Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:27, практическая работа
Выполнен сравнительный анализ существующих подходов к организации защиты данных в системах с монопольным доступом, на примере автоматизированных систем дистанционного обучения. Отмечено, что существует много защищенных обучающие систем, функционирующих в среде интернет, но практически отсутствуют защищенные пакеты для локального использования. Это обусловлено плохо проработанными и еще не достаточно хорошо изученными методами построения защищенных систем.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ПРОГРАММНЫХ ПАКЕТОВ, НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Вопросы защиты информации, стоящие перед автоматизированными системами дистанционного обучения
1.2. Обзор публикаций по данной проблеме
1.3. Задачи поставленные перед создаваемой системой защиты
1.4. Выбор класса требований к системе защиты
1.5. Выводы
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Выбор объектов для защиты
2.2. Шифрование данных
2.3. Функциональность системы защиты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.4. Выбор класса требований к системе защиты
Занимаясь разработкой системы защиты, было бы логичным выбрать класс, к которому она будет принадлежать. Это важно в частности с точки зрения бедующего пользователя такой системы. Он должен иметь представление о ее свойствах, надежности и возможной сфере применения. Основополагающими документами в области информационной безопасности на данный момент являются:
Остановим наше внимание на TCSEC. Оранжевая книга выбрана, как документ ставший своего рода классическим.
TCSEC, называемый чаще всего по цвету обложки "Оранжевой книгой", был впервые опубликован в августе 1983 года. Уже его название заслуживает комментария. Речь идет не о безопасных, а о надежных системах, причем слово "надежный" трактуется так же, как в сочетании "надежный человек" — человек, которому можно доверять. "Оранжевая книга" поясняет понятие безопасной системы, которая "управляет, посредством соответствующих средств, доступом к информации, так что только должным образом авторизованные лица или процессы, действующие от их имени, получают право читать, писать, создавать и удалять информацию".
В "Оранжевой книге" надежная система определяется как "система, использующая достаточные аппаратные и программные средства, чтобы обеспечить одновременную обработку информации разной степени секретности группой пользователей без нарушения прав доступа".
Сразу отметим, что TCSEC для разрабатываемой системы фактически непригоден. Данный документ разработан с точки зрения безопасности уровня военных и других государственных служб. В нашем случае, подход с точки зрения построению столь защищенных систем излишен. Ведь заинтересованным во взломе разрабатываемой системы скорее всего будет являться студент, проходящий обучение на защищенной ею АСДО. Следовательно и построение программно-аппаратной системы является излишним и дорогим занятием. Это подтверждает малую пригодность использования для классификации такие документы, как TCSEC. И как мы увидим далее, разрабатываемая система по классификации TCSEC не предоставляет никакой защиты. То есть система, адаптированная с ее использованием, защищенной являться не будет.
Основные элементы политики безопасности, согласно "Оранжевой книге", включают в себя по крайней мере:
Произвольное управление доступом — это метод ограничения доступа к объектам, основанный на учете личности субъекта или группы, в которую субъект входит. Произвольность управления состоит в том, что некоторое лицо (обычно владелец объекта) может по своему усмотрению давать другим субъектам или отбирать у них права доступа к объекту.
Безопасность повторного использования объектов — важное на практике дополнение средств управления доступом, предохраняющее от случайного или преднамеренного извлечения секретной информации из "мусора". Безопасность повторного использования должна гарантироваться для областей оперативной памяти (в частности, для буферов с образами экрана, расшифрованными паролями и т.п.), для дисковых блоков и магнитных носителей в целом.
Для реализации принудительного управления доступом с субъектами и объектами ассоциируются метки безопасности. Метка субъекта описывает его благонадежность, метка объекта — степень закрытости содержащейся в нем информации.
Согласно "Оранжевой книге", метки безопасности состоят из двух частей — уровня секретности и списка категорий. Уровни секретности, поддерживаемые системой, образуют упорядоченное множество, которое может выглядеть, например, так:
Принудительное управление доступом основано на сопоставлении меток безопасности субъекта и объекта. Субъект может читать информацию из объекта, если уровень секретности субъекта не ниже, чем у объекта, а все категории, перечисленные в метке безопасности объекта, присутствуют в метке субъекта. В таком случае говорят, что метка субъекта доминирует над меткой объекта. Смысл сформулированного правила понятен — читать можно только то, что положено. Субъект может записывать информацию в объект, если метка безопасности объекта доминирует над меткой субъекта.
Принудительное управление доступом реализовано во многих вариантах операционных систем и СУБД, отличающихся повышенными мерами безопасности. Независимо от практического использования, принципы принудительного управления являются удобным методологическим базисом для начальной классификации информации и распределения прав доступа.
"Критерии" Министерства обороны
США открыли путь к
Разрабатываемая система, не позволит обеспечить уровень даже класса С1. По этому мы не будем приводить и рассматривать требования, налагающиеся "Оранжевой книгой" на определенные классы.
1.5. Выводы
Как следует из предыдущего материала, проблема защиты систем локального дистанционного обучения действительно актуальна и требует к себе внимания. При этом, к настоящему моменту наработок в этой области очень не много. Большая часть системы защиты лежит вне сферы возможности программного обеспечения и требует соответствующей административной организации и контроля. Что говорит о необходимости разработки теоретических и практических методик построения локального дистанционного процесса обучения. Этот раздел, пожалуй, можно отнести к педагогическим наукам. Но сама по себе педагогика не способна, без поддержки с технической стороны, построить такую систему дистанционного обучения, которая бы соответствовала всем требованиям, как со стороны качества обучения, так и с точки зрения организации контроля при таком обучении. Таким образом, решение для организации систем дистанционного обучения может дать только симбиоз педагогических и технических наук. А, следовательно, основной задачей информационных технологий является построение необходимой технической базы, для дальнейшего ее использования в организации различных схем дистанционного обучения, в том числе, возможно, еще и не разработанных. Многие шаги в этом направлении уже сделаны. Например, разработано огромное количество систем дистанционного обучении и тестирования. Защита же таких систем, будет являться еще одним большим шагом, так как, если хоть одно из основных требований к системам дистанционного обучения не будет выполнено, то, фактически, это означает и невозможность использование такой системы в целом. Система защиты должна иметь возможность легкого включения, то есть система защиты должна быть универсальна. Этой системе необходимо предоставлять набор сервисов, удобный в использовании. Они будут использоваться создателями системы обучения для адаптации их систем к требованиям с точки зрения защиты. Именно такую универсальную и легко интегрируемую систему защиты я и попытаюсь разработать и показать на примерах, где и как она может найти свое применение.
ГЛАВА 2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРУЕМОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Выбор объектов для защиты
Главная цель любой системы информационной безопасности заключается в обеспечении устойчивого функционирования объекта: предотвращении угроз его безопасности, защите законных интересов владельца информации от противоправных посягательств, в том числе уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере отношений, предусмотренных Уголовным кодексом РК, обеспечении нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта. Другая задача сводится к повышению качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности, имущественных прав и интересов учащихся в ДОТ.
Для этого необходимо:
При выполнении работ можно использовать
следующую модель построения корпоративной
системы защиты информации (рис. 1), основанную
на адаптации “Управление
Рис. 1. Модель построения системы защиты информации
Представленная модель защиты информации – это совокупность объективных внешних и внутренних факторов и их влияние на состояние информационной безопасности на объекте и на сохранность материальных или информационных ресурсов.
Рассматриваются следующие объективные факторы:
Для построения сбалансированной системы информационной безопасности ДОТ предполагается первоначально провести анализ рисков в области информационной безопасности. Затем определить оптимальный уровень риска для организации на основе заданного критерия. Систему информационной безопасности ДОТ (контрмеры) предстоит построить таким образом, чтобы достичь заданного уровня риска.
Предлагаемая методика проведения аналитических работ позволяет полностью проанализировать и документально оформить требования, связанные с обеспечением информационной безопасности, избежать расходов на излишние меры безопасности, возможные при субъективной оценке рисков, оказать помощь в планировании и осуществлении защиты на всех стадиях жизненного цикла информационных систем, обеспечить проведение работ в сжатые сроки, представить обоснование для выбора мер противодействия, оценить эффективность контрмер, сравнить различные варианты контрмер.
В ходе работ должны быть установлены границы исследования. Для этого необходимо выделить ресурсы информационной системы, для которых в дальнейшем будут получены оценки рисков. При этом предстоит разделить рассматриваемые ресурсы и внешние элементы, с которыми осуществляется взаимодействие. Ресурсами могут быть средства вычислительной техники, программное обеспечение, данные, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан “Об информатизации” – информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, порталах, других информационных системах ДОТ). Примерами внешних элементов являются сети связи, внешние сервисы и т.п.
При построении модели будут учитываться взаимосвязи между ресурсами. Например, выход из строя какого-либо оборудования может привести к потере данных или выходу из строя другого критически важного элемента системы. Подобные взаимосвязи определяют основу построения модели организации с точки зрения ИБ.
Эта модель, в соответствии с предлагаемой методикой, строится следующим образом: для выделенных ресурсов определяется их ценность, как с точки зрения ассоциированных с ними возможных финансовых потерь, так и с точки зрения ущерба репутации организации, дезорганизации ее деятельности, нематериального ущерба от разглашения конфиденциальной информации и т.д. Затем описываются взаимосвязи ресурсов, определяются угрозы безопасности и оцениваются вероятности их реализации.
На основе построенной модели можно обоснованно выбрать систему контрмер, снижающих риски до допустимых уровней и обладающих наибольшей ценовой эффективностью. Частью системы контрмер будут рекомендации по проведению регулярных проверок эффективности системы защиты.