Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка
Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену
В силу особой важности защиты государственной тайны и ее осо¬бого правового режима вопросы обеспечения и организации ее защиты будут подробно рассмотрены ниже.
Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ регулирует отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Ключевым для данного Закона является термин «документиро¬ванная информация». Данный термин появляется в ряде других федеральных законов («Об участии в международном ин¬формационном обмене», «О библиотечном деле», «Об обязатель¬ном экземпляре документов»). В юридическом определении доку¬мента, содержащемся в данном Законе, акцент смещен на фикса¬цию информации на материальном носителе как необходимом при¬знаке документированности информации. При этом существует воз¬можность изменить форму закрепления информации (перенести с одного носителя на другой). Вторым существенным признаком документированной информации является идентифицируемость зафиксированных сведений посредством указания таких данных, которые позволяют установить источник и время создания доку¬мента, назначение информации. Эти данные именуются рекви¬зитами.
Частным случаем реквизита является гриф секретности, разме-щаемый на документах, содержащих сведения, отнесенные к го-сударственной тайне.
Документированная информация образует
информационные ресурсы, которые, являясь
объектами отношений
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент со¬става имущества находятся в собственности граждан, органов го¬сударственной власти, органов местного самоуправления, орга¬низаций и общественных объединений. Отношения по поводу пра¬ва собственности на информационные ресурсы регулируются граж¬данским законодательством Российской Федерации. Ст. 128 Граж¬данского кодекса РФ относит информацию к объектам граждан-ских прав, однако в перечень движимых и недвижимых вещей (ст. 130) информация не включена. Под категорию материаль¬ных объектов и объектов права собственности подпадают именно информационные ресурсы.
В ст. 11 Закона определяются условия приобретения юридиче¬ской силы документами, полученными из автоматизированной информационной системы, а именно: подписание должностным лицом собственноручной подписью или подтверждение электрон¬ной цифровой подписью. Правовые условия использования элект¬ронной цифровой подписи устанавливаются Федеральным зако¬ном «Об электронной цифровой подписи».
В соответствии со ст. 17 Закона защита прав субъектов в сфере информации, информационных технологий и защиты информации осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. При решении вопроса о возможности рассмотрения арбитражным судом дел данной ка¬тегории следует исходить из подведомственности споров, установ¬ленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Фе¬дерации.
Ст. 8 Закона устанавливает защиту прав на доступ к информации, в частности отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информа¬ции могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, полу¬чившие недостоверную информацию, имеют право на возмеще¬ние причиненного им убытка.
В Законе «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
определен ряд важнейших по¬
информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представле¬ния;
информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
информационная система — со¬
информационно – телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
обладатель информации - лицо, самостоятельно
создавшее информацию либо получившее
на основании закона или договора
право разрешать или
доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;
конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно - телекоммуникационной сети;
документированная информация - зафиксированная
на материальном носителе путем документирования
информация с реквизитами, позволяющими
определить такую информацию или
в установленных
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-I (с изменениями от 19 июля 1995 г.) урегулиро¬вал отношения, которые возникают в связи с созданием и исполь¬зованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнением постановок, передач эфирного или кабельного вещания (смежные права). Данный Закон является одним из базовых в системе информационного за¬конодательства России, уточняет и повторяет ряд формулировок, касающихся авторских и смежных прав на программы и базы дан¬ных для компьютеров (основные положения Закона будут подробно рассмотрены ниже).
Федеральный закон «О связи» от 20 января 1995 г. № 15-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 06.01.99 № 8-ФЗ, от 17.07.99 № 176-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области связи, определяет полномочия органов государственной власти, а также права и обязанности лиц, уча¬ствующих в деятельности в указанной области или пользующихся услугами связи.
В Законе прописаны и некоторые вопросы, касающиеся обес¬печения информационной безопасности в области связи. В соответствии со ст. 7 сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. При этом обязанность защищать во время эксплуатации средства и сооружения связи от несанкционирован¬ного доступа к ним лежит на операторах связи.
Конституцией Российской Федерации
гарантируется тайна пе-
Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям по¬чтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, по¬чтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполно¬моченным представителям, если иное не предусмотрено федераль¬ными законами.
Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися упол-номоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установлен¬ных федеральными законами.
Ст. 64 Закона устанавливает обязанность операторов связи со-действовать государственным органам, осуществляющим оператив¬но-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыск¬ных мероприятий в соответствии с требованиями законодатель¬ства, а именно: предоставлять информацию о пользователях услу¬гами связи, оказанных им услугах связи и иную необходимую ин¬формацию; обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; принимать меры по недопущению раскрытия орга¬низационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В целях обеспечения надежности функционирования и безопас¬ности сети связи, а значит и информационной безопасности За¬кон вводит положении об обязательном лицензировании деятель¬ности в области оказания услуг связи (ст. 29) и о подтверждении соответствия средств связи и услуг связи в форме сертификации и декларации соответствия (ст. 41).
Закон определяет и ответственность за нарушение законода¬тельства РФ в области связи: «лица, нарушившие законодатель¬ство Российской Федерации в области связи, несут уголов¬ную, административную и гражданско-правовую ответственность» (ст. 68).
Целью Федерального закона «Об электронной цифровой подпи¬си» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ является обеспечение правовых условий использования элект¬ронной цифровой подписи в электронных документах, при со¬блюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие Закона распространя¬ется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
В Законе определен ряд терминов, важных с точки зрения обес-печения безопасности информации:
электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись — реквизит электронного доку-мента, предназначенный для защиты данного электронного доку¬мента от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифициро¬вать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
владелец сертификата ключа
подписи — физическое лицо, на имя
которого удостоверяющим центром выдан
сертификат ключа подписи и которое
владеет соответствующим
средства электронной цифровой
подписи — аппаратные и (или) программные
средства, обеспечивающие реализацию
хотя бы одной из следующих функций
— создание электронной цифровой
подписи в электронном
сертификат средств
закрытый ключ электронной цифровой
подписи — уникальная последовательность
символов, известная владельцу
открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлин¬ности электронной цифровой подписи в электронном документе;
сертификат ключа подписи —
документ на бумажном носителе или
электронный документ с электронной
цифровой подписью уполномоченного
лица удостоверяющего центра, которые
включают в себя открытый ключ электронной
цифровой подписи и выдаются удостоверяющим
центром участнику