Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:29, курсовая работа
Разработать ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе:
1) с применением структурного подхода, создав: начальную контекстную диаграмму; концептуальную модель данных с атрибутами; диаграммы потоков данных нулевого и последующих уровней для процессов ИС; диаграммы системных процессов нулевого и последующих уровней; диаграмму последовательности экранных форм.
2) с применением объектно-ориентированного подхода в среде Rational Rose реализовать: диаграмму вариантов использования; диаграмму классов; диаграмму последовательности; кооперативную диаграмму; диаграмму пакетов; сетевую конфигурацию системы; диаграмму состояния.
Система предполагает решение следующих задач: формирование расписания движения поездов, определение пункта назначения, запрос на наличие билетов в выбранный пункт назначения, определение цены билета в зависимости от комфортабельности поездки (плацкарт, купе, СВ), оформление покупки билета, возврат билета. Перечень решаемых задач в процессе работы системы покупки билетов в железнодорожной кассе, перечень входной и выходной информации приведены в таблице.
1. Постановка задачи…………………………………………………….стр.3
2. Жизненный цикл ПО ИС..……………………………………………стр.5
3. Модель жизненного цикла……………………………………………стр.8
4. Структурный подход к разработке ПО ИС………………………...стр.10
5. Объектно-ориентированный подход к проектированию ПО ИС…стр.18
6. Заключение…………………………………………………………...стр.24
Литература……………………………………………………………….стр.25
Модель ЖЦ ПО включает в себя:
Модель ЖЦ любого конкретного ПО определяет характер процесса создания, который представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных и объединенных в стадии работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания ПО, соответствующего заданным требованиям. Под стадией понимается часть процесса создания ПО, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями.
В мировой практике не существует международного стандарта, регламентирующего различные модели ЖЦ, однако существует ряд различных подходов к их классификации. Наибольшее распространение в этих классификациях получили две модели ЖЦ: каскадная и итерационная.
Для разработки ИС покупки билетов в железнодорожной кассе была выбрана каскадная модель, так как каскадная модель может использоваться при создании ПО, для которого в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их технически как можно лучше.
Принципиальными свойствами так называемой «чистой» каскадной модели являются следующие:
Каждая стадия заканчивается получением некоторых результатов, которые служат в качестве исходных данных для следующей стадии. Требования к разрабатываемому ПО, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
Преимущества применения каскадной модели заключаются в следующем:
В
то же время этот подход обладает рядом
недостатков, вызванных прежде всего
тем, что реальный процесс создания
ПО никогда полностью не укладывается
в такую жесткую схему. Процесс
создания ПО носит, как правило, итерационный
характер: результаты очередной стадии
часто вызывают изменения в проектных
решениях, выработанных на более ранних
стадиях. Таким образом, постоянно возникает
потребность в возврате к предыдущим стадиям
и уточнении или пересмотре ранее принятых
решений. В результате реальный процесс
создания ПО принимает вид, изображенный
на рис. 3.1.
Рис 3.1.
Каскадная схема разработки ПО ИС
Основными недостатками каскадного подхода являются:
Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.
Все наиболее распространенные методологии структурного подхода базируются на ряде общих принципов. В качестве двух базовых принципов используются следующие:
Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта). Основными из этих принципов являются следующие:
В
структурном анализе
На
стадии проектирования ИС модели расширяются,
уточняются и дополняются диаграммами,
отражающими структуру
Методология SADT разработана Дугласом Россом, представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.
Модель SADT представляет собой серию диаграмм с сопроводительной документацией, разбивающих сложный объект на составные части, которые представлены в виде блоков. Детали каждого из основных блоков показаны в виде блоков на других диаграммах. Каждая детальная диаграмма является декомпозицией блока из более общей диаграммы. На каждом шаге декомпозиции более общая диаграмма называется родительской для более детальной диаграммы.
Дуги, входящие в блок и выходящие из него на диаграмме верхнего уровня, являются точно теми же самыми, что и дуги, входящие в диаграмму нижнего уровня и выходящие из нее, потому что блок и диаграмма представляют одну и ту же часть системы.
Моделирование потоков данных (процессов)
В основе данной методологии (методологии Gane/Sarson) лежит построение модели анализируемой ИС - проектируемой или реально существующей. В соответствии с методологией модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных (ДПД или DFD), описывающих асинхронный процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи пользователю. Диаграммы верхних уровней иерархии (контекстные диаграммы) определяют основные процессы или подсистемы ИС с внешними входами и выходами. Они детализируются при помощи диаграмм нижнего уровня. Источники информации (внешние сущности) порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к подсистемам или процессам. Те в свою очередь преобразуют информацию и порождают новые потоки, которые переносят информацию к другим процессам или подсистемам, накопителям данных или внешним сущностям - потребителям информации.
При построении модели сложной ИС она может быть представлена в самом общем виде на так называемой контекстной диаграмме в виде одной системы как единого целого, либо может быть декомпозирована на ряд подсистем.
Начальная контекстная
диаграмма потоков данных для
системы покупки билетов в
железнодорожной кассе
Рис.4.1.
Начальная контекстная
Моделирование данных
Наиболее распространенным средством моделирования данных являются диаграммы "сущность-связь" (ERD). С их помощью определяются важные для предметной области объекты (сущности), их свойства (атрибуты) и отношения друг с другом (связи). ERD непосредственно используются для проектирования реляционных баз данных.
Нотация ERD была впервые введена П. Ченом (Chen) и получила дальнейшее развитие в работах Баркера.
Сущность - реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению. Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности.
Связь - поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области. Связи может даваться имя, выражаемое грамматическим оборотом глагола и помещаемое возле линии связи. Имя каждой связи между двумя данными сущностями должно быть уникальным, но имена связей в модели не обязаны быть уникальными.
Атрибут - любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности.
Уникальный идентификатор - это атрибут или совокупность атрибутов и/или связей, предназначенная для уникальной идентификации каждого экземпляра данного типа сущности.
Для
построения концептуальной модели данных
необходимо выделить сущности для каждого
объекта данных в системе покупки билетов
в железнодорожной кассе. Нужно рассмотреть
каждую возможную пару сущностей и установить
существование связи между ними. Связь
должна отражать наличие взаимодействия
между сущностями, причем в системе должна
сохраняться информация об этом взаимодействии.
На рис. 4.2. изображена диаграмма «сущность-связь».
Каждой связи присвоено наименование
и заданы ее характеристики.
Рис. 4.2. Концептуальная модель данных
Первым шагом при построении иерархии ДПД является построение контекстных диаграмм. Обычно при проектировании относительно простых ИС строится единственная контекстная диаграмма со звездообразной топологией, в центре которой находится так называемый главный процесс, соединенный с приемниками и источниками информации, посредством которых с системой взаимодействуют пользователи и другие внешние системы.
Для сложных ИС строится иерархия контекстных диаграмм. При этом контекстная диаграмма верхнего уровня содержит не единственный главный процесс, а набор подсистем, соединенных потоками данных. Контекстные диаграммы следующего уровня детализируют контекст и структуру подсистем.
Детализируя
начальную контекстную
Рис. 4.3. Диаграмма потоков данных нулевого уровня
Декомпозируем
начальную контекстную
Информация о работе Разработка ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе