Современные направления информатизации государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Работа содержит 1 файл

реферат кабешов.docx

— 23.55 Кб (Скачать)

     СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

     В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения  эффективности государственного и  муниципального управления.

     В настоящее время наиболее активно  развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан  и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах  данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота.

     Внедрение информационных технологий в сферы  государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная  целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

     Рассмотрим  актуальные направления информатизации государственного управления с точки  зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе.

     Приоритетные  направления:

     - внедрение технологий «электронного правительства» (1);

     - создание единой государственной  системы управления и передачи  данных (ЕГСУПД) (2);

     - информатизация регионов (3);

     - разработка автоматизированной  системы «Государственный регистр  населения» (АС ГРН) (4);

     - внедрение электронной системы  государственных закупок на основе  технологий электронно-цифровой  подписи (5);

     - создание информационных систем  для предоставления гарантированного  пакета электронных услуг деловым  кругам и населению (6).

     1. Внедрение технологий  «электронного правительства» 

     «Электронное  правительство» – это новая система  внутренних и внешних отношений  государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации  предоставляемых услуг, повышения  уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования  внутренних процессов [3].

     Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные  информационные ресурсы в сочетании  с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.

     Реализация  концепции электронного правительства  предполагает решение следующих  основных задач.

     1. Создание официальных сайтов  в Интернете и их наполнение  актуальной официальной информацией.  К обязательной информации относится  (судя по содержанию подобных  сайтов других стран) общая,  справочная и контактная информация  государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные  отчеты, содержимое государственных  архивов. 

     2. Создание интерактивных служб,  позволяющих упростить процедуры  взаимодействия государства с  гражданами, обеспечить максимально  комфортные условия для обращения  в государственные учреждения. Среди  таких служб, развиваемых во  многих странах, можно выделить  составление и подачу налоговых  деклараций, оплату счетов, подачу  заявлений, электронные торговые  площадки для проведения государственных  закупок. 

     3. Создание эффективной системы  обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные  почтовые ящики для обращений  граждан, открытые и закрытые  интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

     Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:

     - высокое качество информации, размещенной  в Интернете, в сочетании с  ее доступностью для любых  категорий граждан; служащих;

     - тесное взаимодействие между  органами государственного и  муниципального управления, предпринимателями  в сочетании с простотой его  правил. Поэтому должны быть созданы  общенациональные стандарты межведомственного  взаимодействия и информационного  обмена. Схема архитектуры «электронного  правительства» приведена в соответствии  с рисунком 3.

     Технологии  электронного правительства развивались  от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).

     Экономический эффект от создания государственных порталов.

     Сокращение  затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует  на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров  и почтовых отправлений (документы  могут быть размещены в Интернете  или переданы по электронной почте).

     Сокращение  затрат времени на выполнение типовых  операций, к которым относятся  поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).

     Сокращение  бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением нормативных  материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение поддержки  гражданами решений и позиции  органов власти.

     Повышение эффективности процесса осуществления  государственных и муниципальных  закупок.

     Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности  работы учреждения, что также может  выражаться в повышении числа  обработанных заявлений, повышении  собираемости налогов и т. д.

     2. Создание единой  государственной  системы управления  и передачи данных (ЕГСУПД)

     Одной из первоочередных задач в области  информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия [5]. В связи с этим согласно ФЦП  «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной  системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД – это межведомственная система сбора, хранения, анализа  и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально  значимой информации на базе единой технической  политики и строго регламентированного  информационного взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России.

     Федеральные ведомства строят свои информационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно  на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом  уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и  материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся  информации.

     Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей  связи и не предусматривают прямого  информационного взаимодействия с  предприятиями, общественными организациями  и населением. При этом ведомства  не имеют достаточных ресурсов для  технического сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств  заставляет разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость и защищенность.

     Содержание  и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуществляться централизованно  из средств федерального бюджета. В  этом случае для министерств и  ведомств, а также территориальных  администраций отпадает необходимость  строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом  обслуживании, прорабатывать вопросы  информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время.

     ЕГСУПД  как единая информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для  всех участников взаимодействия ряд  стандартных сетевых услуг и  сервисов. Среди них: виртуальные  частные сети для безопасного  обмена данными, услуга электронной  почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые  видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.

     3. Информатизация регионов

     При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи  Российской Федерации с администрациями  регионов и подключение администраций  муниципальных образований к  компьютерным сетям.

     Наиболее  популярными направлениями автоматизации  в регионах являются:

     - создание БД по земельным ресурсам;

     - создание БД по объектам недвижимости;

     - создание БД нормативно-правовой  документации.

     В регионах начался процесс перемещения  всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном.

     Наиболее  острыми проблемами информатизации в регионах являются:

     - отсутствие единого государственного  подхода в использовании информационных  ресурсов органами власти и  управления всех уровней; 

     - отсутствие единой системы классификаторов,  кадастров и регистров; 

     - неоправданно высокие требования  по закрытию информации;

     - несовместимость информационных  ресурсов;

     - высокая стоимость программно-технических  средств и доступа к информационным  системам, в том числе к Интернету; 

     - недостаточность правового и  методического обеспечения региональной  информатизации;

     - нерешенность вопросов информационного  взаимодействия между органами  государственного и муниципального  управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.

     4. Разработка автоматизированной  системы «Государственный  регистр населения» (АС  ГРН)

     Отсутствие  единой БД по населению приводит к  трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические  исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в  органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной интегрированной  системы учета, предполагающей использование  пластиковых карт гражданами страны.

     5. Внедрение электронной  системы государственных  закупок на основе  технологий электронно-цифровой  подписи 

     Увеличение  информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной  системы обеспечения городских  закупок. В современных условиях использование традиционных методов  взаимодействия участников приводит к  потерям информации, что отрицательно сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация  бизнес-процессов осуществления  сделки обеспечит прозрачность операций, следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический  эффект внедрения системы выражается в экономии бюджетных средств, получаемой при повышении числа участников торгов, усилении конкуренции, более  объективным выбором оптимальных  поставщиков. По некоторым оценкам  экономия составит до 20 % [6] бюджетных  средств.

Информация о работе Современные направления информатизации государственного управления