Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа
Противоречия, вызванные социальными переменами, множество проблем объективного и субъективного характера приводят многих людей к конфликтам, психологическим срывам, нервным заболеваниям. Подобного рода явления возникают и в образовательной среде, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях, что связано с негативностью самого ребенка, родителей и даже воспитателя правильно строить отношения в сложных жизненных ситуациях, предупреждать конфликты или разрешать их конструктивными способами.
Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Сущность конфликта в психолого-педагогических исследованиях
Возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста
Возможности сюжетно-ролевой игры в обучении детей старшего дошкольного возраста конструктивному разрешению конфликтов
Вывод по 1 главе
Глава II.
2.1. Выявление уровня разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация комплекса сюжетно-ролевой игры, направленных на разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Выявление динамики разрешения конфликтов в сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Департамент
образования и науки
ГОУ
СПО Новокузнецкий
Сюжетно-ролевая игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
Выполнила:
Торчакова Н.В.
студентка группы 2-09
Научный руководитель
Капустина Л.И.
педагог-психолог
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Вывод по 1 главе
Глава II.
2.1. Выявление уровня разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация комплекса сюжетно-
2.3. Выявление динамики разрешения конфликтов в сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Противоречия,
вызванные социальными
С одной стороны эта проблема у всех на устах и много ученых изучают конфликтные личности, семьи, в которых воспитываются дошкольники с конфликтным поведением, а с другой стороны – эта проблема остается не решенной.
В отечественных исследованиях А.Я. Анцупова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлева, В.В. Бойко и др. осуществлен процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и определение понятия конфликта. Исследования В.В. Гришина, А.С. Гусева, Д.Л. Моисеева посвящены межличностным конфликтам.
Над анализом причин детских конфликтов работали Н.В. Гришина, Б.П. Жизневский, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломенский, Д.Б. Эльконин и другие. Так, Н.В. Гришина отмечала, что проблемы во взаимодействии детей могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения, конфликты возникают в играх.
Исследователей детских конфликтов особо интересует средства, направленные на разрешение конфликтов между детьми. К числу основных средств В.С. Деньжова, Е.В. Богданова, В.Я. Зедгенидзе, З.Ш. Магомедова и др. относят: игры-тренинги, интерактивные методы обучения конструктивному разрешению конфликтов, сказкотерапию.
Однако
воспитательное и коррекционное
воздействие сюжетно-ролевой
старшего дошкольного возраста используется недостаточно.
Поэтому
порождается следующее противор
Отсюда возникает проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в обучении конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: обучение конструктивному разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективном средством обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста, если:
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Поставленные задачи решались посредством
метода теоретического анализа психолого-
Теоретическая значимость дипломной
работы состоит в систематизации
теоретического материала о сущности
конфликта в психолого-
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Конфликт-это ситуация, в которой
каждая из сторон стремится занять
позицию, несовместимую и
Конфликт не всегда имеет положительный
характер. Он может мешать удовлетворению
потребностей отдельной личности и
достижению целей группы в целом.
Но во многих случаях конфликт помогает
выявить большее число
Роль конфликтов и их регулирования
в современном обществе столь
велика, что во второй половине ХХ века
выделилась специальная область
знания-конфликтология. Большой вклад
в ее развития внесли социология, философия,
политология и конечно
Во второй половине ХΙХ – начале ХХ вв. учеными-социологами предпринимались первые попытки обоснования роли конфликта в социальной системе. Л. Козер выделил отрицательные и положительные влияния конфликта на жизнь людей. По его мнению, негативными функциями конфликта являются:
Позитивные функции
-стимулирует изменение и
-играет информационную и
-способствует
-активизирует деятельность
-стимулирует развитие
-выявляет сильные и слабые
стороны характера участников
конфликта, создает условия
-снижает подспудную
-выполняет диагностическую
Богатый объем знаний о конфликте
накоплен также отечественной
В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А. Бодалева, В.О. Агеева, Н.Н. Обозова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, А.К. Зайцева, Ф.М. Бородкина и др.
Изучением вопроса подготовки учителя к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций занимаются В.В. Базелюк, И.С. Пилипец, С.О. Савостьянова, Н. Самоукина, Д. Журавлев и др.
Таким образом, современные отечественные и зарубежные исследователи, в том числе и педагоги, признают, что:
-конфликт является
-конфликт нельзя воспринимать
как однозначно деструктивное
явление, поскольку при
-конфликт способствует
-конфликтом можно управлять
с целью усиления его
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д. По мнению В.Я. Зенгенидзе следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
-ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
-различие в целях, ценностях,
методах поведения, уровне
-плохие коммуникации;
-взаимозависимость заданий,
Вместе с тем, объективные причины только тогда являются причинами конфликта, когда делают невозможным для личности или группы реализовать свои потребности, заденут личные или групповые интересы.
Я.А. Анцупов, А.И. Шипилов утверждают, что причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.
К объективным причинам возникновения конфликтов А.Я. Анцупов относит естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности. К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, разбалансированность ролевого взаимодействия людей.
Основными личностными причинами конфликтов, по мнению А.И. Шипилова, являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний.
Существует многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные, и т.д.