Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка
Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Засекречивание информации - это совокуп¬ность организационно-правовых мер, регламентированных зако¬нами и другими нормативными актами, по введению ограниче¬ний на распространение и использование информации в интере¬сах ее собственника.
При рассмотрении проблемы принятия решения о целесооб¬разности или нецелесообразности засекречивания информации, следует учитывать множество факторов, которые определяют ту меру, когда из несекретной ее следует сделать секретной, т.е. засекретить. При этом в основу решения о засекречи¬вании информации положены общественно-полити¬ческие, оборонные, экономические и иные интересы личности, общества и государства.
Множественность влияющих факторов находит свое выраже¬ние в принципах засекречивания информации. В нормативных ак¬тах Российской Федерации сформулированы основные принци¬пы, которые следует учитывать при принятии решения о засекре¬чивании информации:
законность засекречивания информации..Она заключается в осу¬ществлении процесса засекречивания строго в рамках действую¬щих законов и других подзаконных нормативных актов. Отступле¬ние от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государ¬ства, в частности, незаконным сокрытием от общества информа¬ции, не требующей засекречивания, или утечкой важной инфор¬мации;
обоснованность засекречивания информации. Она заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засек¬речивания конкретных сведений, вероятных экономических или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засек¬речивать информацию, вероятность раскрытия которой превыша¬ет возможность сохранения ее в тайне;
своевременность засекречивания информации. Она заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
При засекречивании информации решается вопрос не просто об отнесении ее к секретной, конфиденциальной или несекрет¬ной, но и о том, какой степени секретности она должна быть, т.е. решается вопрос об уровне ее зашиты.
Степень секретности — это показатель уровня важности и цен¬ности информации для собственника, определяющий уровень се зашиты. Степень секретности сведений, составляющих государствен¬ную тайну, определяется государством — уполномоченными им органами и должностными лицами.
Какие же критерии используются для отнесения сведений, во-первых, к государственной тайне, а во-вторых, к той или иной степени секретности?
Ответ на этот вопрос дают «Правила отнесения сведений, со¬ставляющих государственную тайну, к различным степеням сек¬ретности», указанные в постановлении Правительства РФ от 4 сен¬тября 1995 г. №870.
В нашей стране при¬нята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно сек¬ретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Со¬держащиеся под этими грифами сведения являются государствен¬ной тайной.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно – технической, разведы¬вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея¬тельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Россий¬ской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно – технической, разведы¬вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея¬тельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Россий¬ской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа све¬дений, составляющих государственную тайну. Ущерб безопасности Россий¬ской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно–технической, разведы¬вательной, контрразведыватель-ной или оперативно-розыскной дея¬тельности.
Из этих определений можно видеть сравнительно высокую сте¬пень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну.
Предпринимались попытки приравнять степень секретности информации к размеру ущерба (например, в денежном исчисле¬нии), который может наступить в случае утечки информации. Од¬нако они не получили сколько-нибудь широкого распространения и одобрения.
Эти качественные признаки — критерии
степени секретности сведений, содержащих
государственную тайну, всегда оставляют
место для вольного или невольного
привнесения субъективного
Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недо¬статочно и различны для каждого конкретного объекта защиты — содержания сведений, составляющих государ¬ственную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущерба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих го¬сударственную тайну.
Политический ущерб может
Экономический ущерб может наступить при утечке сведений лю¬бого содержания: политического, экономического, военного, на¬учно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть представлен, прежде всего, в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.
Прямые потери могут наступить, например, в результате утечки секрет¬ной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффек-тивность и требуют крупных затрат на их замену или переналадку.
Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упущен¬ной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгод¬ных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приори¬тета в научном исследовании, в результате чего соперник быстрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т.д.
Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера, наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировав¬шей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовав¬ших под дипломатическим прикрытием, и т.п.
Следовательно, степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Количественные и качественные
показатели ущерба
Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.
Распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 73-рп утвержден пере¬чень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Руководители органов
Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.
В ходе подготовки проекта перечня
экспертные комиссии в соответствии
с принципами засекречивания сведений,
установленными Законом РФ "О
государственной тайне", проводят
анализ всех видов деятельности соответствующих
органов государственной
В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.
Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.
После утверждения перечни доводятся до:
- заинтересованных органов
- предприятий, учреждений и
- предприятий, учреждений и
Предприятия, организации, учреждения при определении степени (грифа) секретности документов, изделий, работ должны руководствовать¬ся перечнями сведений, подлежащих засекречиванию.
Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.
Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.
Предложения по внесению в перечни
дополнений и изменений направляются
руководителям органов
Если принятие указанных
предложений влечет за собой
изменение Перечня сведений, отнесенных
к государственной тайне,
39 Нормативно – правовые документы по защите информации????
Закон РФ «О государственной тайне» (утвержден 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)) сформировал правовые отношения в области защиты информации в случае отнесения ее к государ¬ственной тайне. Поскольку основная цель принятия Закона — обес¬печение безопасности Российской Федерации в информационной сфере, в нем раскрываются основные понятия, касающиеся спе¬циальных информационных отношений. В Законе закреплено оп¬ределение «носителей сведений, составляющих государ¬ственную тайну». К ним отнесены материальные объекты, в том числе и физические поля, в которых сведения, составляющие го¬сударственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. В Законе также приведена классифика¬ция средств защиты информации: технические, криптографиче¬ские, программные и другие средства, а также средства контроля эффективности защиты информации. Определен в Законе и поря-док засекречиваний и рассекречивания сведений и их носителей, доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Рассмотрена организация защиты государственной тайны и указаны органы, осуществляющие ее защиту и их полномочия.