Современное состояние дистанционного обучения в российском образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Содержание

Введение
1. Педагогическая характеристика дистанционного обучения
1.1. Понятие дистанционного обучения
1.2.Технологии дистанционного обучения
2. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования России
2.1. Становление дистанционного обучения в Российском образовании
2.2. Применение формы дистанционного обучения в российских ВУЗах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     В настоящее время образовательные  учреждения в системе общего образования  реализуют разнообразные модели дистанционного обучения, позволяющие учащимся осваивать образовательные программы в разных формах: в форме экстерната, семейного обучения, а также в системе дополнительного образования. Сегодня наступили времена, когда уже появилась возможность говорить не только о целесообразности и необходимости открытого образования, но и о некоторых формах его реального воплощения в жизнь. [5]

     В системе российского образования  использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения.

     Создание  системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к  ресурсам своих базовых ВУЗов  и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны.  
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.

     Система дистанционного обучения осуществляется с помощью информационно-образовательного портала. Образовательный портал –  это учебно-методический и программно-технический  комплекс, обеспечивающий управление образовательным  учреждением и содержащий все необходимые сведения о научно-методических информационных ресурсах, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, основанной на современных технологиях обучения.  [3]

     Внедрение дистанционного обучения в российских вузах имеет как преимущества перед традиционными формами получения образования, так и свои особенности.

     Анализ возможностей осуществления дистанционного образования через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:

     - гибкость; возможность заниматься в удобное для себя время (даже ночью), в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

- модульность  и вариативность; возможность  из набора независимых учебных  курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

- параллельность; параллельное с профессиональной  деятельностью обучение, т. е.  без отрыва от производства; возможность  постоянного повышения своего  образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни;

- охват;  одновременное обращение большого  количества обучающихся ко многим  источникам учебной информации (электронным  библиотекам, банкам данных, базам  знаний и т. д.); общение через  сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;

- экономичность;  эффективное использование учебных  площадей, технических и транспортных  средств, концентрированное, унифицированное  представление учебной информации  и мультидоступ к ней снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;

- технологичность;  использование в образовательном  процессе новейших достижений  педагогической и научно-технической  мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем; и др.

     Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

- ограниченные  технические возможности и медленные  модемы приводят к задержкам  в передаче звука, видео и  графики, хотя соответствующие  технологии постоянно улучшаются;

- дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним "в живую";

- учащихся  превращаются в пассивных потребителей  чрезмерно структурированных порций  знания; хотя Интернет может осуществлять  активное обучение, некоторые настаивают на том, что он, как и телевидение, использует пассивные формы обучения;

- успешность  обучения частично зависит от  технических навыков в управлении  компьютером, перемещении в Интернет  и от способностей справляться  с техническими трудностями;

- существует  целый ряд практических навыков,  которые можно получить только  при выполнении реальных (а не  виртуальных) практических и лабораторных  работ; 

- в некоторых  случаях в сельских областях  все ещё затруднён доступ к  Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;

- отрицательным  фактором может быть социальная  изолированность; недостаток невербальных  взаимодействий может препятствовать  общению; коммуникационные технологии  приводят к изоляции обучаемых,  ослабляют контроль со стороны преподавателя; и др. [8]

     Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями  связи и низким материальным стимулированием преподавателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В эпоху создания глобального информационного  общества эффективное использование  информационно-коммуникационных технологий играет решающую роль в деле удовлетворения образовательных потребностей высокотехнологичной экономики, а важнейшим инструментом создания эффективной глобальной информационной среды являются доступные электронные образовательные ресурсы. Кроме того, укрепление взаимосвязи между образованием, подготовкой на рабочем месте и рынком труда за счет дистанционного обучения и трансграничных образовательных услуг дает дополнительные возможности для адаптации граждан к переменам посредством обучения в течения всей жизни.

     Реализация  дистанционного обучения происходит независимо от расстояния, времени и конкретного образовательного учреждения благодаря сбалансированному использованию традиционных и новых информационных технологий.

     Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, электронных учебников и др.

     Дистанционное обучение формирует такие необходимые навыки, как самостоятельность, коммуникативность, воспитывает чувство ответственности и обязательности в выполнении учебных заданий.

     Внедрение дистанционного обучения в российских вузах имеет как преимущества перед традиционными формами  получения образования, так и  свои недостатки.

     На  современном этапе процесс развития дистанционного обучения в России сдерживается отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. 

     Список  использованной литературы

  1. Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра  дистанционного   обучения  // Матер. VII Междунар. конф. “Применение новых технологий в образовании (29 июня - 2 июля) 1996 г. г.Троицк.
  2. Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. – Казань. – 2000. – 76 с.
  3. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22403
  4. http://www.msu.ru/innovation/distanation.html
  5. http://www.nvobrazovanie.ru/dist_v_ross
  6. http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/
  7. http://tva.jino.ru/Edu_2_1.htm
  8. www.eidos.ru/journal/2001/0320.htm

Информация о работе Современное состояние дистанционного обучения в российском образовании