Современное информационное общество и ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание работы

Информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать к помощи разнообразной техники даже в их повседневной жизни. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Содержание

Введение
Современное информационное общество и ДОУ
Компьютер и дети
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
1) Основные принципы построения программы
2) Структура занятий
Организация учебного и игрового процесса
1)Формы контроля
Примеры занятий
Ассоциация КИД
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ит.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      Используется  несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный

      Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для  снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). 

Продолжительность каждого этапа занятия:

      1 этап - 10-15 минут, 

      2 этап - 10-15 минут, 

      3 этап - 4-5 минут. 

      После каждого занятия проветривание  помещения.

Занятия построены  на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа  строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Организация учебного и игрового процесса

 

Для нормального  функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 

I. Компьютерный  зал.

1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.

2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения   1 шт.

3. Принтер цветной  струйный HP или EPSON 1 шт.

4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта  1 шт. 

      Компьютеры  объединены в локальную сеть, оборудованы  приводами CD-ROM и звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII имеется защитный экран, либо мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал оформлен кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой для поддержания воздушного режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей. 

II. Игровой зал  - зал для предкомпьютерной подготовки  и послекомпьютерной релаксации.

1. Раздаточный  материал на каждого ребенка.

2. Дидактические  игры.

3. Разнообразные  игрушки.

4. Средообразующие  модульные предметы.

5. Магнитофон  для проведения физкультурных  минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

Зал оформлен обилием  разнообразных цветов. 

IV. Техническое  помещение. 

V. Сан. узел.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

      Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы "Практического применения компьютера в детском саду" проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

      Диагностика проводится 3 раза в год.

      В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка. 

1) Изучение личности:

  • изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
  • изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной  сферы:

  • оценка уровня общего психического развития;
  • изучение объема произвольного внимания;
  • изучение устойчивости и распределения внимания;
  • изучение зрительной и слуховой памяти;
  • изучение оригинальности воображения;
  • изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
  • изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического  развития:

  • изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
  • изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
 

      В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

  • изучение грамматического строя речи;
  • изучение звуковой стороны речи;
  • изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
  • изучение коммуникативных умений.
 

      В конце года (апрель, май) проводится диагностика  для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

  • изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;
  • изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной  сферы:

  • оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);
  • изучение общей способности к обучению;
  • изучение устойчивости внимания;
  • изучение объема памяти;
  • изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
  • изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического  развития:

  • изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.
 

      В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

      Предполагается, что результаты деятельности ребенка  в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля усвоения знаний проводятся контрольные занятия, игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без него):

  1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".
  2. Математический КВН.
  3. Развлечение "Звуковая дорожка".
  4. Страна "Воображалия".
  5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей и награждение памятными эмблемами.)
  6. Итоговое развлечение "Какими были, какими стали!" (Повторение любимых физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.)

Примеры занятий

ЗАНЯТИЕ "СОБЕРИ КАРТИНКУ".

ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1", "МАЛЫШ 2".

1 ЭТАП.

Игра "Собери картинку"

 

      Детям предлагается собрать картинку из частей и посмотреть, что получится. (У  детей получаются гномики разных цветов).

Физ. минутка. Игра "Гномик"

 

      Спрятался ловко в моем кулачке маленький  гномик в большом колпачке. Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем, маленький гномик покинет свой дом. (дети зовут так, как сказано) За маленьким гномиком, давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три ну-ка, повтори! (дети повторяют движения).

      А гномики нам прислали картинки не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. 

Знакомство  с "мышью". 

  1. Осматривание "мыши".
  2. Почему она так называется.
  3. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.
  4. Тренировка детей.

2 ЭТАП.

      Педагог объясняет детям, как раскрашивать гномиков с помощью цветных карандашей и собирать картинки из частей с  помощью "мыши". 

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя  каждому ребенку в работе с "мышью".

3 ЭТАП.

      Итог занятия, повторение названия манипулятора "мышь", его назначение, способ управления. 

Пальчиковая гимнастика: 

Мы сегодня  поиграли,   Активное сгибание и

Наши пальчики устали.   разгибание пальцев.

Пусть немного  отдохнут,  Встряхнуть руками перед А потом играть начнут.           собой.

Дружно локти  отведем,            Энергично отвести локти         мы играть начнем.            Снова назад.

Руки подняли  и покачали  Плавные покачивания

это деревья  в лесу,   поднятыми вверх руками

Руки нагнули,

кисти встряхнули,   Встряхивание рук

ветер сбивает  росу.   перед собой.

В стороны руки,

плавно помашем,

это к нам  птицы летят.              Горизонтальные одно-

Как они сядут, тоже покажем,  временные движения

крылья сложили  назад.            руками вправо, влево. 
 

Гимнастика  для глаз: 

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять  сомкнули,

Наши глазки отдохнули. 

Прощание  в кругу. 

Дети прощаются  с разной интонацией и высотой  голоса. 

Оборудование: 

разрезные картинки по количеству детей. 

ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ АККУРАТНО"

ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1"

1 ЭТАП.

      К нам пришла игрушка от Незнайки. Незнайка просит вас помочь ему выполнить  задание Знайки. Нужно подобрать  парную картинку к картинке.

      На  доске картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п.

      Воспитатель показывает другую картинку (скрипка, кошелек, пчела, шарик, нитки, иголки и  т.п.), дети находят этой картинке пару на доске и обосновывают свой выбор.

      А у Незнайки есть компьютерный друг - художник, которому тоже нужно помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только внимательные ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю. 

Информация о работе Современное информационное общество и ДОУ