Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:31, реферат
Все платежи, которые проходят в Сети между продавцом и покупателем, так или иначе связаны с банковскими структурами. Собственно организация возможности перевода денежных средств от одних субъектов к другим и является первой функцией банков. Изначально в России для предоставления данной услуги в Интернет банками были созданы специальные системы, которые обслуживали такие платежные средства, как пластиковые карты. В последнее время для организации платежей между сторонами банки предоставляют клиентам возможность доступа к своим счетам напрямую через Интернет.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....………3
УСЛУГА ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА…………...................................4
ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ ЗА РУБЕЖОМ……………………………6
РОССИСКИЙ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ…………………………….9
СИСТЕМА «ТЕЛЕБАНК» …………………...…………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Банки
играют огромную роль в современной
экономике. Основными функциями
коммерческих банков являются: посредничество
в платеже («почтовая» функция), финансовое
посредничество первого типа - кредит
/ депозит, покупка / продажа ценных
бумаг и валюты, - и финансовое
посредничество второго типа - размещение
ценных бумаг эмитента на рынке (банк
может быть эмиссионным платежным
агентом либо андеррайтером). От качества
и разнообразия этих услуг зависит
состояние экономики в целом,
степень удовлетворенности
Современные Интернет-технологии позволяют банкам часть своих услуг возвести на новый уровень, тем самым привлекая новых клиентов и снижая затраты по их обслуживанию.
Все
платежи, которые проходят в Сети
между продавцом и покупателем,
так или иначе связаны с
банковскими структурами. Собственно
организация возможности
Услуга E-banking - в русском языке обычно используется термин «Интернет-банкинг». Чаще всего, принято отождествлять понятие услуги Интернет-банкинг с предоставлением клиенту возможности прямого доступа к банковскому счету через Интернет с помощью обычного компьютера и с использованием стандартного браузера. Другими словами, Интернет-банкинг - это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через Интернет. Придерживаясь данного определения, можно сказать, что услуга Интернет-банкинг включает в себя следующие возможности (каждая из которых реализуется через Интернет):
· осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);
· оплачивать счета за связь (IP_телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);
· производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
· переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;
· покупать
и продавать иностранную
· пополнять / снимать денежные средства со счета пластиковой карты;
· открывать различные виды счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства;
· получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
· получать информацию о поступивших платежах в режиме реального времени;
· получать
информацию об осуществленных платежах
и при необходимости
· другие дополнительные услуги: подписку на журналы и газеты, брокерское обслуживание.
Использование систем Интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.).
Системы Интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
Возможность
работать со счетами пластиковых
карт позволяет пользоваться услугами
Интернет-магазинов как в России, так и
за рубежом на абсолютно безопасном уровне
- достаточно перевести с помощью системы
Интернет-банкинга требуемую сумму средств
на карту, а затем с помощью этой карты
оплатить какую-либо услугу или товар
в Интернет-магазине на веб-сайте последнего.
При этом в системе будут доступны выписки
по карт-счету, из которых можно определить
какая сумма средств списана с карты, за
что и т.п.
Первые
проекты, связанные с управлением
банковскими счетами через
В США почти все крупнейшие банки оказывают услугу Интернет-банкинга, на Интернет приходится три, а в Европе - четыре процента от общего объема всех банковских операций. Наиболее популярен Интернет-банкинг на севере Европы, например, в Швеции к таким онлайновым услугам по состоянию на 2007 год прибегают 63,7% Интернет-пользователей.
В целом, довольно высок и уровень «интернетизации» банков из стран Латинской Америки. Кроме обычных банков, предоставляющих услугу Интернет-банкинга, на Западе работают виртуальные банки и онлайновые ссудные компании - организации, у которых нет ни одного физического отделения для работы с клиентами: все банковские операции совершаются через Интернет. Единственное исключение - это связь клиента и банковского персонала с помощью телефона в экстренных случаях. Стоимость привлечения и удержания клиентов для виртуальных банков достаточно высока. Задачей банков является переведение пользователей со стадии получения информации на стадию совершения электронных транзакций.
Наблюдается масштабность и глубина проникновения информационных технологий в банковский бизнес за рубежом.
Таблица 1. Пользователи Интернет-банкинга в % от общего в Западной Европе
Страна | 2001 г. | 2004 г. | 2007 г. |
Германия | 44,0% | 53,2% | 57,8% |
Великобритания | 35,0% | 48,8% | 55,4% |
Швеция | 50,6% | 59,6% | 63,7% |
Норвегия | 45,5% | 55,7% | 59,8% |
Финляндия | 45,3% | 51,1% | 58,1% |
Франция | 32,6% | 45,3% | 49,2% |
Италия | 20,4% | 35,5% | 43,9% |
В среднем по Европе | 34,3% | 45,9% | 51,2% |
Таким образом, видно, что наиболее развит Интернет-банкинг на территории стран Европы, где лидерами по популярности этого вида услуг являются Нидерланды, Германия и Дания.
Второе же место удерживает Америка, а замыкает список стран с достаточно развитым этим видом услуг Россия. Интернет-банкинг при этом, как вид услуг, невзирая на определенные сложности, довольно быстро развивается - ведь в условиях серьезной конкуренции со стороны «настоящих» банков, интернет-банки вынуждены предлагать значительно более высокий процент - до 4% годовых, в то время как традиционные банки редко дают больше 0,5-0,6%. Наиболее же популярен этот вид услуг у клиентов в возрасте от 18 до 29 лет.
На Западе количество банковских операций, осуществляющихся через сеть, уже превысило 30% от общего объема операций, проводимых клиентами кредитных учреждений. Количество клиентов Интернет - банкинга в Европе и США уже превысило 120 млн. человек. При этом в одной только Европе оборот ИБ составляет сегодня 5 млрд. евро. По данным компании Gomez Advisors (специализирующейся на исследовании деятельности банков, финансовых организаций и брокерских фирм), 62% опрошенных банков предоставляют по Интернету информацию о совершении транзакций в реальном времени.
Общий объем операций, осуществляемых вне банковских отделений (т.е. через банкоматы, телефоны и компьютеры), в США растет ежегодно на 15% и сейчас составляет около 75%. 80% банков предлагают услуги домашнего банкинга - от электронной оплаты счетов до управления инвестиционными портфелями. В настоящее время в Западной Европе (Германии, Испании, Франции, Нидерландах) электронных банков в 2 раза больше, чем в США У потребителей наивысшим рейтингом за качество предоставляемых онлайновых услуг пользуются следующие банки: Security First Network Bank; Wells Fargo Bank; Citibank; Salem Five Cents Saving Bank; Bank of America.
Наиболее
активно банковские интернет-услуги
развиты в северных странах - Финляндии,
Норвегии, Швеции, где их оказывают
приблизительно у 95% банков и пользуются
70% клиентов. Согласно данным Шведской
ассоциации банков, в этой стране услугами
интернет - банкинга пользуются почти
40% населения, что делает Швецию одним
из мировых лидеров в развитии систем
интернет-банкинга. Достаточно высокая
для Европы степень интернетизации населения
привела к тому, что шведские банки одними
из первых стали предлагать свои услуги
через Интернет. На сегодняшний день безусловным
лидером интернет банкинга в Швеции признан
Skandia Banken, являющийся подразделением страховой
группы Skandia.Из-за опасений, связанных
с безопасностью транзакций и традиционно
высокой доли расчетов с использованием
бумажных чеков, США несколько отстают
от Европы. Тем не менее, удаленные сервисы
используют уже около 50% американцев, имеющих
расчетные счета и депозиты.
В настоящее время услуги через Интернет предоставляют более 50 российских банков.
По приблизительным оценкам, в России в настоящее время общее число пользователей интернет - банкинг, а составляет 1,2-1,5 млн. человек, из них 90% - физические лица. По итогам прошлого года число пользователей услуги выросло более чем в два раза. Эксперты утверждают, что в ближайшие годы темпы роста составят не менее 100% в год. Если и говорить о замедлении динамики то не раньше 2011 года, когда рынок будет перенасыщен подобными предложениями.
Первым в России начал использовать Интернет-банкинг Автобанк в мае 1998 г. Тогда рынок частных вкладов имел серьезный потенциал. Затем наступил финансовый кризис. Вначале 2000 г. только два российских банка - «Автобанк» и «Гута Банк» (ныне ВТБ 24) предлагали полнофункциональный банковский сервис через Интернет своим частным клиентам, да несколько банков экспериментировали с интернет-версиями систем «клиент-банк» для корпоративных клиентов. Полноценный рынок банковских интернет-услуг начал формироваться в России в 2000 году, когда не единицы, а десятки банков стали развивать интерактивное банковское обслуживание через Интернет.
Банки,
которые делают ставку на развитие
Интернет-банкинга (ИБ), задумываются о
введении различных «фишек». Так, в электронном
офисе Ситибанка можно поменять пин-код
карты. В «Авангарде» через ИБ клиенту
предоставляется возможность подать заявление
на увеличение лимита по кредитке, а затем
узнать о принятом решении. В электронной
системе Промсвязьбанка есть готовые
шаблоны с реквизитами для оплаты штрафов
ГИБДД. Урса-банк в текущем году планирует
ввести функцию оплаты авиа - и железнодорожных
билетов в режиме онлайн.
Однако в целом что-то радикально новое в функционале ИБ придумать сложно, даже опираясь на лучший западный опыт. Большинство востребованных клиентами функций, которые предлагают электронные офисы зарубежных банков, уже доступны и в российских финучреждениях.
Впрочем, российские кредитные организации еще не предоставляют полноценных услуг по страхованию депозитов и онлайн-выдаче кредитов, которые распространены, например в США.
Кроме того, в отечественных банках слабо развита услуга по приобретению паев ПИФов. Между тем интерес к этому инструменту инвестиций растет, поэтому сервис пользовался бы спросом, несмотря на то, что пайщики - узкий клиентский сегмент. В данном случае нужно, чтобы потребитель пользовался ИБ данной кредитной организации и заинтересовался ее ПИФами. Сегодня подобную услугу предлагают ВТБ24, Альфа-банк, БМ.
Информация о работе Услуга интернет-банкинга в России и за рубежом