Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:10, лабораторная работа
Цель работы: усвоение основных принципов перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Задачи работы: усвоение способов перевода чисел в двоичную, десятичную и шестнадцатеричную систему, овладение основами двоичной арифметики.
При переводе наиболее частой ошибкой является неверная запись результата. Запись двоичного числа следует начинать со старшего значащего разряда (СЗР), а заканчивать записью младшего значащего разряда (МЗР). Следует помнить, что при делении первым получается значение МЗР.
В
ЭВМ с целью упрощения
1) автоматически определяется знак результата;
2) операция вычитания сводится к арифметическому сложению кодов чисел;
3) упрощается операционная часть ЭВМ.
В ЭВМ используется прямой, обратный и дополнительный коды чисел. Знак “+” кодируется нулем (0), “-” - единицей (1), которые записываются в дополнительном старшем разряде - знаковом разряде.
1. Прямой двоичный код - это такое представление двоичного числа , при котором знак «плюс» кодируется нулем в старшем разряде числа, а знак «минус» - единицей. При этом старший разряд называется знаковым. Сложение в прямом коде не вызывает затруднений, когда у слагаемых одинаковые знаки: сложить модули и сумме присвоить знак слагаемых. При вычитании чисел в прямом коде нужно сначала определить больший модуль, от него отнять меньший и результату присвоить знак большего модуля.
2. Обратный код получается из прямого кода по следующему правилу:
Из приведенного выражения видно, что обратный код для положительных чисел совпадает с прямым кодом. Чтобы представить отрицательное двоичное число в обратном коде нужно оставить в знаковом разряде 1, во всех значащих разрядах заменить 1 на 0, а 0 на 1. Такая операция называется инвертированием и обозначается горизонтальной чертой над инвертируемым выражением.
3. Дополнительный код образуется следующим образом:
Из выражения видно, что дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом, а для отрицательного числа получается инверсией всех значащих разрядов и добавлением единицы к младшему разряду u1088 результата. Дополнительный код может быть получен из обратного кода путём прибавления 1 к младшему разряду обратного кода (естественно, с учётом переносов между разрядами).
Итак:
Положительные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах изображаются одинаково - двоичными кодами с цифрой 0 в знаковом разряде.
Отрицательные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах имеют разное изображение.
Пример. Получим обратный код для числа .
- прямой код;
- обратный код;
- дополнительный код.
3. Оборудование И Материально-техническое обеспечение
Компьютерные классы, оборудованные ПК с установленным программным обеспечением не ниже:
1) Операционная система Windows XP;
2)
Microsoft Калькулятор Плюс.
4. Задание на лабораторную работу
Произвести
преобразования чисел, арифметические
действия над ними и поиск
кодов преобразованных чисел
в различных системах счисления согласно
варианту задания.
№ варианта | A | B | C | D |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 |
5. Порядок выполнения работы
1)
Ознакомиться с содержанием
2) Представить число А в виде полинома в десятичной системе счисления.
3)
Преобразовать результат в
4) Преобразовать числа B и C в двоичную систему счисления. Найти их cумму, разность и произведение.
5) Для двоичной суммы A и B найти прямой, обратный и дополнительный коды.
6) Преобразовать число D во все основные системы счисления.
7) Проконтролировать правильность вычислений с помощью Microsoft Калькулятор Плюс и сделать вывод.
8)
Подготовиться к ответам на контрольные
вопросы.
6. Содержание отчета
1)
Исходные данные согласно
2) Число А в виде полинома в десятичной системе счисления и промежуточные расчеты.
3) Число А в двоично-десятичной системе и промежуточные расчеты.
4) Числа B и C в двоичной системе счисления и промежуточные расчеты
5) Сумма, разность и произведение А и В в двоичной системе счисления и промежуточные расчеты.
7) Прямой, обратный и дополнительный коды суммы А и В и промежуточные расчеты.
7) Число D во всех основных система счисления и промежуточные расчеты.
8)
Проконтролировать
9)
Выводы.
7. Контрольные вопросы
Приведите примеры позиционных и непозиционных систем счисления.
Приведите первые пять числе в троичной и пятеричной системе счисления.
В чем отличие естественной и нормальной форм числа?
Расскажите о правилах двоичного сложения и вычитания.
Расскажите о правилах перевода целого числа из одной системы счисления в другую.
Что
такое прямой код числа? Зачем
он нужен?
8. Библиографический список
1) Информатика: Базовый курс : учеб.пособие для втузов / под ред.С.В.Симоновича .- 2-е изд. - М.[и др.] : Питер, 2006 .- 640с. : ил. - (Учебник для вузов) .- Библиогр.в конце кн. - ISBN 5-94723-752-0 /в пер./ : 101.20.