Системы поддержки принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности систем поддержки принятия решений (СППР), а также анализ их применения в сфере экономики и управления.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- проанализировать понятие СППР;
- познакомиться с историей развития СППР;
- рассмотреть виды СППР;

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
Глава 1.Общая характеристика СППР.
1.1. Сущность понятия и основные особенности………………………........5
1.2. Классификация СППР…………………………………………………….6
1.3. Структура СППР………………………………………………………….10
Глава 2. СППР «Выбор».
2.1. Общая характеристика программы……………..……………..………...19
2.2. Принятие решения при помощи программы «Выбор»…………….…..19
Глава 3. Пути совершенствования СППР……………………………….…….22
Заключение…………………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы………………………………………….…25
Приложение 1…………………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по инфосистемам.docx

— 425.46 Кб (Скачать)
    1. Принятие решения при помощи программы «Выбор».

Для наглядного применения программы «Выбор» попытаемся решить следующую задачу. Нам необходимо произвести отбор кандидатов на освободившуюся должность заместителя начальника отдела информатизации из числа сотрудников отдела. Кандидатов будем оценивать по нескольким критериям: стаж работы в организации, ответственность, образование, коммуникабельность. Мы имеем 4-х претендентов на эту должность.

С помощью программы попытаемся проанализировать кто из претендентов наиболее подходит.

Сначала нам необходимо ввести в программу данные по критериям и фамилии претендентов (рис.4).

Затем мы запускаем выполнение вычислений, где нам необходимо относительно каждого уровня произвести оценку нескольких факторов, тем самым расставив  предпочтения (рис.5).

Для каждого критерия производим оценку, допустим по стажу работы Иванов имеет большее предпочтение так  как он проработал на нашем предприятии дольше Петрова (рис.6).

Полученные матрицы парных сравнений по критерию стаж работы представлены на рис. 7. Иванов проработал дольше всех на предприятии, поэтому ему достается самая высокая оценка, а Сидоров проработал мало, у него самая маленькая.

Полученные матрицы парных сравнений по критерию ответственность представлены на рис. 8. Из этой матрицы мы видим, что наибольшая оценка опять достается Иванову, он признан самым ответственным всегда выполняя поручения, Сидоров же наоборот очень часто срывал сроки и относился халатно, поэтому у него самая маленькая оценка. Полученные матрицы парных сравнений по критерию коммуникабельность представлены на рис. 6. Здесь мы видим очень интересную картину, по нашим наблюдениям наиболее коммуникабельным признан Сидоров, который по предыдущим критериям был аутсайдером, а вот Петров оказался позади всех, и признан замкнутым человеком.

Полученные матрицы парных сравнений по критерию образование представлены на рис. 9.

Комментируя эту матрицу, мы должны вспомнить постановку задачи, нам нужен заместитель начальника отдела информатизации, т.е. это должен быть человек хорошо разбирающийся в работе отдела, а значит техник по образованию, но с другой стороны это руководящая должность и возможно человек долго проработавший в отделе хоть и с гуманитарным образованием должен иметь равные шансы. Поэтому как мы видим на рис. 10,  Иванову и Петрову проставлены одинаковые оценки, меньше всего у Сидорова т.к. руководитель должен иметь высшее образование.

Относительно кандидатов мы расставили оценки по критериям. А  как же оценки относительно самой  цели? Что для нас является важнее? Стаж, образование, коммуникабельность или ответственность? Думаю уровняем шансы, нам нужен кандидат в равной степени удовлетворяющий всем параметрам. Расставляем приоритеты поровну (рис.11).

Вычисления закончены, и мы получаем результат (рис. 12).

Очевидно, что наиболее подходящим кандидатом на должность заместителя  начальника отдела является Иванов.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования  СППР.

С постоянным развитием общества совершенствуются и экономические  отношения. Кампании вынуждены существовать в сложных условиях конкуренции. Им необходимо принимать быстрые  и правильные решения для того, чтобы минимизировать затраты и получить больше прибыли.  

СППР изменяются в соответствие с потребностями потребителей.

Например, помимо данных об операциях фирмы для функционирования СППР требуются и другие внутренние данные. Так, например, необходимы оценки управляющих, занятых в сферах маркетинга, финансов, производства, данные о движении персонала, инженерные данные и т. п. Эти данные должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.

В настоящее время широко исследуется вопрос о включении  в СППР еще одного источника данных – документов, включающих в себя записи, письма, контракты, приказы  и т. п. Если содержание этих документов будет записано в памяти (например, на видеодиске) и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), СППР получат новый мощный источник информации.[7]

Управление компьютером  при помощи человеческого голоса – самая простая и поэтому  самая желанная форма языка действий. Она еще недостаточно разработана  и поэтому мало популярна в  СППР. Существующие разработки требуют  от пользователя серьезных ограничений (ограниченного набора слов и выражений; специального устройства, учитывающего особенности голоса пользователя; управление должно осуществляться в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой  речи). Технология этого подхода  интенсивно совершенствуется, и в  ближайшем будущем можно ожидать  появления новых совершенных  СППР, использующих речевой ввод информации.

За последние несколько  лет наметилось новое направление, развивающее машинную графику –  мультипликация. Мультипликация оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных СППР, связанных с моделированием физических систем и объектов. Так, например, СППР, предназначенная для обслуживания клиентов в банке, с помощью мультипликационных моделей может реально просмотреть различные варианты организации обслуживания в зависимости от потока посетителей, допустимой длины очереди, количества пунктов обслуживания и т. п.

В ближайшие годы следует  ожидать использования человеческого  голоса как языка сообщений СППР. В качестве возможного примера можно  указать использование этой формы  в работе СППР сферы финансов, где  в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины  исключительности той или иной позиции.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, в этой работе мы познакомились с системами поддержки принятия решений, с историей их создания. Разобрались с элементами структуры и классификацией современных СППР. Научились решать простейшие задачи по принятию решений при многих критериях при помощи программного продукта «Выбор».

Можно сделать вывод о  том, что применение программ СППР не только очень просто, но и достаточно эффективно. Оно не требует особых знаний и капиталовложений, но позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе.

СППР способствуют налаживанию  межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы  позволяют повысить контроль над  деятельностью организации.

Наличие четко функционирующей  СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, выдвигаемым  СППР, открываются новые подходы  к решению повседневных и нестандартных  задач. Это приносит весьма значительную пользу в построении правильных моделей поведения в условиях современной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Кравченко Т. К. Информационная технология процесса принятия экономических решений/ Москва: ГУ – ВШЭ, 2006.
  2. Макарова Н. В. Информатика/М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Сараев А. Д. Системные анализ и современные информационные технологии/ Симферополь: СОНАТ, 2006.
  4. Трапезникова В. А. Система поддержки принятия решений в человеко-машинных системах управления//Том УШ. М.: ИПУРАН, 2000.
  5. Чекинов Г.П., Куляница А.Л., Бондаренко В.В. Применение ситуационного управления в информационной поддержке принятия решений при проектировании организационно-технических систем // Информационные технологии в проектировании и производстве, № 2, 2003.
  6. Черноруцкий И. Г. Электронные издания/Методы принятия решений – Спб.: БХВ – Петербург, 2005.
  7. http://proxy.math.rsu.ru
  8. http://www.it-library.org 
  9. www.cfin.ru 
  10. www.ciritas.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 
ФИО

 
Критерий

 
Стаж  работы

 
Ответственность

 
Коммуникабельность

 
Образование

 
Иванов

 
5

 
Очень ответственный

 
Коммуникабельный

 
Высшее техническое

 
Петров

 
2

 
Достаточно ответственный

 
Замкнут (не коммуникабельный)

 
Высшее гуманитарное

 
Сидоров

 
1

 
Не ответственный

 
Очень коммуникабельный

 
Средне- специальное

 
Потапов

 
3

 
ответственный

 
Достаточно коммуникабельный

 
Незаконченное высшее





 
рис.4 
рис.5 

рис.6 
рис.7 
рис.8 
рис. 9 
 
 
 
 
рис.10

рис. 11

 
 

рис. 12

 
 
 
 

 
 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Системы поддержки принятия решений