Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка
Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Основные элементы функциональной части системы:
- порядок и правила определения степени секретности и сведений и проставление грифа секретности на работах, документах, изделиях, а также рассекречивания информации или снижения степени ее секретности;
- установленные на объекте
- система обработки, хранения, учета и выдачи носителей защищаемой информации с использованием принятой системы накопления и обработки информации: автоматизированная, ручная, смешанная, иная, в том числе делопроизводство с секретными и конфиденциальными документами;
- разрешительная система,
- система выявления возможных
каналов утечки защищаемой
- система контроля наличия
и состояния на объекте установленных
режимов: секретности, внутриобъектового,
охраны объекта и его важнейших подразделений.
Таким образом, структурная и функциональная части системы защиты информации существуют и работают в неразрывном единстве.
В ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты государственной тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях».
Таким образом, система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей складывается из:
- органов защиты
- средств и методов защиты государственной тайны;
- проводимых мероприятий.
Под защитой сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей понимается деятельность органов защиты этой тайны, направленная на обеспечение безопасности информации, отнесенной к государственной тайне, предотвращение ее утечки и максимально эффективное ее использование.
Главным субъектом, осуществляющим защиту сведений, составляющих государственную тайну, является государство в лице его высших органов власти и управления, которое располагает всей полнотой властных полномочий по решению задач защиты государственной тайны. Однако в государстве существует целая иерархия органов, учреждений, организаций, предприятий и других структурных подразделений, должностных лиц и исполнителей, которые в ходе выполнения служебных обязанностей сталкиваются с проблемой защиты такой тайны. Каждый из этих участвующих в защите информации субъектов наделяется соответствующим объемом прав и обязанностей, необходимых для решения задач по эффективной защите сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В ст. 4 Закона РФ «О государственной тайне» определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц (Федерального Собрания, Президента, Правительства и др.) в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите.
Высшие органы государственной власти и управления создают нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по защите сведений, отнесенных к государственной тайне. Координация деятельности по разработке и выполнению государственных программ, по подготовке нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне, возложена на Межведомственную миссию по защите государственной тайны. Каждый орган защиты государственной тайны и должностное лицо наделяются полномочиями по проведению организационно-правовых мероприятий по защите государственной тайны (ст. 20, Закон РФ «О государственной тайне»).
В систему защиты государственной тайны включаются кроме мер, осуществляемых непосредственно в местах сосредоточения и обращения сведений, составляющих эту тайну, также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно-правовые режимы:
- борьба со шпионажем и
- охрана государственных тайн в печати;
- пограничный режим;
- режим въезда и передвижения иностранцев;
- режим выезда специалистов в служебные командировки за границу.
Они в качестве составных элементов включаются в систему защиты государственной тайны и в большинстве своем играют роль препятствия, преграды в возможных каналах утечки секретной информации
44 Конфиденциальная информация и ее защита.
С развитием информационного
Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Следовательно, данный вид информации относится к информации ограниченного доступа.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст.8 п.4 закрепляет перечень сведений, которые не разрешается относить к информации с ограниченным доступом:
1) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
Таким образом, анализ действующего законодательства показывает, что:
Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие в 1997 г., установил нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
В тех случаях, когда общественно
опасные действия в области информационных
отношений совершаются без
Таким образом, информационные отношения по защите информации ограниченного доступа получили уголовно-правовую защиту.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не определяет ни виды конфиденциальной информации, ни перечень сведений, которые могут составлять конфиденциальную информацию. В ст. 9 Закона закреплено только, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом, защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.
Рассмотрим более подробно некоторые другие виды конфиденциальной информации, защита которой закреплена законодательными актами.
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 №1111) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в котором перечислены шесть видов информации:
1. Сведения о фактах, событиях
и обстоятельствах частной
2. Сведения, составляющие
тайну следствия и
3. Служебные сведения, доступ
к которым ограничен органами
государственной власти в
4. Сведения, связанные с
профессиональной
5. Сведения, связанные с
коммерческой деятельностью,
6. Сведения о сущности
11 Система защиты информации
Решение задач обеспечения
Структурно система защиты информации должна включать:
органы управления;
центры безопасности;
органы сертификации, лицензирования, экспертизы и контроля;
службы безопасности информации (в МО РФ и РВСН – уктк);
центры подготовки кадров;
научно – исследовательские организации.
Система защиты информации должна удовлетворять
следующим важнейшим
обеспечивать безопасность информации, средств информатизации;
не создавать неудобств, связанных с дополнительными процедурами проверки, надзора, контроля за доступом и т.д.;
реализовывать различные методы управления:
жесткие (административно –
Защита государственного информационного ресурса (обеспечение государственной тайны) осуществляется с применением административно – директивных методов, которые реализуются в виде:
обязательных для выполнения норм, требований и инструкций;
системы контроля;
системы ответственности за допущенные нарушения.
В МО РФ ответственность за обеспечение
установленных требований по защите
информации возлагается на командиров
воинских частей, руководителей военных
объектов, организаций и учреждений,
эксплуатирующих объекты
При обработке информации на объектах, не связанных с обеспечением государственной тайны, возможны только формы управления органами защиты информации путем рекомендательного использования нормативных, методических и организационно – распорядительных документов. Основой функционирования системы защиты информации в этом случае является личный выбор собственником информации степени ее защищенности и механизмов защиты.
Основными целями защиты информации на объектах защиты являются предотвращение и нейтрализация преднамеренных и непреднамеренных источников угроз безопасности информации. В соответствии с этими целями процесс защиты информации должен обеспечить поддержание ее целостности и скрытности (доступность только для тех лиц, которые имеют на это соответствующие полномочия).