Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:22, лабораторная работа
Основные правила Web-дизайна. Логическая и физическая структура сайта. Статическая и динамическая компоновка страниц. Элементы Web-страницы. Определение тега и атрибута. Escape-последовательности. Теги структуры страницы. Организация ссылок: на файлы (документы, архивы, графические объекты); на разделы; на адрес электронной почты. Теги создания таблиц и фреймов.
1. Основные правила Web-дизайна
Перед тем, как начинать создание сайта, стоит сесть и продумать общий план будущего Интернет - представительства: что там будет находиться, как его содержимое станет соотноситься друг с другом, какие дополнительные возможности предоставит сайт посетителю, каким будет стиль оформления web-страниц. Для каждого сайта план проектировки будет свой, однако, есть некоторые законы, которые нужно рассмотреть.
Рассмотрим основные правила сайтостроения, исходящие из идеи максимального удобства посетителя.
Обязательно нужно давать названия страницам. Здесь имеется в виду название, которое отображается в заголовке браузера. В HTML оно задается между тегами <title> и </title>. Нет ничего хорошего в названии по умолчанию типа "Doc 21". Особенно будет нехорошо, когда страница зарегистрируется в поисковой системе с таким именем.
a) На сайте обязательно должна быть главная страница с кратким каталогом всех разделов сайта, причем с каждой страницы сайта должна быть ссылка на эту главную страницу. Это вполне естественное требование - сайт должен иметь некий "центр", с которого будет возможен общий обзор содержимого всего Интернет-ресурса. Зачастую посетитель, пришедший на одну из страниц сайта (например, в результате поиска в Yandex), потом переходит на главную страницу и просматривает остальные материалы сайта.
b) Крайне желательно наличие удобного навигатора по сайту, то есть набора ссылок на остальные страницы сайта, реализованных в виде: вертикальных, горизонтальных и распахивающихся меню
c) На первой странице сайта должна находиться краткая информация о содержании сайта и представленных материалах. Посетитель, случайно попавший на сайт, не должен гадать, что он может на нем найти.
d) Крайне желательно, чтобы графика на сайте имела лишь вспомогательное значение (за исключением, конечно, сайтов, посвященных изобразительному искусству и другим подобным тематикам).
Вообще желательно, чтобы количество графических объектов на странице было минимальным. При отображении страницы для загрузки каждого отдельного графического объекта требуется отдельное обращение к серверу, что занимает время. Загрузка десятка рисунков по одному килобайту займет гораздо больше времени, чем одного рисунка в десять килобайт.
Многие пользователи отключают отображение графики в своих браузерах для ускорения путешествий по Интернет, поэтому рекомендуется давать графике текстовые комментарии, которые в HTML указывается в параметре ALT. Особенно это рекомендуется, когда картинка используется как гиперссылка
e) Размер каждой страницы сайта не должен превышать предел в 80-100 килобайт вместе с графикой (оптимально - 40-50), за исключением страниц с большим количеством информации - электронных книг.
f) До любого уголка сайта пользователь должен иметь возможность добраться максимум в два-три нажатия мыши. Вообще, крайне желательна оптимизация сайта на предмет как можно более быстрой по нему навигации. Чем меньше нажатий и перемещений курсора требуется от посетителя для просмотра информации на сайте, тем лучше.
g) Если на странице сайта регулярно помещается новая информация, то она должна помещаться в самом начале страницы. Пользователь, заходящий на сайт за его новостями, не должен принуждаться к загрузке всей страницы ради одной-двух новых строк, особенно если размер страницы превышает 30-40 килобайт. Он всегда должен иметь возможность нажать кнопку остановки загрузки и получить самую новую информацию.
h) Если сайт регулярно обновляется, то рекомендуется на первой или отдельной специальной странице помещать информацию о том, что же конкретно было обновлено в последнее время - список обновленных страниц с кратким их содержанием, например:
i) Если на сайте представлено большое количество текстовой информации, то обязательно следует размещать на нем не только web-страницы с текстами, но и архивы с ними, желательно в формате Zip. Отнюдь не все пользователи Интернет горят желанием читать тексты в on-line-режиме.
j) Крайне желательно разработать правильное цветовое оформление сайта. Цвет фона может зависеть от тематики сайта:
Сайты связанные с молодежной тематикой (музыка, компьютерные игры и т.д.) обычно располагаются на черном фоне.
Многие сайты выбирают темно-синий цвет фона, благодаря чему достигается респектабельность.
На домашних страницах обычно используется фон пастельных тонов (зеленый, бежевый, голубой)
При использовании фоновых изображений следует подбирать цвет фона более или менее соответствующий фоновому рисунку.
k) В самом низу страницы принято размещать служебную информацию: сведения об авторских правах, адрес электронной почты разработчика, полезные ссылки, счетчики и т.д.
Перед проектировкой сайта необходимо поставить себя на место его посетителя и попытаться осознать его потребности для того, чтобы впоследствии их учесть. Хороший и посещаемый сайт можно создать только при условии его удобства для тех, кто будет его посещать. Тогда и время и силы, затраченные на проектировку удобного сайта обязательно окупятся.
2. Логическая и физическая структура сайта
Каждый ресурс Интернета, от любительской домашней странички до большого информационного портала, содержит несколько тематических рубрик, соединенных между собой гиперсвязями. Как правило, ссылки на все разделы сайта с краткими анонсами их содержимого приводится на первой, так называемой стартовой странице, которой присваивается имя index.htm (.html). Если тематические рубрики содержат собственные подразделы, каждая из них также имеет свою стартовую страницу, называющуюся index.html.
ПРИМЕЧАНИЕ! Такое имя файла рекомендуется присваивать всем стартовым документам сайта, поскольку в противном случае при обращении к какому-либо разделу посредством сокращенного URL без указания названия стартовой страницы (например, http://www.mysite.ru/photos/ вместо http://www.mysite.ru/photos/
Подобный набор тематических рубрик с распределенными по соответствующим разделам документами и заранее спроектированными гипер связями между всеми страницами ресурса и называется логической структурой сайта. Физическая структура, напротив, подразумевает алгоритм размещения физических файлов по поддиректориям папки, в которой опубликован ваш сайт.
Очевидно, что логическая и физическая структуры могут не совпадать, поскольку в общем случае физическая структура ресурса разрабатывается, исходя из удобства размещения файлов. Однако более или менее точное сохранение порядка следования логических разделов в физической структуре сайта позволит вам избежать путаницы при последующем дополнении и обновлении материалов.
СОВЕТ Рекомендуется размещать все графические изображения, являющиеся элементами проекта, в отдельной папке с названием «Images», расположенной в корневой директории сайта. Такой подход позволит обновлять хранящиеся в других тематических разделах документы HTML без переноса графики, использовать одни и те же графические файлы во всех разделах сайта и при необходимости удалять целые директории.
Для того чтобы все гиперссылки на вашей домашней страничке или web-сайте работали корректно, все документы открывались правильно и браузер не выдавал ошибок при обращении к каким-либо разделам ресурса, при создании его физической структуры следует соблюдать несколько простых правил.
СОВЕТ Назначайте имена директорий, имена и расширения документов HTML и графических файлов с использованием символов только латинского алфавита и только в строчном регистре. Старайтесь, чтобы имена созданных вами файлов и директорий не превышали по длине восьми символов.
СОВЕТ При присвоении имен файлов документам HTML старайтесь следить за тем, чтобы эти имена были «смысловыми»: впоследствии вы легко можете забыть содержимое и назначение какой-либо web-страницы, если имена файлов будут выглядеть, например, как l.htm, 2.htm, 3.htm и т. д.
Для того чтобы облегчить процесс обновления web-страниц, дополнения разделов или создания новых рубрик, заведите средство документирования проекта — любую электронную таблицу, созданную, например, в Microsoft Excel, или просто разграфленную тетрадку, в которую записывайте соответствие элементов физической структуры вашего проекта его логической структуре. До тех пор пока количество составляющих ваш сайт файлов относительно мало, это может показаться излишним, когда же оно перевалит за первые два десятка, в обилии html-документов и графических элементов будет легко запутаться, особенно если вы создаете несколько проектов одновременно.
Из всего сказанного становится очевидным, что физическая структура сайта скрыта от посетителей вашего ресурса: они могут наблюдать только логическую структуру, причем именно так, как она представлена при помощи элементов навигации. Отсюда следует вполне логический вывод: строение системы навигации должно если не полностью повторять, то хотя бы максимально соответствовать разработанной вами логической структуре сайта.
3. Статическая и динамическая компоновка страниц. Достоинства и недостатки
Для того чтобы избежать «съезжания» элементов html-документа друг относительно друга и, как следствие, деформации web-страницы в целом при изменении параметров экрана, применяется достаточно простой и действенный прием: все компоненты web-страницы заключаются в соответствующие ячейки невидимой таблицы, при этом каждому объекту назначается одно, строго определенное положение. Таким образом, появляется второй критерий, по которому можно разделить все существующие web-сайты на две условные категории. Данной таблице можно назначить строго определенную ширину в пикселях, например, 640 точек, после чего жестко позиционировать ее по центру экрана или «прижать» к левому его краю. Такой вариант компоновки сайта можно назвать статическим, поскольку ширина таблицы не меняется в зависимости от экранного разрешения. Разумеется, при изменении параметров экрана не происходит ни малейшего смещения элементов дизайна страницы.
Иной подход — когда ширину невидимой таблицы, содержащей фрагменты web-страницы, задают в процентах от текущей ширины экрана. При увеличении экранного разрешения таблица «растягивается» по горизонтали, и все размещенные в ее ячейках элементы, позиционированные либо по центру, либо по краям столбцов, смещаются согласно установленному алгоритму. В силу того, что параметры таблицы изменяются в зависимости от настроек экрана, такой принцип компоновки html-документа можно назвать динамическим. И тот и другой подход обладает как достоинствами, так и недостатками, которые перечислены ниже.
Статическая компоновка страницы
Достоинства. Простота алгоритма верстки документа. Оптимизировав страницу для отображения с экранным разрешением 640x480 точек, вы можете быть уверены, что при изменении пользовательских экранных настроек элементы дизайна не «поплывут». Кроме того, данный вариант компоновки сайта в большинстве случаев (при соблюдении ряда дополнительных условий) позволяет добиться идентичности отображения html-документа в браузерах Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
Недостатки. При отображении документа на компьютере с высоким экранным разрешением по краям экрана или с правой его стороны остается заметное пустое поле.
Динамическая компоновка страницы
Достоинства. Документ растягивается по всей ширине экрана, не остается не- использованных пустых полей.
Недостатки. Сложность верстки и отладки страницы, весьма часто проявляется неадекватность отображения таких документов в браузерах Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
ПРИМЕЧАНИЕ Используемые в командах HTML значения пикселов (условных точек) подразумевают физические размеры точки экрана пользователя и зависят от типа его монитора.
4. Элементы Web-страницы
Любая web-страница содержит определенный набор стандартных элементов, являющихся обязательными компонентами каждого ресурса Интернета. Безусловно, ассортимент и количество подобных объектов могут варьироваться в зависимости от тематической направленности сайта, объема опубликованных на нем материалов, а также от целей и задач, которые ставит перед собой создатель данного ресурса. Компоновка таких элементов, проектирование их взаимного расположения и составляет одну из главных задач web-мастера.
Первым элементом web-страницы, который нам предстоит рассмотреть, является ее заголовок. Он может быть выполнен как в текстовом, так и в графическом варианте, однако и в том и в другом случае он должен располагаться в верхней части документа. Иногда с заголовком совмещают меню выбора кодировки кириллицы и кнопки для перехода с русскоязычной на англоязычную версию сайта, если данный web-ресурс представлен на двух языках. Непосредственно под заголовком документа, как правило, располагается пространство, отведенное для размещения рекламного баннера. Включение баннера именно в верхнюю часть web-страницы в большинстве случаев является обязательным условием регистрации сайта в службах баннерного обмена — системах, рекламирующих созданный вами ресурс в обмен на показ на страницах вашего сайта рекламы других участников баннерообменной сети. Стандартный размер баннеров, публикуемых под заголовком документа, составляет обычно 468x60 точек. Если вы используете статический принцип компоновки страницы, ширина заголовка вашего документа будет составлять приблизительно 640 пикселов: это значение обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить корректное отображение документа на мониторах с экранным разрешением 640x480 точек и избежать появления горизонтально полосы прокрутки, затрудняющей его просмотр. Очевидно, что ширина баннера в этом случае будет значительно меньше ширины заголовка, благодаря чему в той части страницы, где вы планируете отвести место под рекламу, образуется незанятое пространство, которое можно заполнить логотипом компании-владельца данного сайта или ссылкой на сервер, осуществляющий web-хостинг. Разумеется, логотип необходим далеко не всегда: как правило, он включается в состав web-страницы лишь в случае, если сайт имеет коммерческую направленность.