследований Минэкономразвития России.

Леонтьев  много раз успел побывать у  нас в последние годы жизни. Мудрец с огромным чувством юмора и такта, он не давил рецептами, рекомендациями. Он не принял предложения Ельцина, отказался  стать его советником, потому что  понимал, что нет  того объективного статистического материала, без которого  немыслима его методика, немыслима современная экономика, и не уставал удивляться, как много можно построить моделей «на песке» и серьезно обсуждать их достоинства, ведь экономика – это не философия, в ее основе «строгая цифирь», высшая математика.

В свете  Леонтьевских моделей, их равно успешном использовании и в Японии, и  в США, Мексике, смешно звучат идеи о  евразийстве, об особом месте и пути России. То, что возможно в религии  и культуре - любой народ волен  поклоняться своим идолам, то не мыслимо в экономике в эпоху  интеграции, общих рынков и всеобщем стремлении к процветанию.

Глава III. О месте В. Леонтьева в мировой экономической науке

    Заслуги  В. Леонтьева в создании и распространении исключительно продуктивного научного направления вполне достаточны для признания его классиком мировой экономической науки. Известный историк экономической мысли М. Блауг начинает свою статью об ученом следующим тезисом: « Карьера Леонтьева – один из лучших в экономической науке примеров преимуществ интеллектуального разделения труда: вся жизнь этого ученого была посвящена работе над созданием и усовершенствованием единственного технического приема – анализа  «затраты - выпуск"  работе, которая была начата им еще в ранней юности в России и которая затем была продолжена в Америке, а позднее и почти во всех странах мира». Полагаю, что высокая оценка М. Блауга неполна. Место В. Леонтьева в мировой науке отнюдь не исчерпывается созданием и распространением «единственного технического приема», а определяется еще, как минимум, тремя направлениями. Во-первых, это влияние теории «затраты - выпуск» на модернизацию ряда основополагающих экономических теорий. Во-вторых, исследования многих научных проблем, выходящих за рамки «затраты - выпуск». В-третьих, развитие общей методологии и организации научных исследований. В. Леонтьев признавал, что теоретической платформой метода «затраты - выпуск» являются «экономическая таблица» Ф. Кенэ и модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. Но благодаря развитию теории и методологии «затраты - выпуск» открылись широкие возможности для модернизации, конкретизации и практического применения идей Кенэ Вальраса, а попутно и многих других абстрактных теоретических конструкций. Пожалуй, наиболее сильно конструктивная роль метода «затраты - выпуск» проявилась в создании «вычислимых» моделей общего экономического равновесия, описывающих экономику в целом в виде больших систем уравнений. До В. Леонтьева, в принципе, был осуществим только анализ частичных равновесий для отдельных областей экономики. Использование универсального матричного представления множества функций спроса и издержек (матриц Леонтьева) открыло дорогу многим прикладным моделям общего равновесия региональной, национальной и мировой экономики. В течение уже ряда десятилетий идет процесс интеграции моде-  
ли «затраты - выпуск» В теории экономического роста, структурных изменений, взаимодействия экономики и окружающей среды и другие теоретические области.

   Разумеется, и теоретическое мышление Леонтьева обогащал ось идеями многих экономических теорий. В большом числе научных трудов, посвященных творчеству В. Леонтьева, особенно выходящих в последние годы, анализируются взаимоотношения его теоретических подходов с теориями исторической школы, К. Маркса, В. Дмитриева, Л. Борткевича, Н. Кондратьева, Т. Веблена, Дж. Кейнса и особенно  
п. Сраффы
, параллельно развивавшего свою теорию производства товаров посредством товаров.

          Различные, непростые аспекты исторических и логических взаимоотношений теорий экономической классики и теории «затраты - выпуск» анализировались на специальной сессии Двенадцатой конференции международной ассоциации «затраты - выпуск» (май 1998 г.), основные доклады которой в виде журнальных статей были опубликованы уже после смерти В. Леонтьева8). Однако, пожалуй, наиболее четко современный взгляд на вклад В. Леонтьева в классическую экономику сформулировал известный теоретик В. Баумоль. Категорически возражая против распространенного мнения о том, что труды Леонтьева в основном только дополняют предшествующих теоретиков (Кенэ; Маркса, Борткевича), он определяет вклад Леонтьева как «революционный провыв», «гигантский прыжок вперед», снабдивший науку новым и мощным инструментом, приспосабливаемым к эмпирическим исследованиям и анализу разнообразных прикладных проблем.

   Особого рассмотрения заслуживает место в мировой науке математической стороны учения Леонтьева - это конструирование экономических моделей в форме систем алгебраических и дифференциальных уравнений, анализ математических свойств моделей, выявление математических пара метров с глубоким экономическим содержанием (например, коэффициентов полных затрат, наибольших собственных значений матриц и др.). По-видимому, только система уравнений экономического равновесия Л. Вальраса оказала прямое влияние на создание модели «затраты - выпуск»; это много раз отмечал сам В. Леонтьев. Работа же русского  
эко
номиста-математика В.К. Дмитриева, давшего формулу исчисления полных народнохозяйственных затрат, в основе которой лежат те же «технические коэффициенты», что и в последующих моделях Леонтьева, оказалась вне его поля зрения, что вызывало недоумения у историков экономической мысли.

   Малоизвестно, что целый ряд исследователей параллельно и независимо друг от друга двигались в этом же направлении. В 1926 г. А. Шатуновский прочитал в Московской коммунистической академии доклад «Математический опыт учета элементов народного хозяйства посредством системы линейных уравнений». Близкий подход развивал примерно в те же годы известный российский экономист Л. Крицман. Работавший в Германии уроженец Грузии Г. Чара сов в 1910 г.  
опубликовал книгу, где предложил формулу исчисления цен, аналогичную леонтъевской. Позже еще один «параллельный» исследователь Р. Ремак также предлагал систему уравнений для анализа национальной экономики. Но никому из названных авторов не удалось довести свои идеи до практического применения.  
Зато у математических моделей Леонтьева - вполне счастливая судьба. Исследования «матриц Леонтьева», доказательства теорем существования решений его статических и динамических моделей, анализ их математических свойств образуют важную часть современной математической экономики.

   В. Леонтьев прекрасно ориентировался в сложном и противоречивом теоретическом поле экономики. Об этом можно судить по статьям о К. Марксе и Дж. Кейнсе, включенным в его книгу «Экономические эссе».

   Он отмечает «знаменитые» марксовы схемы воспроизводства капитала, четкое разделение эндогенных и экзогенных факторов в построении марксовой теории (что, безусловно, необходимо для конструирования математических моделей экономики), особенно ценит Маркса за использование реальных фактов, однако,  
от
апологетики марксизма Леонтьев очень далек

Информация о работе Василий Васильевич Леонтьев в мировой экономике