Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является информационный ресурс. Предмет: роль информационного ресурса в развитии современного общества.

Для рассмотрения данной темы необходимо изучить понятие информационного ресурса, его виды и, что самое главное, это сделать вывод о том, что все-таки какую роль играет информация в нашей жизни, а, следовательно, и в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. 5
1.1. Понятие информационных ресурсов. 5
1.2. Виды и классификация информационных ресурсов. 9
1.3. Роль информационных ресурсов и информационных услуг. 12
Заключение 15
2. Практическая часть 16
2. 1. Общая характеристика задачи 16
2.2. Алгоритм решения задачи 18
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Информатика.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Информатика» 

Роль  информационного ресурса в развитии современного общества 
 

            Исполнитель: Андреева Юлия Викторовна

               Факультет:   Маркетинга и менеджмента

               Специальность: бакалавр менеджмента

               Курс:  2  Группа: 207

               Личное  дело №:  10МЛБ01489

            Руководитель: Курочкин В.К. 
             

Смоленск 2011

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Информатика – наука о средствах, методах и способах получения, хранения, передачи, отображения и обработки информации. Понятие информационного ресурса является основополагающим понятием информатики.

    Ресурс – это запас или источник средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые. В дополнение к этому,  одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем  значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельства этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

    Тема  работы «Роль информационного ресурса  в современном обществе» очень  актуальна в наше время. Вообще говоря, роль информатики в развитии общества огромна. Появление ЭВМ – универсальные машины для обработки информации означало революцию в области информационных технологий. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального ресурса, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных статей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества в производстве, науке, образовании, медицине.

    Объектом  данной работы является информационный ресурс. Предмет: роль информационного  ресурса в развитии современного общества. 

    Для рассмотрения данной темы необходимо изучить понятие информационного ресурса, его виды и, что самое главное, это сделать вывод о том, что все-таки какую роль играет информация в нашей жизни, а, следовательно, и в современном обществе.

    В практической части нужно решить задачу при помощи MS Excel: построить таблицы по приведенным данным; провести вычисления, а результаты представить в табличном и графическом видах; организовать межтабличные связи.

    При выполнении курсовой работы я использовала ПК с процессором Intel® Core™ 2 Duo CPU T8100, операционной системой Windows Vista Ultimate Service Pack 2, пакет программ Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word и табличный вычисления в среде Microsoft Excel.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретическая часть.

    1. Понятие информационных ресурсов.
 

    Существуют  различные подходы к понятию «информационные ресурсы».

    Юридическая формула, принятая в Федеральном  законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

    Вместе  с тем, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

    Информационные  ресурсы общества в настоящее  время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, трудовым, финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (израсходованные финансы, сожженное топливо), а информационный ресурс остается «несжимаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

    Информационные  ресурсы служат исходным сырьем для  создания информационных продуктов.

    Информационный  продукт – результат обработки  информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений). Он также фиксируется на материальных носителях (документах, базах данных и т.п.)

    Для существования и распространения  информации должна иметь материальный носитель, без которого она не может передаваться, обрабатываться и восприниматься. Под материальным носителем понимается материальный объект или среда, которые служат для представления и передачи информации (бумага, магнитный или лазерный диск, электромагнитное поле и т.д.)

    К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующая самостоятельно в природных условиях. Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

    Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности. Она базируется на уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. [ 5]

    Информация  об объектах, событиях и процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Сообщение – информационное отражение реальных событий в символьной, графической или мультимедийной форме. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными. В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажный документ, магнитные диски). Для того, чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должен быть выполнен ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений  или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формированных средств. Данные отражают факты в той последовательности, в которой они появляются, поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. Под информацией понимается результат обработки данных, адресованный конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений. Можно воспользоваться и наиболее общим понятием: под информацией понимаются сведения об объектах и процессах в окружающей среде, которые снижают неопределенность и позволяют адекватно реагировать на происходящее.

    Не  существует четкой границы между  понятием «данные» и «информация», так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т.е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны.

    Соотношение между данными и информацией  следующее: данные – некоторая форма существования информации,  а информация – полезное содержание данных. Извлечение информации из данных происходит в соответствии с потребностями, зависящими от целей управления. Информация имеет смысл только в приложении к конкретному человеку.

    Следующим важным понятием, которое используется совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие  «знания». Знания – проверенный  практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являютя неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств.

    Соотношение между знаниями информацией такое  же, как и между данными и  информацией. Данные и знания всегда первичны, а информация – вторична. Также как и данные, знания в большинстве случаев должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для принятия решения. [2, 16]

    Исходя  из этого, существует база данных и  база знаний.

    База  данных – это структурированная  совокупность взаимосвязанных  данных.

    База  знаний – это база данных, содержащая знания.

    Таким образом, подводя итог, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний.

    Информационные  ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.  

1.2. Виды и классификация информационных ресурсов.

 
 

    В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

    1. Средства массовой информации.  К ним относятся различного  рода новостные и семантические  сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, «Вести» и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда  на сайте.

    2. Электронные библиотеки. Электронная  библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

    3. Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных – это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов данных – это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип – это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

    4. Сайты. Корпоративный сайт –  это Интернет-ресурс, посвященный  какой-то организации, фирме, предприятию.  Как правило, он знакомит пользователей  с фирмой, направлениями и видами  ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе; контактную информацию.

    В отличие от корпоративного сайта  выделяют персональный и любительский сайты, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессионально, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено огромное количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

    5. Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронными почтовыми ящиками, блогом (а также познакомится с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами.

    Информационный  портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение  различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.  

    И еще в этом пункте я хочу рассмотреть  классификацию информационных ресурсов, которая представлена ниже: 

    Информационные  ресурсы:

    1. Библиотечные ресурсы 

    2. Архивные ресурсы 

Информация о работе Роль информационного ресурса в развитии современного общества