Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:19, курсовая работа
Решение задачи стохастического программирования «Об игре с природой» по двум критериям: минимум средних потерь, минимум вероятности того, что потери превысят установленный предел.
Определить структуру данных, разработать детальный алгоритм, программную реализацию, провести тестовую проверку с трассировочной печатью промежуточных результатов.
Провести анализ на оптимальное решение вариаций параметров задачи.
Цель работы 3
Содержательная постановка задачи 3
Формализованное описание задачи и метод её решения 3
Алгоритм программной реализации 4
Результаты ручного счёта 6
Результаты машинного счёта 7
Влияние вариации параметров на оптимальное решение и управление 8
Описание программной реализации 15
Вывод 21
Приложение 22
Московский Авиационный Институт
(государственный
технический университет)
Кафедра №302
"Автоматизированные
системы обработки информации
и управления"
Теория
оптимального планирования
и управления
Курсовая работа
«Решение
задачи стохастического программирования
«Об игре с природой»»
Вариант
№153
Выполнила студентка
группы 03-322:
Ильина Е. А.
Проверил профессор кафедры 302:
Хахулин Г. Ф.
Москва,
2011
Содержание
Решение
задачи стохастического
Определить
структуру данных, разработать детальный
алгоритм, программную реализацию,
провести тестовую проверку с трассировочной
печатью промежуточных
Провести
анализ на оптимальное решение вариаций
параметров задачи.
Задача стохастического программирования об «игре с природой».
Под природой здесь понимается система, формирующая свои действия случайным нецеленаправленным образом, определяя условия, в которых действует оперирующая сторона. Рассматривается следующая постановка задачи.
Оперирующая сторона должна выбрать одну из m стратегий своего поведения xi (i = 1, т). Природа, определяя условия, в которых действует оперирующая сторона, может реализовать одно из п своих состояний θj (j = 1, п) с вероятностями Pj (полная группа несовместных событий).
Реализации
каждой пары xi и θj соответствуют
определенные потери оперирующей стороны,
заданные матрицей fj(xi,θj).
xi - кол-во стратегий, которые должна принять оперирующая сторона (i=1,2,…,m)
θj - кол-во состояний, которые может реализовать природа (j=1,2,…,n)
fj(xi,θj) - потери оперирующей стороны, заданные матрицей (i=1,2,…,m), (j=1,2,…,n)
Pj - вероятности происхождения состояний природы θj (j=1,2,…,n)
В
сумме вероятности
Выбор стратегии оперирующей стороной может быть произведен по одному из следующих критериев:
а) min M[f(x,θ)] - минимум средних потерь
минимум вероятности того, что потери
превысят установленный предел.
xє{x1,x2,…,xm}
б) min P(f(x,θ)≥fp) -
xє{x1,x2,…,xm}
fp— заданное пороговое значение потерь.
Каждую i-ю строку матрицы потерь fj(xi,θj) (j = 1, п) с соответствующими вероятностями Рj (j = 1, n) можно рассматривать как
ряд распределения дискретной случайной величины "потери оперирующей стороны" при фиксированной стратегии xj. С учетом этого
На основе этих соотношений рассматриваемая оптимизационная задача может быть решена перебором по стратегиям оперирующей стороны.
Класс: задача стохастического программирования
Метод решения: эта задача стохастического программирования решается косвенными методами на основе применения аппарата теории вероятностей. 2
а) алгоритм поиска оптимального решения по критерию минимум средних потерь:
б) алгоритм поиска оптимального решения по критерию минимум вероятности того, что потери превысят установленный предел:
Задача об игре с природой на примере организации зимней переправы через реку.
Лёд на реке зимой может иметь 3 альтернативных состояния (θj):
Вероятности состояний льда:
P1(θ)=10-6
P2(θ)=0,1
P3(θ)=0,899999
Оперирующая сторона должна задолго до переправы принять действия (стратегии) (xi):
P(θ)=
Матрица потерь будет иметь следующий вид:
X=1
10-6 |
0.1 | 0.899999 |
0.5*106 | 200 | 100 |
X=2
107 |
400 | 1 |
θ=3
θ=2
θ=1
где 0.5*106, 200, 100, 107, 400, 1 - затраты на осуществление переправы при различных состояниях льда (θ=1,2,3) и реализующих стратегиях действий (x=1,2),
а 10-6, 0.1, 0.899999-вероятности состояний льда
Пороговое значение потерь fp=250
1. Если решаем задачу стохастического программирования «Об игре с природой» по критерию: минимум средних потерь, то для минимизации потерь воспользуемся формулой:
а) min M[f(x,θ)]
xє{1,2}
M[x=1]=0.5*106*10-6+200*0.1+
min
M[x=2]=107*10-6+400*0.1+1*0.
При минимизации потерь по формуле а) наилучшей стратегией будет 2-ая (подготовку для осуществления переправы не производить), т.е. xo=2 zo=50.9
2. Если решаем задачу стохастического программирования «Об игре с природой» по критерию: минимум вероятности того, что потери превысят установленный предел, то для минимизации потерь воспользуемся формулой:
б) min P(f(x,θ)≥250)
xє{1,2}
P(x=1)=10-6
min
P(x=2)=0.1+10-6=0.1
При минимизации потерь по формуле б) наилучшей стратегией будет 1-ая (организовать подготовку для осуществления переправы), т.е. xo=1 zo=10-6
Примечание:
xo-оптимальная стратегия, zo-оптимальное
значение
Исходные данные:
P1(θ)=10-6
P2(θ)=0,1
P3(θ)=0,899999
Если решаем
задачу стохастического
а) по критерию: минимум средних потерь, то
xo=2 - оптимальная стратегия
zo=50.9 - оптимальное значение целевой функции
Если решаем
задачу стохастического
б) по критерию: минимум вероятности того, что потери превысят установленный предел, то
xo=1
zo=10-6
Не меняя данные о затратах на осуществление переправы при различных состояниях льда (θ=1,2,3) и реализуемых стратегиях действий (x=1,2)-f(x,θ) и фиксируя одну из вероятностей состояния природы (льда) и меняя остальные две согласно соотношениям: P2(θ)=P2(θ)-∆;
P3(θ)= P3(θ)+∆
или наоборот:
P2(θ)=P2(θ)+∆;
P3(θ)= P3(θ)-∆
где ∆-малое число (∆<1)
Информация о работе Теория оптимального планирования и управления