Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:36, реферат
В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота.
Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Рассмотрим актуальные направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе.
Приоритетные направления:
- внедрение технологий «электронного правительства» (1);
-
создание единой
- информатизация регионов (3);
-
разработка автоматизированной
системы «Государственный
-
внедрение электронной системы
государственных закупок на
-
создание информационных
1. Внедрение технологий «электронного правительства»
«Электронное правительство» – это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов [3].
Инфраструктурой
электронного правительства являются
интегрированные
Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.
1.
Создание официальных сайтов
в Интернете и их наполнение
актуальной официальной
2.
Создание интерактивных служб,
позволяющих упростить
3.
Создание эффективной системы
обратной связи с гражданами.
Это так называемые
Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:
- высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан; служащих;
-
тесное взаимодействие между
органами государственного и
муниципального управления, предпринимателями
в сочетании с простотой его
правил. Поэтому должны быть созданы
общенациональные стандарты
Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).
Экономический эффект от создания государственных порталов.
Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте).
Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).
Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение поддержки гражданами решений и позиции органов власти.
Повышение
эффективности процесса осуществления
государственных и
Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и т. д.
2. Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД)
Одной
из первоочередных задач в области
информатизации государственного управления
является организация инфраструктуры
межведомственного
Федеральные
ведомства строят свои информационные
системы независимо и изолированно
друг от друга, ориентируясь исключительно
на собственные нужды (вертикальная
интеграция). Такой подход обеспечивает
защищенность этих систем, однако делает
проблематичным организацию межведомственного
(горизонтального) взаимодействия на любом
уровне административно-
Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства не имеют достаточных ресурсов для технического сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств заставляет разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость и защищенность.
Содержание
и техническое обслуживание ЕГСУПД
должно осуществляться централизованно
из средств федерального бюджета. В
этом случае для министерств и
ведомств, а также территориальных
администраций отпадает необходимость
строить свои собственные
ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.
3. Информатизация регионов
При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям.
Наиболее
популярными направлениями
-
создание БД по земельным
-
создание БД по объектам
-
создание БД нормативно-
В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном.
Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах являются:
-
отсутствие единого
-
отсутствие единой системы
-
неоправданно высокие
-
несовместимость
-
высокая стоимость программно-
-
недостаточность правового и
методического обеспечения
-
нерешенность вопросов
4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)
Отсутствие
единой БД по населению приводит к
трудностям в сборе налогов, необоснованным
выплатам пособий, тратам на социально-демографические
исследования, неоправданным сложностям
при обслуживании населения в
органах государственной власти
и местного самоуправления. Предполагается
создание общегосударственной
5.
Внедрение электронной
системы государственных
закупок на основе
технологий электронно-
Увеличение
информационных потоков между государственными
заказчиками и поставщиками приводит
к необходимости создания электронной
системы обеспечения городских
закупок. В современных условиях
использование традиционных методов
взаимодействия участников приводит к
потерям информации, что отрицательно
сказывается на качестве и сроках
выполнения городского заказа. Автоматизация
бизнес-процессов
Информация о работе Современные направления информатизации государственного управления