Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:05, реферат
Современная АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) представляет собой многоуровневую человеко-машинную систему управления. Создание АСУ сложными технологическими процессами осуществляется с использованием автоматических информационных систем сбора данных и вычислительных комплексов, которые постоянно совершенствуются по мере эволюции технических средств и программного обеспечения.
Введение 2
АСУ ТП и диспетчерское управление 2
Компоненты систем контроля и управления и их назначение 4
Разработка прикладного программного обеспечения СКУ: выбор пути и инструментария 7
Технические характеристики 8
Открытость систем 9
Стоимостные характеристики 10
Эксплуатационные характеристики 10
Графический интерфейс 11
Графические средства InTouch 11
Окна в InTouch 11
Объекты и их свойства 13
Организация взаимодействия с контроллерами 16
Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода 17
Серверы ввода/вывода в InTouch 18
Поддерживаемые коммуникационные протоколы 18
Особенности адресации в InTouch 20
Обмен данными с другими приложениями 21
Определение имени доступа в словаре переменных InTouch 22
Тренды в SCADA - системах 25
Тренды в InTouch 25
Архивирование (регистрация) значений переменной 26
Отображение трендов 26
Изменение параметров архивных трендов в режиме исполнения 29
Система распределенных архивов 29
Встроенные языки программирования 30
Скрипты в InTouch 31
Типы скриптов 31
Встроенные функции 32
Функции Quick Functions 36
Разработка графопостроителя в системе InTouch 37
Разработка DDE-сервера 37
Разработка DDE - клиента 39
Список литературы 41
Мастер-объект -
это предварительно созданный компонент
с определенными статическими и
динамическими свойствами, находящийся
в библиотеке мастер-объектов (Wizards)
и доступный для многократного применения.
Но, в отличие от компонента, динамические
свойства которого настраиваются для
каждой составляющей отдельно до объединения
в компонент, динамические свойства мастер-объекта
быстро настраиваются с помощью специализированного
диалога. Другими словами, фирма Wonderware
провела большую работу и создала огромное
количество мастер-объектов (несколько
тысяч), определив для каждого из них механизм
быстрой настройки статических и динамических
свойств. Все эти мастер-объекты разделены
на большое количество групп и размещены
в соответствующей библиотеке. Доступ
к ней осуществляется нажатием иконки
Wizard в интерфейсе WindowMaker, что вызывает
появление на экране диалога Wizard Selection
(Выбор мастер-объекта. В левой части диалога
- список групп мастер-объектов, включающий
такие категории, как Buttons (кнопки), Sliders
(ползунковые регуляторы), Switches (переключатели)
и т. д.
В правой части диалога приведены все
мастер-объекты выбранной в данный момент
группы. Двойной щелчок по требуемому
мастер-объекту возвращает пользователя
в окно разработки приложения. Курсор
принимает форму уголка с символом . Наконец,
щелчок мыши на свободном месте окна приводит
к появлению мастер-объекта в окне приложения.
Для его конфигурирования (определения
динамических свойств) следует дважды
щелкнуть на мастер-объекте.
Например, двойной щелчок по кнопке Momentary Button (кнопка запуска), предварительно вставленной в окно приложения, выводит на экран диалог конфигурирования этой кнопки (рис.6). |
Достаточно ввести имя дискретной
переменной, желаемый текст на кнопке,
отметить несколько опций и нажать Ok. Инструмент
Bitmap инструментальной панели рисования
позволяет копировать и встраивать в приложение
InTouch растровые объекты (совокупность
точек). С помощью него создается "контейнер"
для последующей вставки объекта из папки
обмена Windows либо файлов с расширением
.BMP, .JPG, .PCX, .TGA. Для WindowMaker растровое изображение
является единым объектом. Невозможно
ни анимировать его отдельные части, ни
вставлять Bitmap - объекты в символы (можно
вставлять в компоненты). Такой объект
можно развернуть на рабочем поле на 90,
180, 270, 360 градусов, а также определить для
него цвет "прозрачности", чтобы через
него можно было видеть и другие объекты.
· Тренды. InTouch предлагает пользователю
два сложных объекта типа тренд: тренд
реального времени и исторический (архивный)
тренд. Эти объекты позволяют отображать
в виде графиков значения данных реального
времени (4 пера) и архивных данных (8 перьев).
Оба типа трендов создаются при использовании
специальных инструментов панели рисования
окна WindowMaker с последующим конфигурированием.
Подробная информация по созданию и конфигурированию
трендов будет приведена в соответствующей
главе.
Подводя итог описанию графических средств
пакета InTouch, следует отметить, что фирма
Wonderware в этом плане предлагает потребителю
хороший набор возможностей:
Современные SCADA
- системы не ограничивают выбора аппаратуры
нижнего уровня (контроллеров), так
как предоставляют большой
Для подсоединения драйверов ввода/вывода
к SCADA - системе в настоящее время используются
следующие механизмы:
Изначально протокол DDE применялся в первых человеко - машинных интерфейсах в качестве механизма разделения данных между прикладными системами и устройствами типа ПЛК (программируемые логические контроллеры). Для преодоления недостатков DDE, прежде всего для повышения надежности и скорости обмена, разработчики предложили свои собственные решения (протоколы), такие как AdvancedDDE или FastDDE - протоколы, связанные с пакетированием информации при обмене с ПЛК и сетевыми контроллерами. Но такие частные решения приводят к ряду проблем:
Основная цель
OPC стандарта (OLE for Process Control) заключается
в определении механизма
С OPC - решениями интеграция в гетерогенные (неоднородные) системы становится достаточно простой. Применительно к SCADA-системам OPC серверы, расположенные на всех компьютерах системы управления производственного предприятия, стандартным способом могут поставлять данные в программу визуализации, базы данных и т. п., уничтожая, в некотором смысле, само понятие неоднородной системы.
Для организации взаимодействия с контроллерами могут быть использованы следующие аппаратные средства:
Прикладные протоколы, используемые для организации взаимодействия с контроллерами, оставлены за границей этой книги.
При функционировании
InTouch - приложения в реальном времени
информация обо всех его переменных
хранится в базе данных. К такой информации
относятся имя переменной, ее тип, минимальное
и максимальное значения, уставки, способ
отображения (дисплей, журнал) и т. д., а
также информация о коммуникационных
каналах, по которым происходит обмен
данными между технологическим процессом
и приложением.
InTouch - приложение поддерживает взаимодействие
с DDE и OPC-серверами. Именно на организации
взаимодействия с ними и остановимся ниже.
DDE (Dynamic Data Exchange
- динамический обмен данными) представляет
собой коммуникационный протокол, разработанный
компанией Microsoft для обмена данными между
различными Windows - приложениями. Этот протокол
реализует взаимосвязи типа клиент - сервер
между двумя одновременно исполняющимися
программами.
В InTouch поддерживается также пакетированный
DDE - обмен - FastDDE. Применение последнего
заметно повышает эффективность и производительность
обмена данными благодаря уменьшению
общего количества DDE - пакетов, которыми
клиент и сервер обмениваются между собой.
Но принципиальные недостатки, связанные
с надежностью и зависимостью от количества
загруженных в текущий момент приложений
Windows, остались. Необходимость в появлении
более совершенного технологичного протокола
созрела! Но следует отметить, что отказ
от DDE-механизма происходит не мгновенно
хотя бы потому, что в мире наработано
большое количество DDE - серверов.
С целью расширения возможностей стандартного
протокола DDE на локальную сеть компания
Wonderware предложила NetDDE. Он позволяет приложениям,
запущенным на объединенных в локальную
сеть компьютерах, вести DDE - обмен. Позднее
NetDDE лицензируется компанией Microsoft и поставляется
в дистрибутивном пакете Windows. Следует
отметить и то, что NetDDE допускает обмен
информацией между приложениями на IBM
PC и приложениями на машинах другого типа
с операционной системой VMS или UNIX. Компания
Wonderware предлагает и инструментальные
средства для разработки DDE-серверов, в
том числе и для не-Windows-платформ.
Протокол SuiteLink был специально разработан
фирмой Wonderware для того, чтобы удовлетворить
таким требованиям, как целостность данных,
высокая производительность и простота
диагностики. В основе протокола SuiteLink
лежит протокол TCP/IP. SuiteLink не является
заменой протоколам DDE, FastDDE и NetDDE. Новый
протокол разработан для поддержания
быстродействующих промышленных систем
и обладает следующими характеристиками:
Для реализации
функций OPC - клиента Wonderware предлагает
OPCLink - сервер, преобразующий OPC в SuitLink -
протокол.
В материалах, предложенных компанией
Wonderware, отмечается, что большинство реализованных
OPC-серверов создают для каждого подключаемого
к серверу клиента новый канал связи или
нить. Для текущей обработки каждого клиента
сервер должен переключаться между нитями.
Каждая нить использует DCOM (Distributed Component
Object Model) для организации обмена данными,
и DCOM также управляет переключением нитей.
В итоге возможна достаточно низкая производительность
в сети.
Тесты, проведенные фирмой Wonderware, показали,
что при обслуживании OPC-сервером 7 клиентов
(при передаче 4 целых чисел в режиме обновления)
сервер на 95% занимал ресурсы CPU. Это означает,
что ресурсы компьютера практически целиком
были заняты переключением нитей и DCOM-
процедурами.
Поэтому на текущем этапе параметры производительности
протокола SuiteLink превосходят параметры
DCOM. Поставляемый в комплекте FactorySuite (Wonderware)
OPCLink Server обеспечивает прием информации
с OPC- сервера и передачу ее по протоколу
SuiteLink в SCADA - систему InTouch и наоборот. Именно
OPCLink Server рекомендуется устанавливать
на одном узле с OPC- сервером, чтобы для
сетевых передач использовался SuiteLink-
протокол, а не DCOM (рис.7).
Рис. 7. Использование SuiteLink - протокола в SCADA - системах. |
Все описанные ниже особенности
адресации распространяются и на
OPC-серверы с одним лишь ограничением.
При разработке InTouch - приложения создается
канал связи с OPCLink - сервером (как с любым
другим SuiteLink - сервером). Но рекомендуется
использовать встроенный в InTouch OPC Browser
для упрощения выбора параметров конфигурации
подключаемого OPC - сервера.
В InTouch вышеуказанные
механизмы положены в основу обмена
данными между приложениями InTouch и DDE и
SuiteLink - серверами, которые, в свою очередь,
связаны коммуникационными каналами с
устройствами нижнего уровня (контроллерами).
Так как InTouch предназначен для разработки
и поддержания интерфейса сбора данных
и диспетчерского управления (рис.8), среда
исполнения WindowViewer при взаимодействии
с контроллерным уровнем выступает, как
правило, в роли приложения - клиента (узел
View), запрашивающего данные у приложения
- сервера (I/O Server).
Рис.8. Обмен данными между InTouch - приложением и технологическим процессом. |
Через сервер ввода/вывода InTouch - приложение
имеет возможность читать данные
из контроллера или писать данные
в него. Процесс обмена информацией
InTouch - приложения с контроллером можно
представить следующей схемой
Здесь и встает один из главных вопросов
организации обмена с серверами ввода/вывода:
каким образом обеспечить клиенту доступ
к запрашиваемой им информации?
Для организации обмена с приложением
определяются каналы обмена или каналы
доступа, характеризующиеся следующими
параметрами:
Имя приложения
- это имя программы Windows, которая
выполняет функции DDE, FastDDE, SuiteLink - серверов.
Имя группы данных (топика) определяется
при конфигурировании сервера на прием
или передачу группы данных, которыми
сервер будет обмениваться с контроллером
или объединенными в сеть контроллерами.
Определенные параметры группы (топика)
зависят от конкретного сервера (поэтому
рекомендуется изучать документацию и
справочную систему выбранного сервера).
Например, при использовании Modbus - сервера,
позволяющего обеспечить взаимодействие
с контроллером Modicon Micro 984 PLC, в качестве
имени приложения (Application Name) должен быть
Modbus, в качестве имени группы или топика
(Topic Name) вводится любое имя (текстовая
строка), но среди необходимых параметров
группы из списка выбирается имя контроллера
Modicon 984 PLC. А в качестве имени элемента
(Item Name) следует выбирать название конкретного
регистра контроллера (например, 40001 для
контроллера Modicon Micro 984). Чтобы узнать правильный
синтаксис имени элемента, необходимый
для конкретных PLC, нужно обратиться к
руководству по соответствующему серверу.
Определены все компоненты коммуникационного
канала. С учетом введенных понятий схема
обмена информацией для рассмотренного
выше примера будет выглядеть следующим
образом (рис.9).