Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:24, лабораторная работа
Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Непозиционными системами являются такие системы счисления, в которых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.
Таблица 1.4.
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 |
2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 |
3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 |
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 |
5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
6 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
8 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
9 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
A | A | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
B | B | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 1A |
C | C | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 1A | 1B |
D | D | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 1A | 1B | 1C |
E | E | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 1A | 1B | 1C | 1D |
F | F | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 1A | 1B | 1C | 1D | 1E |
× | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | A | C | E | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 1A | 1C | 1E |
3 | 0 | 3 | 6 | 9 | C | F | 12 | 15 | 18 | 1B | 1E | 21 | 24 | 27 | 2A | 2D |
4 | 0 | 4 | 8 | C | 10 | 14 | 18 | 1C | 20 | 24 | 28 | 2C | 30 | 34 | 38 | 3C |
5 | 0 | 5 | A | F | 14 | 19 | 1E | 23 | 28 | 2D | 32 | 37 | 3C | 41 | 46 | 4B |
6 | 0 | 6 | C | 12 | 18 | 1E | 24 | 2A | 30 | 36 | 3C | 42 | 48 | 4E | 54 | 5A |
7 | 0 | 7 | E | 15 | 1C | 23 | 2A | 31 | 38 | 3F | 46 | 4D | 54 | 5B | 62 | 69 |
8 | 0 | 8 | 10 | 18 | 20 | 28 | 30 | 38 | 40 | 48 | 50 | 58 | 60 | 68 | 70 | 78 |
9 | 0 | 9 | 12 | 1B | 24 | 2D | 36 | 3F | 48 | 51 | 5A | 63 | 6C | 75 | 7E | 87 |
A | 0 | A | 14 | 1E | 28 | 32 | 3C | 46 | 50 | 5A | 64 | 6E | 78 | 82 | 8C | 96 |
B | 0 | B | 16 | 21 | 2C | 37 | 42 | 4D | 58 | 63 | 6E | 79 | 84 | 8F | 9A | A5 |
C | 0 | C | 18 | 24 | 30 | 3C | 48 | 54 | 60 | 6C | 78 | 84 | 90 | 9C | A8 | B4 |
D | 0 | D | 1A | 27 | 34 | 41 | 4E | 5B | 68 | 75 | 82 | 8F | 9C | A9 | B6 | C3 |
E | 0 | E | 1C | 2A | 38 | 46 | 54 | 62 | 70 | 7E | 8C | 9A | A8 | B6 | C4 | D2 |
F | 0 | F | 1E | 2D | 3C | 4B | 5A | 69 | 78 | 87 | 96 | A5 | B4 | C3 | D2 | E1 |
При сложении двоичных чисел в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и переноса из соседнего младшего разряда если он имеется. При этом необходимо учитывать, что 1+1 дают нуль в данном разряде и единицу переноса в следующий.
При вычитании двоичных чисел в данном разряде при необходимости занимается из старшего разряда. Эта занимаемая 1 равна двум 1 данного разряда.
Действия над числами с основанием 8 и 16 непривычны и поэтому вызывают определенные сложности. Так, при выполнении действий сложения и вычитания в восьмеричной системе счисления рекомендуется помнить следующее:
При выполнении действий сложения и вычитания в шестнадцатеричной системе счисления надо помнить следующее:
Примеры:
Выполнить сложение чисел: а) Х=1101, У=101;
б) Х=1101, У=101, К=111;
в) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8). г) 3B3,6(16) + 38B,4(16) =73E,A(16).
Примеры: Выполнить вычитание чисел: а) 10010(2) – 101(2)=1101.
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8). в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Умножение двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел производится по тем же правилам, что и для десятичных с помощью таблиц умножения и сложения (таблицы 2.2-2.3).
Примеры:
а) 1001(2) ´101(2) =101101(2).
б) 1170,64(8) *46,3(8)
= 57334,134(8) в) 61,A(16)*40,D(16)
= 18B7,52(16)
Деление двоичных чисел производится по тем же правилам, что и для десятичных. При этом используются таблицы двоичного умножения и вычитания.
Пример. 1100,011(2):10,01(2) =101,1(2)
Задание 1.
Перевод
чисел из одной
системы счисления
в другую.
Задание 1.1
Перевести
числа Х1 (таблица 1) из двоичной системы
в десятичную систему счисления.
Задание 1.2.
Перевести
числа Х2 (таблица 1) из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатиричную системы счисления.
Задание 1.3.
Перевести
числа Х3 (таблица 1) из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатиричную системы счисления.
Задание 1.4.
Перевести
числа Х4 (таблица 1) из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатиричную системы счисления
с точностью 5 знаков после запятой.
Задание 1.5.
Перевести
числа Х5 (таблица 1) из восьмеричной
системы счисления в двоичную систему
счисления.
Задание 1.6.
Перевести
числа Х6 (таблица 1) из шестнадцатиричной
системы счисления в двоичную
систему счисления.
Задание 1.7.
Перевести
числа Х7 (таблица 1) из двоичной системы
счисления в восьмеричную и шестнадцатиричную
системы счисления.
Задание 1.8.
Перевести
числа Х8 (таблица 1) из восьмеричной
системы счисления в шестнадцатиричную
систему счисления.
Задание 1.9.
Перевести
числа Х9 (таблица 1) из шестнадцатиричной
системы счисления в восьмеричную систему
счисления.
Задание 2.
Арифметические
действия с недесятичными
числами
Задание 2.1.
Заданы
числа Х1 и У1 в двоичной системе
счисления (Таблица 2). Вычислить Х1+У1, Х1-У1,
X1*Y1, X1/Y1.
Задание 2.2.
Заданы
числа Х2 и У2 в восьмеричной системе
счисления (Таблица 2). Вычислить X2+У2, Х2-У2,
X2*Y2, X2/Y2.
Задание 2.3.
Заданы
числа Х3 и У3 в шестнадцатиричной системе
счисления (Таблица 2). Вычислить X3+У3, Х3-У3,
X3*Y3, X3/Y3 (точность при делении 2 знака после
запятой).
Контрольные вопросы