Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1 Проблемы творчества 5

1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8

1.3 Творчество и информатика 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.07 Кб (Скачать)
    1. Творчество  и информатика

       Поскольку цель образования – развитие личности, формирование гармоничного, социально  адаптированного человека, который  ориентируется и в технике, и  в науке, и в искусстве, – в  начальную школу вводится предмет  информатика.

       Трудно  назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась  бы столь стремительно, как информатизация и компьютеризация общества. Проникновение  компьютеров во все сферы жизни  общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.

       Массовое  использование компьютеров постоянно  расширяет объем и виды информационной деятельности. Эта сфера переживает этап чрезвычайно бурного развития, происходит постоянное обновление информационных ресурсов, средств информационной технологии, старые заменяются более перспективными. Происходит "перекачивание" трудовых ресурсов из материальной сферы в  информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации (WEB-дизайнер, администратор локальной компьютерной сети, делопроизводитель со знанием персонального компьютера и т.д.). Анализируя влияние информатики на структуру занятости населения, соотношение различных видов деятельности в общей структуре профессиональной деятельности в основных отраслях производства, науки, транспорта, связи, можно отметить все возрастающую роль изучения информатики, информационных технологий в подготовке подрастающего поколения к труду, продолжению образования[6]. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему не пришлось работать в будущем.

       В научно-педагогической литературе рассматриваются  авторские модели и педагогические системы, направленные на развитие творчества школьников средствами ИКТ (Г.А.Андрианова, П.Ю.Дик, Н.Г.Новикова и др.), в которых  разработаны средства и способы  развития творчества учащихся через: различные  способы организации деятельности обучающихся; применение дистанционного обучения; проектную деятельность; систему творческих заданий и  др. Каждая из авторских моделей  является ценной в плане выявления  общих и специфических подходов к формированию творческой личности.

       Качество  творческой деятельности, выраженное в компьютерных продуктах учащихся, определяется уровнем сформированности базовых подструктур личности, развивающихся  в адекватных условиях информационно-образовательной  среды. Мотивационные установки  влияют на усвоение знаний, умений и  навыков, на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Благодаря развитию когнитивной составляющей учащиеся получают возможность работать с  разными видами информации, увеличивая свободу выбора содержания и информационных средств [9]. Операционально-творческий и коммуникативный компоненты выражают степень усвоенности умений и  навыков работы на компьютере, являются показателями активности учащихся, стремления их к конструктивному взаимодействию в процессе творческой деятельности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творчества школьников существует и выявлено, что использование информационных возможностей компьютерных технологий, а также их различных сочетаний в учебном процессе, создает подлинный прорыв в развитии творчества учащихся на всех уровнях системы образования.

       Интерес у ребят к информатике, как  к новому предмету огромен, но когда  они сталкиваются с определенными  трудностями при изучении некоторых  тем курса, учителю приходится дополнительно  стимулировать познавательную деятельность учеников. Здесь приходят на помощь графические редакторы Раint, Adobe Photoshop, Аdobe Illustrator, Согеl Draw и другие. Небольшие  вставки в урок заданий по рисованию  на компьютере снижают психологический  барьер перед техникой, снимают утомление, приглашают ребят к творчеству.

       Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе является творчество в графическом редакторе  [5]. При изучении графического редактора могут применяться как типовое прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы, мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники.

       Опыт  работы в области школьной информатики  подсказывает все настойчивее, что  целесообразнее использовать компьютер  в качестве инструмента детского творчества[16]. Привычный уже графический  редактор, а к нему в дополнение масса других не менее интересных и важных редакторов и программ.

       Учащийся, работающий с компьютерной графической  системой – не ведомый, не объект педагогических воздействий, он самостоятельно определяет цели и способы их достижения, может  решать такие задачи, которые в традиционном обучении были бы ему непосильны, и, следовательно, у него появляется свобода выбора приложения своих интеллектуальных сил. Свобода выбора – это принципиально иной уровень мотивации. Учащийся сам конструирует индивидуальный опыт на основе дивергентного (нестандартного) и дискурсивного (логически детерминированного) мышления[19]. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создает атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя.

       Вмешательство преподавателя минимизировано, потому учащийся сам несет ответственность за результаты своей деятельности.

       В ходе работы с компьютерной графикой у учащихся формируется  ряд своих  личностных качеств, таких как творчество, самостоятельность, критическая оценка получаемой информации;  старшеклассники  получают опыт автономной и совместной деятельности, представления результатов своей работы; осваивают специфические возможности различных графических систем и анализируют целесообразности их использования.

       Компьютерная  графика развивает творческие способности  любого ребенка. Она интересна и  полезна, так как дает возможность  работать с различными видами графики [5]. Учит детей сравнивать виды изображений, видеть возможности и преимущества графических редакторов.

       Одна  из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции.

       Реализация  творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе происходит изучение инструментария, простейшая обработка графической информации;
  • на втором этапе уделяется особое внимание разработке отдельных элементов;
  • на третьем этапе выполняется сложный фотомонтаж.

       Общепедагогическая  направленность занятий гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы обработки растровой графики являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий[8]. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с обрабатываемыми ими продуктами в виде фотографий или рисунков рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся. 

Информация о работе Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике