- Представление звуковой информации.
Приёмы и методы
работы со звуковой информацией
пришли в вычислительную технику
наиболее поздно. К тому же, в
отличие от числовых, текстовых
и графических данных, у звукозаписей
не было столь же длительной
и проверенной истории кодирования.
В итоге методы кодирования
звуковой информации двоичным
кодом далеки от стандартизации.
Множество отдельных компаний
разработали свои корпоративные
стандарты, но среди них можно
выделить два основных направления.
Метод FM (Frequency Modulation) основан
та том, что теоретически любой сложный
звук можно разложить на последовательность
простейших гармонических сигналов
разных частот, каждый из которых представляет
собой правильную синусоиду, а, следовательно,
может быть описан числовыми параметрами,
т.е. кодом. В природе звуковые сигналы
имеют непрерывный спектр, т.е. являются
аналоговыми. Их разложение в гармонические
ряды и представление в виде дискретных
цифровых сигналов выполняют специальный
устройства - аналогово-цифровые преобразователи
(АЦП). Обратное преобразование для
воспроизведения звука, закодированного
числовым кодом, выполняют цифро-аналоговые
преобразователи (ЦАП). При таких
преобразованиях неизбежны потери
информации, связанные с методом
кодирования, поэтому качество звукозаписи
обычно получается не вполне удовлетворительным
и соответствует качеству звучания
простейших электромузыкальных инструментов
с окрасом характерным для
электронной музыки. В то же время
данный метод копирования обеспечивает
весьма компактный код, поэтому он нашёл
применение ещё в те годы, когда
ресурсы средств вычислительной
техники были явно недостаточны.
Метод таблично волнового (Wave-Table)
синтеза лучше соответствует
современному уровню развития техники.
В заранее подготовленных таблицах
хранятся образцы звуков для множества
различных музыкальных инструментах.
В технике такие образцы называют
сэмплами. Числовые коды выражают тип
инструмента, номер его модели, высоту
тона, продолжительность и интенсивность
звука, динамику его изменения, некоторые
параметры среды, в которой происходит
звучание, а также прочие параметры,
характеризующие особенности звучания.
Поскольку в качестве образцов исполняются
реальные звуки, то его качество получается
очень высоким и приближается к качеству
звучания реальных музыкальных инструментов.
Развитие аппаратной
базы современных компьютеров
параллельно с развитием программного
обеспечения позволяет сегодня
записывать и воспроизводить
на компьютерах музыку и человеческую
речь. Существуют два способа
звукозаписи:
цифровая запись, когда
реальные звуковые волны преобразуются
в цифровую информацию путем измерения
звука тысячи раз в секунду;
MIDI-запись, которая, вообще
говоря, является не реальным
звуком, а записью определенных
команд-указаний (какие клавиши надо
нажимать, например, на синтезаторе).
MIDI-запись является электронным
эквивалентом записи игры на
фортепиано.
Для того чтобы воспользоваться
первым указанным способом в
компьютере должна быть звуковая
карта (плата).
Реальные звуковые
волны имеют весьма сложную
форму и для получения их
высококачественного цифрового
представления требуется высокая
частота квантования.
Звуковая плата преобразует
звук в цифровую информацию
путем измерения характеристики
звука (уровень сигнала) несколько
тысяч раз в секунду. То есть
аналоговый (непрерывный) сигнал
измеряется в тысячах точек,
и получившиеся значения записываются
в виде 0 и 1 в память компьютера.
При воспроизведении звука специальное
устройство на звуковой карте
преобразует цифры в аналог
звуковой волны. Хранение звука
в виде цифровой записи занимает
достаточно много места в памяти
компьютера.
Число разрядов, используемое
для создания цифрового звука,
определяет качество звучания.
MIDI-запись была разработана
в начале 80-х годов (MIDI - Musical Instrument
Digital Interfase - интерфейс цифровых музыкальных
инструментов). MIDI-информация представляет
собой команды, а не звуковую
волну. Эти команды - инструкции
синтезатору. МIDI-команды гораздо
удобнее для хранения музыкальной
информации, чем цифровая запись.
Однако для записи MIDI-команд вам
потребуется устройство, имитирующее
клавишный синтезатор, которое воспринимает
МIDI-команды и при их получении может генерировать
соответствующие звуки.
Таким образом, рассмотрев
принципы хранения в ЭВМ различных
видов информации, можно сделать
важный вывод о том, что все
они так или иначе преобразуются
в числовую форму и кодируются
набором нулей и единиц. Благодаря
такой универсальности представления
данных, если из памяти наудачу
извлечь содержимое какой-нибудь
ячейки, то принципиально невозможно
определить, какая именно информация
там закодирована: текст, число
или картинка.
- Представление видео.
В последнее время
компьютер все чаще используется
для работы с видеоинформацией.
Простейшей, с позволения сказать,
работой является просмотр кинофильмов
и видеоклипов, а также (куда
компьютерным пользователям без
них!) многочисленные видеоигры.
Более правомерно данным термином
называть создание и редактирование
такой информации с помощью
компьютера.
Что представляет собой
фильм с точки зрения информатики?
Прежде всего, это сочетание
звуковой и графической информации.
Кроме того, для создания на
экране эффекта движения используется
технология быстрой смены статических
картинок. Исследования показали, что
если за одну секунду сменяется
более 10-12 кадров, то человеческий
глаз воспринимает изменения
на них как непрерывные. В
любительской киносъемке использовалась
частота 16 кадров/сек., в профессиональной
- 24.
Традиционный кадр
на кинопленке "докомпьютерной"
эпохи выглядел так, как показано
на рис.1. Основную его часть,
разумеется, занимает видеоизображение,
а справа сбоку отчетливо видны
колебания на звуковой дорожке.
Имеющаяся по обоим краям пленки
периодическая система отверстий
(перфорация) служит для механической
протяжки ленты в киноаппарате
с помощью специального механизма.
Рис.4
Казалось бы, если проблемы
кодирования статической графики
и звука решены, то сохранить
видеоизображение уже не составит
труда. Но это только на первый
взгляд, поскольку, как показывает
разобранный выше пример, при использовании
традиционных методов сохранения информации
электронная версия фильма получится
слишком большой. Достаточно очевидное
усовершенствование состоит в том, чтобы
первый кадр запомнить целиком (в литературе
его принято называть ключевым), а в следующих
сохранять лишь отличия от начального
кадра (разностные кадры).
Принцип формирования
разностного кадра поясняется рис.5, где
продемонстрировано небольшое горизонтальное
смещение прямоугольного объекта. Отчетливо
видно, что при этом на всей площади кадра
изменились всего 2 небольшие зоны: первая
сзади объекта возвратилась к цвету фона,
а на второй - перед ним, фон перекрасился
в цвет объекта. Для разноцветных предметов
произвольной формы эффект сохранится,
хотя изобразить его будет заметно труднее.
Рис.5
Конечно, в фильме
существует много ситуаций, связанных
со сменой действия, когда первый
кадр новой сцены настолько
отличается от предыдущего, что
его проще сделать ключевым, чем
разностным. Может показаться, что
в компьютерном фильме будет
столько ключевых кадров, сколько
новых ракурсов камеры. Тем не
менее, их гораздо больше. Регулярное
расположение подобных кадров
в потоке позволяет пользователю
оперативно начинать просмотр
с любого места фильма: "если
пользователь решил начать просмотр
фильма с середины, вряд ли
он захочет ждать, пока программа
распаковки вычислит все разности
с самого начала" Кроме того,
указанная профилактическая мера
позволяет эффективно восстановить
изображение при любых сбоях
или при "потере темпа"
и пропуске отдельных кадров
на медленных компьютерных системах.
Заметим, что в современных
методах сохранения движущихся
видеоизображений используются
и другие типы кадров.
Существует множество
различных форматов представления
видеоданных. В среде Windows, например,
уже более 10 лет (начиная с
версии 3.1) применяется формат Video for
Windows, базирующийся на универсальных
файлах с расширением AVI (Audio Video
Interleave - чередование аудио и видео).
Суть AVI файлов состоит в хранении
структур произвольных мультимедийных
данных, каждая из которых имеет
простой вид, изображенный на
рис.3. Файл как таковой представляет
собой единый блок, причем в
него, как и в любой другой,
могут быть вложены новые блоки.
Заметим, что идентификатор блока
определяет тип информации, которая
хранится в блоке.
Рис.6
Внутри описанного
выше своеобразного контейнера
информации (блока) могут храниться
абсолютно произвольные данные,
в том числе, например, блоки,
сжатые разными методами. Таким
образом, все AVI-файлы только
внешне выглядят одинаково, а
внутри могут различаться очень
существенно.
Еще более универсальным
является мультимедийный формат
Quick Time, первоначально возникший
на компьютерах Apple. По сравнению
с описанным выше, он позволяет
хранить независимые фрагменты
данных, причем даже не имеющие
общей временной синхронизации,
как этого требует AVI. В результате
в одном файле может, например,
храниться песня, текст с ее
словами, нотная запись в MIDI-формате,
способная управлять синтезатором,
и т.п. Мощной особенностью Quick
Time является возможность формировать
изображение на новой дорожке
путем ссылок на кадры, имеющиеся
на других дорожках. Полученная
таким способом дорожка оказывается
несоизмеримо меньше, чем если
бы на нее были скопированы
требуемые кадры. Благодаря описанной
возможности файл подобного типа
легко может содержать не только
полную высококачественную версию
видеофильма, но и специальным
образом "упрощенную" копию
для медленных компьютеров, а
также рекламный ролик, представляющий
собой "выжимку" из полной
версии. И все это без особого
увеличения объема по сравнению
с полной копией.
Все большее распространение
в последнее время получают
системы сжатия видеоизображений,
допускающие некоторые незаметные
для глаза искажения изображения
с целью повышения степени
сжатия. Наиболее известным стандартом
подобного класса служит MPEG (Motion
Picture Expert Group), который разработан
и постоянно развивается созданным
в 1988 году Комитетом (группой
экспертов) международной организации
ISO/IEC (International Standards Organization/International Electrotechnical
Commission) по стандартам высококачественного
сжатия движущихся изображений.
Методы, применяемые в MPEG, непросты
для понимания и опираются
на достаточно сложную математику.
Укажем лишь наиболее общие
приемы, за счет которых достигается
сжатие. Прежде всего, обрабатываемый
сигнал из RGB-представления с равноправными
компонентами преобразуется в
яркость и две "координаты"
цветности. Как показывают эксперименты,
цветовые компоненты менее важны
для восприятия и их можно
проредить вдвое. Кроме того, производится
специальные математические преобразования
(DCT - дискретно-косинусное преобразование),
несколько загрубляющее изображение
в мелких деталях. Опять таки
из экспериментов следует, что
на субъективном восприятии изображение
это практически не сказывается.
Наконец, специальными методами
(в том числе и методом, изображенным
на рис.5) ликвидируется сильная избыточность
информации, связанная со слабыми отличиями
между соседними кадрами. Полученные в
результате всех описанных процедур данные
дополнительно сжимаются общепринятыми
методами, подобно тому, как это делается
при архивации файлов.
В последнее время
все большее распространение
получает технология под названием
DivX (происходит от сокращения
слов Digital Video Express, обозначающих название
видеосистемы, которая "прославилась"
неудачной попыткой взимать небольшую
оплату за каждый просмотр
видеодиска; к собственно технологии
DivX это никакого отношения не
имело). Благодаря DivX удалось достигнуть
степени сжатия, позволившей вмесить
качественную запись полнометражного
фильма на один компакт-диск -
сжать 4,7 Гб DVD-фильма до 650 Мб. И
хотя это достижение, к сожалению,
чаще всего используется для
пиратского копирования, сам по
себе этот факт не умаляет
достоинств новой технологии. Как
и то, что самая первая версия
сжатия DivX была сработана французскими
хакерами из MPEG-4 - современные версии
DivX уже не имеют к этому событию
никакого отношения.
Наиболее популярные
программы проигрывания видеофайлов
позволяют использовать замещаемые
подсистемы сжатия и восстановления
видеоданных - кодеки (от англ. compression/decompression
- codec, сравните с образованием
термина "модем").
Такой подход позволяет
легко адаптировать новые технологии,
как только те становятся доступными.
Замещаемые кодеки хороши как
для пользователей, так и для
разработчиков программного обеспечения.
Тем не менее, большое разнообразие
кодеков создает определенные
трудности для производителей
видеопродукции. Часто в качестве
выхода из создавшегося положения
необходимые кодеки помещают
на компакт-диск с фильмами
или даже поставляют видеоматериалы
в нескольких вариантах, предоставляя
тем самым возможность выбрать
подходящий. Все больше распространяется
автоматизация распознавания, когда
плейер, обнаружив информацию об
отсутствующем кодеке, загружает
его из Интеренет.
Список литературы:
1. Симонович С.В. Информатика.
Базовый курс: Учеб. 2-е изд. – СПб.: Питер,
2011. – 640 с.
2. Степанов А.Н. Информатика.
Базовый курс: Учеб. 2-е изд. – СПб.: Питер,
2011. – 720 с.
3. Еремин Е.А. Как работает
современный компьютер. Пермь: Изд.-во
ПРИПИТ, 1997, 176 с.