Шпаргалка по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа содержит 1 файл

ИБ,Шпора.docx

— 255.87 Кб (Скачать)

Засекречивание информации - это  совокуп¬ность организационно-правовых мер, регламентированных зако¬нами и другими нормативными актами, по введению ограниче¬ний на распространение и использование информации в интере¬сах ее собственника.

При рассмотрении проблемы принятия решения о целесооб¬разности или нецелесообразности засекречивания информации, следует учитывать множество факторов, которые определяют ту меру, когда из несекретной ее следует сделать секретной, т.е. засекретить. При этом в основу решения о засекречи¬вании информации положены общественно-полити¬ческие, оборонные, экономические и иные интересы личности, общества и государства.

Множественность влияющих факторов находит  свое выраже¬ние в принципах засекречивания информации. В нормативных ак¬тах Российской Федерации сформулированы основные принци¬пы, которые следует учитывать при принятии решения о засекре¬чивании информации:

законность засекречивания информации..Она заключается в осу¬ществлении процесса засекречивания строго в рамках действую¬щих законов и других подзаконных нормативных актов. Отступле¬ние от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государ¬ства, в частности, незаконным сокрытием от общества информа¬ции, не требующей засекречивания, или утечкой важной инфор¬мации;

обоснованность засекречивания информации. Она заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засек¬речивания конкретных сведений, вероятных экономических или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засек¬речивать информацию, вероятность раскрытия которой превыша¬ет возможность сохранения ее в тайне;

своевременность засекречивания информации. Она заключается в установлении ограничений на распространение  этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

При засекречивании информации решается вопрос не просто об отнесении ее к  секретной, конфиденциальной или несекрет¬ной, но и о том, какой степени секретности она должна быть, т.е. решается вопрос об уровне ее зашиты.

Степень секретности — это показатель уровня важности и цен¬ности информации для собственника, определяющий уровень се зашиты. Степень секретности сведений, составляющих государствен¬ную тайну, определяется государством — уполномоченными им органами и должностными лицами.

Какие же критерии используются для  отнесения сведений, во-первых, к  государственной тайне, а во-вторых, к той или иной степени секретности?

Ответ на этот вопрос дают «Правила отнесения  сведений, со¬ставляющих государственную тайну, к различным степеням сек¬ретности», указанные в постановлении Правительства РФ от 4 сен¬тября 1995 г. №870.

В нашей стране при¬нята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно сек¬ретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Со¬держащиеся под этими грифами сведения являются государствен¬ной тайной.

К сведениям особой важности следует  относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно – технической, разведы¬вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея¬тельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Россий¬ской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям  следует относить сведения в области  военной, внешнеполитической, экономической, научно – технической, разведы¬вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея¬тельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Россий¬ской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей

К секретным сведениям следует  относить все иные сведения из числа  све¬дений, составляющих государственную тайну. Ущерб безопасности Россий¬ской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно–технической, разведы¬вательной, контрразведыватель-ной или оперативно-розыскной дея¬тельности.

Из этих определений можно видеть сравнительно высокую сте¬пень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну.

Предпринимались попытки приравнять степень секретности информации к размеру ущерба (например, в  денежном исчисле¬нии), который может наступить в случае утечки информации. Од¬нако они не получили сколько-нибудь широкого распространения и одобрения.

Эти качественные признаки — критерии степени секретности сведений, содержащих государственную тайну, всегда оставляют  место для вольного или невольного привнесения субъективного фактора  в процессе засекречивания информации.

Понятие, виды и размер ущерба разработаны  пока еще недо¬статочно и различны для каждого конкретного объекта защиты — содержания сведений, составляющих государ¬ственную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущерба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих го¬сударственную тайну.

Политический ущерб может наступить  при утечке сведений по¬литического и внешнеполитического характера, о разведыватель¬ной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информации могут произойти серьезные изменения в международной обстановке не в пользу Российской Федерации, утрата страной политических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отношений с какой-либо страной или группой стран и т.д.

Экономический ущерб может наступить  при утечке сведений лю¬бого содержания: политического, экономического, военного, на¬учно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть представлен, прежде всего, в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.

Прямые потери могут наступить, например, в результате утечки секрет¬ной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффек-тивность и требуют крупных затрат на их замену или переналадку.

Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упущен¬ной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгод¬ных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приори¬тета в научном исследовании, в результате чего соперник быстрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т.д.

Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера, наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировав¬шей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовав¬ших под дипломатическим прикрытием, и т.п.

Следовательно, степень секретности  сведений, составляющих государственную  тайну, должна соответствовать степени  тяжести ущерба, который может  быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения  указанных сведений.

   Количественные и качественные  показатели ущерба безопасности  Российской Федерации определяются  в соответствии с нормативно-методическими  документами, утверждаемыми руководителями  органов государственной власти, которые наделены полномочиями  по отнесению сведений к государственной  тайне, и согласованными с Межведомственной  комиссией по защите государственной  тайны.

Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную  тайну, между органами государственной  власти определяется «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 73-рп утвержден пере¬чень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Руководители органов государственной  власти, наделенные полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и  несут персональную ответственность  за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к  государственной тайне. Перечень должен определять степень секретности  конкретных сведений (группы сведений), а его структура - учитывать ведомственную  или отраслевую специфику.

Для разработки проекта перечня  создается экспертная комиссия, в  состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную  тайну.

В ходе подготовки проекта перечня  экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом РФ "О  государственной тайне", проводят анализ всех видов деятельности соответствующих  органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций  с целью определения сведений, распространение которых может  нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.

В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или  гражданами, не состоящими в отношении  подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему  перечень. Степень секретности таких  сведений устанавливается по согласованию между органом государственной  власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.

Проект перечня, разработанный  экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному  полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который  также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня. Утвержденные перечни в целях координации  работ по защите государственной  тайны направляются в Межведомственную комиссию.

После утверждения перечни доводятся  до:

- заинтересованных органов государственной  власти в полном объеме либо  в части, их касающейся;

- предприятий, учреждений и организаций,  действующих в сфере ведения  органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению  должностного лица, утвердившего  перечень;

- предприятий, учреждений и организаций,  участвующих в проведении совместных  работ, в объеме, определяемом  заказчиком этих работ.

Предприятия, организации, учреждения при определении степени (грифа) секретности документов, изделий, работ  должны руководствовать¬ся перечнями сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной  обстановки, заключении международных  договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную  тайну, другим государствам, появлении  новых достижений в области науки  и техники и т.п.), но не реже, чем  через 5 лет.

Пересмотр перечней осуществляется в  том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни  дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной  власти, утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение  трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений  и принять соответствующее решение.

    Если принятие указанных  предложений влечет за собой  изменение Перечня сведений, отнесенных  к государственной тайне, руководители  органов государственной власти  направляют проект соответствующего  решения с обоснованием в Межведомственную  комиссию для проведения экспертной  оценки и принятия решения.

 

39      Нормативно – правовые документы по защите информации????

Закон РФ «О государственной тайне» (утвержден 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями  от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)) сформировал  правовые отношения в области  защиты информации в случае отнесения  ее к государ¬ственной тайне. Поскольку основная цель принятия Закона — обес¬печение безопасности Российской Федерации в информационной сфере, в нем раскрываются основные понятия, касающиеся спе¬циальных информационных отношений. В Законе закреплено оп¬ределение «носителей сведений, составляющих государ¬ственную тайну». К ним отнесены материальные объекты, в том числе и физические поля, в которых сведения, составляющие го¬сударственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. В Законе также приведена классифика¬ция средств защиты информации: технические, криптографиче¬ские, программные и другие средства, а также средства контроля эффективности защиты информации. Определен в Законе и поря-док засекречиваний и рассекречивания сведений и их носителей, доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Рассмотрена организация защиты государственной тайны и указаны органы, осуществляющие ее защиту и их полномочия.

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"