Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Проблемы творчества 5
1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8
1.3 Творчество и информатика 14
Современная школа призвана готовить выпускника, способного к личностному, профессиональному, жизненному, социальному, культурному и творческому самоопределению, к успешной реализации себя в непрерывно меняющихся социальных условиях. Анализ научно-методической литературы, изучение практики работы со школьниками убеждают, что в настоящее время на передний план выдвигаются задачи, связанные с эффектным самоопределение растущей личности в различных видах творчески ориентированной деятельности.
Проблема творческого самоопределения – это проблема, которую личность должна решать по мере приобретения опыта творческой деятельности [14]. Однако творческое самоопределение специфическим образом реализуется на разных этапах онтогенеза личности.
Психическое состояние подростков в процессе творчества характеризуется как высокой сосредоточенностью, с одной стороны, так и огромным напряжением эмоциональной и волевой сфер личности, с другой.
Взгляд на творчество, как на полностью бессознательный, по своему характеру, процесс, не подтвердился. Творчество не является бессознательным процессом. Тот факт, что подросток не может охарактеризовать сам процесс творчества, как процесс формирования образа воображения еще не говорит о том, что он не осознает, на что направлены его творческие усилия. Неосознаваемым является только протекание самого процесса в силу полной концентрации внимания подростка на объекте творчества. При этом, в связи с тем, что практического жизненного опыта за свои годы подростками накоплено недостаточно, образное воображение у них работает гораздо слабее, чем у взрослого человека, однако они больше доверяют результатам своего воображения и меньше их контролируют.
У подростков способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Особо
существенными моментами, отражающими
своеобразие психической
Можно
выделить две категории подростков,
отличающихся по степени воздействия
процесса творчества на их психику. Представители
первой категории получают от процесса
творческой деятельности исключительно
эстетическое удовольствие. Дети снисходительно
оценивают результаты своего труда
и с откровенным интересом
ожидают реакцию окружающих. В
данном случае у подростков отмечаются
высокая эмоциональная
Психика
представителей второй категории менее
устойчива. Дети проявляют себя как
склонные к крайностям в поведении,
непоследовательные в суждениях
и поступках. Для этих подростков,
процесс творческой деятельности сам
по себе содержит целый спектр эмоций
и ощущений. Представители данной
категории более нуждаются в
отсутствии помощи «творческого» характера
со стороны окружающих, чем в ее
наличии. Подростки второй категории
нуждаются в периодическом
Творчество, как процесс моделирования чувственного «Я», но не обязательно с акцентом на качество «продукта» творческой деятельности. Последнее, с нашей точки зрения, есть лишь частный случай смысла творчества и наиболее отчетливо прослеживается у подростков первой категории, для которых значительный процент от общего чувства удовольствия во многом состоит из ожидания положительной реакции окружающих. Представители второй категории могут, и зачастую предпочитают, работать индивидуально «без свидетелей», которые вызывают у них чувства раздражения и досады. Различия в ощущениях от процесса творческой деятельности, как правило, связаны с тем, делается ли акцент на эмоциональный, познавательный или поведенческий аспект личности подростка; зависят они и от характера образа, который передает ребенок.
Таким образом, изучение эмоциональных и поведенческих стереотипов у детей, а так же анализ процесса их творческой деятельности, позволяют знакомиться с творчеством по тем его параметрам, которые отвечают требованию возможности своего совершенствования, а именно:
Рассмотрим каждый из параметров в соответствии по схеме: краткая характеристика, основные проблемы.
Творческоекое самоопределение.
Под
творческим самоопределением мы понимаем
выбор подростками сферы
Индивидуальная
ситуация выбора сферы творческого
самовыражения, при всем многообразии,
у каждого подростка имеет
некоторую общую структуру, которая
включает: позиции по отношению к
этому вопросу старших членов
семьи, сверстников, учителей, близких
друзей; личные творческие планы; уровень
притязаний на общественное признание;
общую эмоциональную
Творческое самоопределение предполагает добросовестную работу в определенных направлениях, осуществляемую, заинтересованными в этом, родственниками и самими подростками, и направленную на развитие и усовершенствование необходимых творческих способностей детей.
К таким направлениям относятся:
В процессе творческого самоопределения у подростков возникают проблемы, хотелось бы подчеркнуть пять наиболее часто встречающихся:
Формирование индивидуального творческого стиля.
Формирование
индивидуального творческого
Проблемы, которые вызывают наибольшее число неврозоподобных состояний у подростков:
Барьеры в творческой деятельности подростков.
Существует
немало причин, препятствующих подросткам
в осуществлении своих
Все
перечисленные проблемы у детей
школьного возраста связаны не только
с личными особенностями
Информация о работе Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике