Разработка ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Разработать ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе:
1) с применением структурного подхода, создав: начальную контекстную диаграмму; концептуальную модель данных с атрибутами; диаграммы потоков данных нулевого и последующих уровней для процессов ИС; диаграммы системных процессов нулевого и последующих уровней; диаграмму последовательности экранных форм.
2) с применением объектно-ориентированного подхода в среде Rational Rose реализовать: диаграмму вариантов использования; диаграмму классов; диаграмму последовательности; кооперативную диаграмму; диаграмму пакетов; сетевую конфигурацию системы; диаграмму состояния.
Система предполагает решение следующих задач: формирование расписания движения поездов, определение пункта назначения, запрос на наличие билетов в выбранный пункт назначения, определение цены билета в зависимости от комфортабельности поездки (плацкарт, купе, СВ), оформление покупки билета, возврат билета. Перечень решаемых задач в процессе работы системы покупки билетов в железнодорожной кассе, перечень входной и выходной информации приведены в таблице.

Содержание

1. Постановка задачи…………………………………………………….стр.3
2. Жизненный цикл ПО ИС..……………………………………………стр.5
3. Модель жизненного цикла……………………………………………стр.8
4. Структурный подход к разработке ПО ИС………………………...стр.10
5. Объектно-ориентированный подход к проектированию ПО ИС…стр.18
6. Заключение…………………………………………………………...стр.24
Литература……………………………………………………………….стр.25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Академия  управления «ТИСБИ»

Альметьевский Филиал

Факультет информационных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Технология  разработки программного обеспечения»

на тему: «Разработка ПО ИС покупки билетов  в железнодорожной кассе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: доцент кафедры ИТ

Федорова  О.В.

Выполнил: студент группы ИАл-41

Сираева Д.В. 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2008 г.

Содержание: 

  1. Постановка  задачи…………………………………………………….стр.3
  2. Жизненный цикл ПО ИС..……………………………………………стр.5
  3. Модель жизненного цикла……………………………………………стр.8
  4. Структурный подход  к разработке ПО ИС………………………...стр.10
  5. Объектно-ориентированный подход к проектированию ПО ИС…стр.18
  6. Заключение…………………………………………………………...стр.24

    Литература……………………………………………………………….стр.25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Постановка задачи

    Разработать ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе:

    1. с применением структурного подхода, создав: начальную контекстную диаграмму; концептуальную модель данных с атрибутами; диаграммы потоков данных нулевого и последующих уровней для процессов ИС; диаграммы системных процессов нулевого и последующих уровней; диаграмму последовательности экранных форм.
    2. с применением объектно-ориентированного подхода в среде Rational Rose реализовать: диаграмму вариантов использования; диаграмму классов; диаграмму последовательности; кооперативную диаграмму; диаграмму пакетов; сетевую конфигурацию системы; диаграмму состояния.

    Система предполагает решение следующих  задач: формирование расписания движения поездов, определение пункта назначения, запрос на наличие билетов в выбранный пункт назначения, определение цены билета в зависимости от комфортабельности поездки (плацкарт, купе, СВ), оформление покупки билета, возврат билета. Перечень решаемых задач в процессе работы системы покупки билетов в железнодорожной кассе, перечень входной и выходной информации приведены в таблице. 

Перечень  задач системы покупки билетов  в железнодорожной кассе 

Наименование  задачи Входная информация Выходная  информация Потребитель информации
Формирование  расписания движения поездов База движения поездов Расписание  движения поездов Диспетчер, кассир
Определение пункта назначения База движения поездов Пункт назначения Клиент
Запрос  на наличие билетов выбранный пункт назначения База билетов Ответ на запрос Клиент
Определение цены и наличия билета в зависимости от комфортабельности поездки (плацкарт, купе, СВ) База билетов Цена и наличие  билета Клиент
Оформление  покупки билета База билетов, база клиентов Билет Клиент, кассир
Возврат билета База билетов, база клиентов Билет Клиент, кассир

    База  движения поездов содержит следующую информацию: пункты отправления, пункты назначения, расстояние, время в пути, время отправления, время прибытия. 

    База  клиентов содержит следующую информацию: ФИО, паспортные данные, пункт отправления, пункт назначения, цена. 

    База  билетов содержит следующую информацию: пункты отправления, пункты назначения, количество билетов по категории (СВ, купе, плацкарт, общий), цена с учетом категории, количество в наличии  билетов по категориям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Жизненный цикл

    Понятие жизненного цикла ПО (ЖЦ ПО) является одним из базовых понятий программной инженерии. ЖЦ ПО определяется кК период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

    Основным  нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 “Information Technology – Software Life Cycle Processes”. Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО (его Российский аналог ГОСТ Р ИСО/ МЭК 12207-99 введен в действие в июле 2000 г.).

    В соответствие со стандартом ГОСТ Р  ИСО/ МЭК 12207-99 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы.

    Основные  процессы ЖЦ ПО.

    Процесс приобретения (acquisition process) состоит из действий (инициирование приобретения, подготовка заявочных предложений, подготовка и корректировка договора, надзор за деятельностью поставщика, приемка и завершение работ) и задач заказчика, приобретающего ПО.

    Процесс поставки (supply process) охватывает действия (инициирование поставки; подготовка ответа на заявочные предложения; подготовка договора; планирование; выполнение и контроль; проверка и оценка; поставка и завершение работ) и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой.

    Процесс разработки (development process) предусматривает действия (подготовительная работа; анализ требований к системе; проектирование архитектуры системы; анализ требований к ПО; проектирование архитектуры ПО; детальное проектирование ПО; кодирование тестирование ПО; интеграция ПО; квалификационное тестирование ПО; интеграция системы; квалификационное тестирование системы; установка ПО; приемка ПО) и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для поверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для обучения персонала и т.д.

    Процесс эксплуатации (operation process) охватывает действия (подготовительная работа; эксплуатационное тестирование; эксплуатация системы; поддержка пользователей) и задачи оператора – организации, эксплуатирующей систему.

    Процесс сопровождения (maintenance process) предусматривает действия (подготовительная работа; анализ проблем и запросов на модификацию ПО; модификация ПО; проверка и приемка; перенос ПО в другую среду; снятие ПО с эксплуатации) и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО.

    Вспомогательные процессы ЖЦ ПО.

    Процесс документирования (documentation process) предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО. Данный процесс состоит из набора действий, с помощью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц.

    Процесс управления конфигурацией (configuration management process) предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПО, управления хранением и поставкой ПО.

    Процесс обеспечения качества (quality assurance process) обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам.

    Процесс верификации (verification process) состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями.

    Процесс аттестации (validation process) предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Аттестация должна гарантировать полное соответствие ПО спецификациям, требованиям и документации, а также возможности его безопасного и надежного применения пользователем.

    Процесс совместной оценки (joint review process) предназначен для оценки состояния работ по проекту ПО, создаваемому при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта.

    Процесс аудита (audit process) представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую.

    Процесс разрешения проблем  (problem resolution process) предусматривает анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.

    Организационные процессы ЖЦ ПО.

    Процесс управления (management process) состоит из действий (инициирование и определение области управления; планирование; выполнение и контроль; проверка и оценка; завершение) и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и задачами соответствующих процессов.

    Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process) охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам.

    Процесс усовершенствования (improvement process) предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО. Усовершенствование процессов ЖЦ ПО направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет усовершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств и обучения персонала.

    Процесс обучения (training process) охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Содержание процесса обучения определяется требованиями к проекту. Оно должно учитывать необходимые ресурсы и технические средства обучения. Должны быть разработаны и представлены методические материалы, необходимые для обучения пользователей в соответствии с учебным планом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Модель  жизненного цикла  ПО

    Под моделью жизненного цикла ПО понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.

Информация о работе Разработка ПО ИС покупки билетов в железнодорожной кассе