Сюжетно-ролевая игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание работы

Противоречия, вызванные социальными переменами, множество проблем объективного и субъективного характера приводят многих людей к конфликтам, психологическим срывам, нервным заболеваниям. Подобного рода явления возникают и в образовательной среде, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях, что связано с негативностью самого ребенка, родителей и даже воспитателя правильно строить отношения в сложных жизненных ситуациях, предупреждать конфликты или разрешать их конструктивными способами.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Сущность конфликта в психолого-педагогических исследованиях
Возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста
Возможности сюжетно-ролевой игры в обучении детей старшего дошкольного возраста конструктивному разрешению конфликтов
Вывод по 1 главе
Глава II.
2.1. Выявление уровня разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация комплекса сюжетно-ролевой игры, направленных на разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Выявление динамики разрешения конфликтов в сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

Департамент образования и науки Кемеровской  области

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая  игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

Выполнила:

Торчакова Н.В.

студентка группы 2-09

Научный руководитель

Капустина Л.И.

педагог-психолог

 

 

 

 

 

2012

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

    1. Сущность конфликта в психолого-педагогических исследованиях
    2. Возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста
    3. Возможности сюжетно-ролевой игры в обучении детей старшего дошкольного возраста конструктивному разрешению конфликтов

Вывод по 1 главе

Глава II.

2.1. Выявление уровня разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Реализация комплекса сюжетно-ролевой  игры, направленных на разрешение  конфликтов у детей старшего  дошкольного возраста

2.3. Выявление динамики разрешения конфликтов в сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Вывод по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Противоречия, вызванные социальными переменами, множество проблем объективного и субъективного характера приводят многих людей к конфликтам, психологическим  срывам, нервным заболеваниям. Подобного  рода явления возникают и в  образовательной среде, в том  числе и в дошкольных образовательных  учреждениях, что связано с негативностью  самого ребенка, родителей и даже воспитателя правильно строить отношения в сложных жизненных ситуациях, предупреждать конфликты или разрешать их конструктивными способами.

С одной  стороны эта проблема у всех на устах и много ученых изучают  конфликтные личности, семьи, в которых  воспитываются дошкольники с  конфликтным поведением, а с другой стороны – эта проблема остается не решенной.

В отечественных  исследованиях А.Я. Анцупова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлева, В.В. Бойко и др. осуществлен  процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой  является и определение понятия  конфликта. Исследования В.В. Гришина, А.С. Гусева, Д.Л. Моисеева посвящены  межличностным конфликтам.

Над анализом причин детских конфликтов работали Н.В. Гришина, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломенский, Д.Б. Эльконин и другие. Так, Н.В. Гришина отмечала, что проблемы во взаимодействии детей могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения, конфликты возникают в играх.

Исследователей  детских конфликтов особо интересует средства, направленные на разрешение конфликтов между детьми. К числу  основных средств В.С. Деньжова, Е.В. Богданова, В.Я. Зедгенидзе, З.Ш. Магомедова и др. относят: игры-тренинги, интерактивные методы обучения конструктивному разрешению конфликтов, сказкотерапию.

Однако  воспитательное и коррекционное  воздействие сюжетно-ролевой игры в обучении конструктивному разрешению конфликта детей

старшего  дошкольного возраста используется недостаточно.

Поэтому порождается следующее противоречие: между необходимостью обучения детей старшего дошкольного возраста конструктивному разрешению конфликтов и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры в решении данной задачи.

Отсюда  возникает проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в обучении конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективном средством обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста, если:

  1. использование в работе с детьми сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  2. обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  3. использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

В соответствии с целью и гипотезой  были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликта.
  2. Изучить возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста.
  3. Выявить возможности сюжетно-ролевой игры в обучении конструктивным способам разрешения детей старшего дошкольного возраста.

Поставленные задачи решались посредством  метода теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Теоретическая значимость дипломной  работы состоит в систематизации теоретического материала о сущности конфликта в психолого-педагогических исследованиях, возрастных особенностей протекания конфликтов у детей дошкольного  возраста, выявлении возможностей сюжетно-ролевой  игры в обучении детей старшего дошкольного  возраста конструктивному разрешению конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема конфликтного поведения у  детей дошкольного возраста в  психолого-педагогических исследованиях

 

    1. Сущность конфликта в психолого-педагогических исследованиях

 

Конфликт-это ситуация, в которой  каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную  по отношению к интересам другой стороны. Конфликт-это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными  лицами или группами лиц.

Конфликт не всегда имеет положительный  характер. Он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и  достижению целей группы в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить большее число альтернатив  или проблем и т.д. Конфликт может  быть функциональным и вести к  повышению эффективности группы. Или он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности  организации.

Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания-конфликтология. Большой вклад  в ее развития внесли социология, философия, политология и конечно психология.

Во второй половине ХΙХ – начале ХХ вв. учеными-социологами предпринимались первые попытки обоснования роли конфликта в социальной системе. Л. Козер выделил отрицательные и положительные влияния конфликта на жизнь людей. По его мнению, негативными функциями конфликта являются:

      • ухудшение социального климата. Снижение производительности труда, вывод из коллектива части его членов в целях разрешения противоречия;

 

      • неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
      • уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
      • возникновение духа конфронтации, затягивающего людей в борьбу и заставляющего их стремиться больше к победе, во что бы ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
      • материальные и эмоциональные затраты на разрешение противоречий.

Позитивные функции социального  конфликта заключается в том, что он:

-стимулирует изменение и развитие;

-играет информационную и связующую  роль, поскольку в ходе конфликта  его участники лучше узнают  друг друга;

-способствует структурированию  социальных групп, созданию организаций,  сплочению коллективов единомышленников;

-активизирует деятельность людей,  снимая «синдром покорности»;

-стимулирует развитие личности, повышает чувство ответственности;

-выявляет сильные и слабые  стороны характера участников  конфликта, создает условия для  оценки людей по их моральным  качествам, способствует выдвижению  и формированию лидеров;

-снижает подспудную напряженность  и дает ей выход;

-выполняет диагностическую функцию

Богатый объем знаний о конфликте  накоплен также отечественной педагогикой. В 20-30-е годы в отечественной педагогике начал формироваться интерес  к противоречиям в процессе воспитания детей, конфликтам личности и коллектива. Данная проблема нашла отражение  в трудах, Л.С. Выгоствого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В дальнейшем исследованием данной проблемы занимались Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Л.С. Славина. Эти педагоги дают характеристику понятия «конфликт», определяют его различные виды. В.М. Афонькова, Н.И. Болдырев, О.Н. Лукашонок, М.М. Ященко и др. изучают управление конфликтной ситуацией и ее использование в воспитательных целях.

В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей  разрешения посвящены исследования А.А. Бодалева, В.О. Агеева, Н.Н. Обозова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, А.К. Зайцева, Ф.М. Бородкина и др.

Изучением вопроса подготовки учителя  к конструктивному разрешению конфликтных  ситуаций занимаются В.В. Базелюк, И.С. Пилипец, С.О. Савостьянова, Н. Самоукина, Д. Журавлев и др.

Таким образом, современные отечественные  и зарубежные исследователи, в том  числе и педагоги, признают, что:

-конфликт является объективной  частью взаимодействия людей  друг с другом;

-конфликт нельзя воспринимать  как однозначно деструктивное  явление, поскольку при определенных  условиях он может способствовать  сохранению и жизнеспособности  социального целого;

-конфликт способствует формированию  нравственного и социального  опыта личности, позволяет его  участникам глубже понять друг  друга, мобилизовать свои творческие  способности, волю и разум;

-конфликтом можно управлять  с целью усиления его конструктивных  возможностей, следовательно, овладение  навыками эффективного поведения  в конфликте должно осознаваться  как личный и социальный интерес.

Причины, вызывающие конфликты, так  же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения  конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д. По мнению В.Я. Зенгенидзе следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

-ограниченность ресурсов, подлежащих  распределению;

-различие в целях, ценностях,  методах поведения, уровне квалификации, образования;

-плохие коммуникации;

-взаимозависимость заданий, неправильное  распределение ответственности.

Вместе с тем, объективные причины  только тогда являются причинами  конфликта, когда делают невозможным  для личности или группы реализовать  свои потребности, заденут личные или  групповые интересы.

Я.А. Анцупов, А.И. Шипилов утверждают, что причины конфликтов носят  объективно-субъективный характер и  могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

К объективным причинам возникновения  конфликтов А.Я. Анцупов относит  естественное столкновение интересов  людей в процессе их жизнедеятельности. К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, разбалансированность ролевого взаимодействия людей.

Основными личностными причинами  конфликтов, по мнению А.И. Шипилова, являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний.

Существует многочисленные классификации  конфликтов. Основаниями для них  могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма  выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные, и т.д.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста