Системы поддержки принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности систем поддержки принятия решений (СППР), а также анализ их применения в сфере экономики и управления.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- проанализировать понятие СППР;
- познакомиться с историей развития СППР;
- рассмотреть виды СППР;

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
Глава 1.Общая характеристика СППР.
1.1. Сущность понятия и основные особенности………………………........5
1.2. Классификация СППР…………………………………………………….6
1.3. Структура СППР………………………………………………………….10
Глава 2. СППР «Выбор».
2.1. Общая характеристика программы……………..……………..………...19
2.2. Принятие решения при помощи программы «Выбор»…………….…..19
Глава 3. Пути совершенствования СППР……………………………….…….22
Заключение…………………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы………………………………………….…25
Приложение 1…………………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по инфосистемам.docx

— 425.46 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Информационные системы в экономике»

на тему: «Системы поддержки принятия решений»

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. НН-208

Чурсина А.В.

 

Проверил:

ст. пр. Шумилин П. Е.

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Глава 1.Общая характеристика СППР.

    1. Сущность понятия и основные особенности………………………........5
    2. Классификация СППР…………………………………………………….6
    3. Структура СППР………………………………………………………….10

Глава 2. СППР «Выбор».

2.1.  Общая характеристика программы……………..……………..………...19

2.2.  Принятие решения при помощи программы «Выбор»…………….…..19

Глава 3. Пути  совершенствования  СППР……………………………….…….22

Заключение…………………………………………………………………..…..24

Список используемой  литературы………………………………………….…25

Приложение 1…………………………………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В той или иной степени системы поддержки принятия решений СППР) присутствуют в любой информационной системе (ИС). Поэтому, осознанно или нет, к задаче создания системы поддержки принятия решений организации приступают сразу после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения. По мере развития бизнеса, упорядочения структуры организации и налаживания межкорпоративных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной. Помимо бизнеса СППР применяются во многих других областях, таких как телекоммуникации, медицина, молекулярная генетика, генная инженерия, химия и др.

Степень разработанности. Изучению теоретических и практических аспектов управления, принятия решений, созданию систем управления, систем поддержки принятия решений, использованию экономико-математического инструментария для поддержки принятия решений посвящены работы многих зарубежных и российских ученых, как М. Эддоуса, Р. Стэнсфилда, Т. Саати, Р. Беллмана, Л.А. Заде, В. Деминга, Г. Вагнера, М.Г. Гафта, Х. Таха, В.Ш. Рапопорт, Я.Р. Рельян, М. Робсона, Р.Л. Кини, Х. Райфа, В.И. Кнорринга, Скотта Мортона, Д. Пауэра, Р. Спрага, Е.П. Голубкова, О.П. Гуджояна, Е.М. Мошковича, Р.А. Фатхутдинова, Б.Г. Литвак, А.И. Орлова, С.Л. Печерского, А.М. Карякина, С.П. Бобкова, А.Н. Ильченко, М.Б. Ермолаева и др.

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является исследование сущности систем поддержки принятия решений (СППР), а также анализ их применения в сфере экономики и управления.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

-  проанализировать понятие  СППР;

-  познакомиться с историей  развития СППР;

-  рассмотреть виды СППР;

- охарактеризовать составные части СППР;

- познакомиться с принципами работы СППР «Выбор»;

- выявить возможные пути  совершенствования СППР.

Эмпирической  базой являются труды отечественных и зарубежных ученых, а также интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика СППР.

    1. Сущность понятия и основные особенности.

Современные системы поддержки  принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные  к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения. С помощью  СППР может производиться выбор  решений некоторых неструктурированных  и слабоструктурированных задач, в  том числе и многокритериальных.

СППР, как правило, являются результатом  мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного интеллекта, интерактивных компьютерных систем, методов имитационного моделирования. [3]

В настоящее время нет общепринятого  определения СППР, поскольку конструкция  СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она  разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Поэтому можно рассмотреть несколько определений СППР:

  • это совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей;
  • это  интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктурированных задач;
  • это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным или моделям так, что они могут принимать лучшие решения.

СППР — в большинстве случаев  — это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения  задач и принятия решений. Система  должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов. [5]

СППР обладает следующими основными характеристиками:

  • СППР использует и данные, и модели;
  • СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;
  • они поддерживают, а не заменяют, выработку решений менеджерами;
  • цель СППР — улучшение эффективности решений.

Все вышесказанное можно систематизировать  в  следующее определение.

 

        Система поддержки принятия решений (СППР) - компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. [2]


 

1.2. Классификация СППР.

Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая  классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.

На уровне пользователя СППР делят  на  пассивные, активные и кооперативные СППР.

  1. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.
  2. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать.
  3. Кооперативная СППР позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения. [1]

На концептуальном уровне различают следующий классы СППР.

  • СППР, уравляемая сообщениями (Communication-Driven DSS) (ранее групповая СППР — GDSS) - поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.
  • СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data-oriented DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.
  • СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.
  • СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.
  • СППР, управляемые моделями (Model-Driven DSS) характеризуются в основном доступом и манипуляциями с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными).

На техническом уровне различают СППР всего предприятия и настольную СППР.

    1. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия.
    2. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя. [3]

Рассмотрим далее классификацию  информационных систем по признаку структурированности  задач.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается  выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.

Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят  рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. [1]

Рассмотрим следующий пример.

 

В ИС необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная  задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений просты,  объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий  работающих


Решение неструктурированных задач  из-за невозможности создания математического  описания и разработки алгоритма  связано с большими трудностями. Возможности использования здесь  информационной системы невелики решение  в таких случаях принимается  человеком из эвристических соображений  на основе своего опыта и, косвенной  информации из разных источников.

В практике работы любой организации  существует сравнительно немного полностью  структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве  задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать ИС, при этом получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

Рассмотрим следующий пример.

 

Требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:

  • выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;
  • отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять  то или иное решение, если снабдит  его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

СППР, используемые для решения  частично структурированных задач, подразделяются на два вида - оперативные  и стратегические.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.

Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. [4]

Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов  развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких  как конъюнктура целевых для  компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др.

1.  Оперативные СППР получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. [10]

Для ИСР характерны следующие основные черты:

  • отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
  • ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
  • как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.

Таким образом, ИСР создают управленческие отчеты и ориентированы главным  образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в  этих отчетах, управляющий принимает решение. [9]

Информация о работе Системы поддержки принятия решений