Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Проблемы творчества 5
1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8
1.3 Творчество и информатика 14
Поскольку цель образования – развитие личности, формирование гармоничного, социально адаптированного человека, который ориентируется и в технике, и в науке, и в искусстве, – в начальную школу вводится предмет информатика.
Трудно
назвать другую сферу человеческой
деятельности, которая развивалась
бы столь стремительно, как информатизация
и компьютеризация общества. Проникновение
компьютеров во все сферы жизни
общества убеждает в том, что культура
общения с компьютером
Массовое
использование компьютеров
В
научно-педагогической литературе рассматриваются
авторские модели и педагогические
системы, направленные на развитие творчества
школьников средствами ИКТ (Г.А.Андрианова,
П.Ю.Дик, Н.Г.Новикова и др.), в которых
разработаны средства и способы
развития творчества учащихся через: различные
способы организации
Качество творческой деятельности, выраженное в компьютерных продуктах учащихся, определяется уровнем сформированности базовых подструктур личности, развивающихся в адекватных условиях информационно-образовательной среды. Мотивационные установки влияют на усвоение знаний, умений и навыков, на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Благодаря развитию когнитивной составляющей учащиеся получают возможность работать с разными видами информации, увеличивая свободу выбора содержания и информационных средств [9]. Операционально-творческий и коммуникативный компоненты выражают степень усвоенности умений и навыков работы на компьютере, являются показателями активности учащихся, стремления их к конструктивному взаимодействию в процессе творческой деятельности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творчества школьников существует и выявлено, что использование информационных возможностей компьютерных технологий, а также их различных сочетаний в учебном процессе, создает подлинный прорыв в развитии творчества учащихся на всех уровнях системы образования.
Интерес у ребят к информатике, как к новому предмету огромен, но когда они сталкиваются с определенными трудностями при изучении некоторых тем курса, учителю приходится дополнительно стимулировать познавательную деятельность учеников. Здесь приходят на помощь графические редакторы Раint, Adobe Photoshop, Аdobe Illustrator, Согеl Draw и другие. Небольшие вставки в урок заданий по рисованию на компьютере снижают психологический барьер перед техникой, снимают утомление, приглашают ребят к творчеству.
Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе является творчество в графическом редакторе [5]. При изучении графического редактора могут применяться как типовое прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы, мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники.
Опыт работы в области школьной информатики подсказывает все настойчивее, что целесообразнее использовать компьютер в качестве инструмента детского творчества[16]. Привычный уже графический редактор, а к нему в дополнение масса других не менее интересных и важных редакторов и программ.
Учащийся, работающий с компьютерной графической системой – не ведомый, не объект педагогических воздействий, он самостоятельно определяет цели и способы их достижения, может решать такие задачи, которые в традиционном обучении были бы ему непосильны, и, следовательно, у него появляется свобода выбора приложения своих интеллектуальных сил. Свобода выбора – это принципиально иной уровень мотивации. Учащийся сам конструирует индивидуальный опыт на основе дивергентного (нестандартного) и дискурсивного (логически детерминированного) мышления[19]. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создает атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя.
Вмешательство преподавателя минимизировано, потому учащийся сам несет ответственность за результаты своей деятельности.
В ходе работы с компьютерной графикой у учащихся формируется ряд своих личностных качеств, таких как творчество, самостоятельность, критическая оценка получаемой информации; старшеклассники получают опыт автономной и совместной деятельности, представления результатов своей работы; осваивают специфические возможности различных графических систем и анализируют целесообразности их использования.
Компьютерная графика развивает творческие способности любого ребенка. Она интересна и полезна, так как дает возможность работать с различными видами графики [5]. Учит детей сравнивать виды изображений, видеть возможности и преимущества графических редакторов.
Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции.
Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:
Общепедагогическая
направленность занятий гармонизация
индивидуальных и социальных аспектов
обучения по отношению к информационным
технологиям. Знания, умения и способы
обработки растровой графики являются
элементами информационной компетенции
- одной из ключевых компетенций современной
школы. Особая роль отводится широко представленной
в курсе системе рефлексивных заданий[8].
Освоение рефлексии направлено на осознание
учащимися того важного обстоятельства,
что наряду с обрабатываемыми ими продуктами
в виде фотографий или рисунков рождается
основополагающий образовательный продукт:
освоенный инструментарий. Именно этот
образовательный продукт станет базой
для творческого самовыражения учащихся.
Информация о работе Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике