Современные системы управления базами данных (СУБД) и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

При выполнении практической части курсовой работы, посвященной реализации экономической задачи на ПК, где необходимо определить и представить в таблице за каждый период совокупный доход и расход, прибыль, абсолютное и относительное изменение исчисленных показателей, ввести текущее значение даты между таблицей и ее названием и по данным таблицы построить гистограмму с заголовком, названием осей координат и легендой, использован пакет прикладных программ: табличный процессор Microsoft Excel и Microsoft Access из состава профессионального выпуска Microsoft Office для Windows XP Professional.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Теоретическая часть......................................................................................4
Практическая часть.....................................................................................14
Список использованной литературы.........................................................26

Работа содержит 1 файл

4969.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

     В некоторых СУБД в рассматриваемую группу команд введены команды, обеспечивающие возможность экспорта-импорта и присоединения таблиц, созданных другими программными средствами.

     Вод данных и изменение содержимого  любых полей таблиц БД, компонентов  экранных форм и отчетов осуществляются с помощью группы команд редактирования, главными из которых являются перемещение, копирование и удаление. Наряду с вышеуказанными операциями большая группа программ СУБД обладает возможностями вставки диаграммы, рисунка и т.п., включая объекты, созданные в других программных средах, установление связей между объектами. Среди команд редактирования особое место занимают команды нахождения и замены определенного пользователем контекста в рамках всего документа или выделенной его части, а также отмена последней введенной команды (откатка).

     Важное  значение имеет визуальное представление  данных при выводе. Большинство СУБД предоставляют в распоряжение пользователя большое число команд, связанных  с оформлением выводимой информации. При помощи этих команд пользователь может варьировать направление выравнивания данных, виды шрифта, толщину и расположение линий, высоту букв, цвет фона и т.п. Большинство СУБД дает возможность открывать одновременно множество окон, организуя тем самым “многооконный режим” работы. Существуют специальные команды, позволяющие открывать новое окно, переходить в другое окно, изменять взаимное расположение и размеры окон на экране.

     Системы управления базами данных имеют в  своем составе электронные справочники, предоставляющие пользователю инструкции о возможностях выполнения основных операций, информацию по конкретным командам меню и другие справочные данные. Особенностью получения справочной информации с помощью электронного справочника является то, что она выдает информацию в зависимости от ситуации, в которой оказался пользователь. В некоторых СУБД возможно нахождение потребной информации в справочнике путем задания темы поиска.

     Обобщенная  технология работы

     Каждая  конкретная СУБД имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Однако, имея представление о функциональных возможностях любой СУБД, можно представить обобщенную технологию работы пользователя в этой среде. В качестве основных этапов обобщенной технологии работы с СУБД можно выделить следующие:

    • создание структуры таблиц базы данных;
    • ввод и редактирование данных в таблицах;
    • обработка данных, содержащихся в таблицах;
    • вывод информации из базы данных.

     При формировании новой таблицы базы данных работа с СУБД начинается с  создания структуры таблицы. Этот процесс  включает процесс определения перечня полей, из которых состоит каждая запись таблицы, а также типов и размеров полей. Создание структуры таблицы не связано с заполнением таблиц данными, поэтому эти две операции можно разнести во времени.

     Практически все СУБД позволяют вводить и корректировать данные в таблицах двумя способами:

    • с помощью предоставляемой по умолчанию стандартной формы в виде таблицы;
    • с помощью экранных форм, специально созданных для этого пользователем.

     Конечный  пользователь получает при работе с  СУБД такое удобное средство обработки информации, как запросы. Запрос представляет собой инструкцию на отбор записей.

     Большинство СУБД разрешают использовать запросы  следующих типов:

    • запрос-выборка, предназначенный для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные;
    • запрос-изменение, предназначенный для изменения или перемещения данных; к этому типу запросов относятся: запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы, запрос на обновление;
    • запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса.

     Каждый  пользователь, работающий с СУБД, имеет  возможность использования специальных  средств построения отчетов для  вывода данных. Используя специальные  средства создания отчетов, пользователь получает следующие дополнительные возможности вывода данных:

    • включать в отчет выборочную информацию из таблиц базы данных;
    • добавлять информацию, не содержащуюся в базе данных;
    • при необходимости выводить итоговые данные на основе информации базы данных;
    • располагать выводимую в отчете информацию в любом, удобном для пользователя виде (вертикальное или горизонтальное расположение полей);
    • включать в отчет информацию из разных связанных таблиц базы данных [1, С. 580-586].

     Заключение

     Система управления базами данных является составной частью автоматизированного банка данных и обеспечивает работу прикладных программ с базой данных. Одним из важнейших назначений СУБД является обеспечение независимости данных. Необходимо также отметить такие возможности СУБД, как обеспечение защиты и секретности данных, восстановление баз данных после сбоев, ведение учета работы с базами данных [3, C. 233]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть 

1. Общая характеристика задачи 

Вариант 25 

     Имеются данные о доходах и расходах учреждения в тыс. рублей (рис.3). 

№ п/п Показатель Период  предыдущий Период  текущий
1 Доходы от процентов  по кредитам 3500 4000
2 Операции и разные доходы 9500 10200
3 Расходы по основной деятельности 6200 5400
4 Отчисления на социальную защиту 420 470
5 Амортизационные отчисления 1020 1350
 

     Рис. 3. Таблица данных о доходах и расходах учреждения 

     Используя ППП на ПК, необходимо определить за каждый период и представить в  таблице:

    • совокупный доход и расход;
    • прибыль;
    • абсолютное и относительное изменение исчисленных показателей.

    Введите текущее значение даты между таблицей и ее названием.

     По  данным таблицы постройте гистограмму  с заголовком, названием осей координат  и легендой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Описание алгоритма решения задачи

     Алгоритм  решения задачи (преобразования входной информации в выходную) представлен в виде неформализованного описания (рис. 4) и соответствующей этому описанию инфологической модели (рис. 5).

Рис. 4. Неформализованное описание решения задачи 
 
 
 
 
 
 

i=1,2 – период: «1» – предыдущий, «2» – текущий;

    D – доходы от процентов по кредитам;

    Op – операции и разные доходы;

    R – расходы по основной деятельности;

    Ot – отчисления на социальную защиту;

    A – амортизационные отчисления;

    SD – совокупный доход;

    SR – совокупный расход;

    P – прибыль;

    AI – абсолютное изменение исчисленных показателей;

    OI – относительное изменение исчисленных показателей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Рис. 5. Инфологическая модель решения задачи 
     
     
     

    3. Выбор ППП

     Данную  задачу можно решить на ПК с помощью  различных программных средств: решение экономической задачи полностью сначала с использованием одного ППП (MS Excel), а затем — другого (MS Access). 

    4. Проектирование форм  выходных документов  и графическое  представление данных  по выбранной задаче

    Решение задачи с использованием табличного процессора MS Excel

     Проектирование  форм выходных документов и графическое  представление данных по выбранной  задаче:

    • структура шаблона таблицы «Данные о доходах и расходах учреждения» (таблица 2);
    • расположение таблицы с исходными данными «Данные о доходах и расходах учреждения» на рабочем листе Показатели MS Excel (рис. 6);
    • шаблон таблицы «Совокупный доход и расход, прибыль, абсолютное и относительное изменение исчисленных показателей» (таблица 4);
    • таблица с итоговыми данными (таблица 5);
    • сводная таблица и результаты вычислений в графическом виде (таблица 6, рис. 7).

Таблица 2

Структура шаблона таблицы «Данные о  доходах и расходах учреждения»

01.06.2010 15:50

Колонка электронной таблицы Наименование (реквизит) Тип данных Формат  данных
длина точность
A

B

C

D

№ п/п

Показатель

Период предыдущий

Период текущий

счетчик

текстовый

денежный

денежный 

Длинное целое

50

 
 
2

2

 
 

    Рис. 6. Расположение таблицы «Данные о доходах и расходах учреждения» на рабочем листе Показатели MS Excel 

    Таблица 4

Элементы  шаблона таблицы “Совокупный доход и расход, прибыль, их абсолютное и относительное изменение”
=ТДАТА()        
  Предыдущий  период Текущий период Абсолютное  изменение исчисленных  показателей Относительное изменение исчисленных показателей
Совокупный  доход =Показатели!C4+Показатели!C5 =Показатели!D4+Показатели!D5 =Показатели!D6-Показатели!C6 =Показатели!D6/Показатели!C6
Совокупный  расход =Показатели!C7+Показатели!C8+Показатели!C9 =Показатели!D7+Показатели!D8+Показатели!D9 =Показатели!D10-Показатели!C10 =Показатели!D10/Показатели!C10
Прибыль =Показатели!C6-Показатели!C10 =Показатели!D6-Показатели!D10 =Показатели!D11-Показатели!C11 =Показатели!D11/Показатели!C11

Информация о работе Современные системы управления базами данных (СУБД) и их применение