Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:26, реферат
В повседневной жизни, порой, не замечая этого, человек постоянно обрабатывает информацию: получает ее, запоминает, вспоминает, делает выводы, анализирует, вносит поправки в свои суждения, строит на основе полученных знаний и предположений свое поведение. Поэтому логично предположить, что, задавшись целью создать искусственный интеллект равный по мощности (или даже превосходящий) человеческому, захочется наделить этот новый разум аналогичными способностями (как минимум) к восприятию окружающей среды, речи, анализу ситуации, построению выводов, предположений, обладанию характером, памятью.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1 Данные, информация и знания……………………………………………………. 4
2 Классификация знаний……………………………………………………………. 4
3 Особенности представления знаний внутри ИС………………………………… 5
4 Модели представления знаний……………………………………………………. 6
4.1 Продукционная модель………………………………………………………….. 7
4.2 Логическая модель……………………………………………………………..... 7
4.3 Сетевая модель…………………………………………………………………... 8
4.4 Формальные грамматики………………………………………………………. 8
4.5 Фреймовые модели…………………………………………………………….... 8
4.6 Комбинаторные модели………………………………………………………..... 9
4.7 Ленемы…………………………………………………………………………….9
4.8 Алгебраические модели………………………………………………………...10
4.9 Нейронные сети, генетические алгоритмы……………………………………10
Заключение………………………………………………………………………......11
Список использованной литературы ……………………………………………...12
4.5 Фреймовые модели
Фреймовая модель основана на концепции Марвина Мински — профессора Массачусетского технологического института, основателя лаборатории искусственного интеллекта, автора ряда фундаментальных работ. Фреймовая модель представляет собой систематизированную психологическую модель памяти человека и его сознания. В отличие от других моделей в ней фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется протофреймом (конкретным фреймом).
Сам фрейм представляет собой структуру данных для представления некоторого объекта. Информация, относящаяся к фрейму, содержится в составляющих его слотах. Значением слота может быть практически что угодно: числа или математические соотношения, тексты на естественном языке или программы, правила вывода(в случае терминального слота), либо ссылки на другие фреймы. Это позволяет реализовать систему отношений между фреймами и даже рекурсию.
Каждый фрейм состоит из произвольного числа слотов, причем несколько из них обычно определяются самой системой для выполнения специфических функций, а остальные определяются пользователем.
Иерархия фреймов может описывать либо объект (тогда фреймы — составные части объекта, а слоты описывают его свойства), либо ситуацию или процесс (тогда фреймы — факты или этапы, а в слотах содержатся еще и вызываемые процедуры).
4.6 Комбинаторные модели
Комбинаторные модели основаны на рассмотрении дискретных объектов, конечных множеств и заданном на них отношении порядка. В рамках комбинаторики также рассматриваются все возможные изменения, перестановки и сочетания, в рамках заданных множеств.
Комбинаторные модели используются в задачах топологии (например, поиск пути), задачах прогнозирования поведения автоматов, при изучении деревьев решений, частично упорядоченных множеств.
Основная проблема указана еще в определении этой модели: она оперирует только дискретными объектами и конечными множествами, связанными однородными отношениями.
4.7 Ленемы
Ленемы представляют собой смешанный тип модели, являющийся как бы развитием других моделей (фреймы, семантические сети и т.д.).
Ленема предназначена для структурного комплексного описания понятий предметной области. По изобразительным возможностям ленемы более совершенны, чем такие традиционные модели представления знаний, как семантическая сеть, фрейм, система продукций. Однако, для некоторых понятий модель представления знаний на основе ленем может быть неудобной и даже неприемлемой. Например, это такие понятия, в описании которых очень большую роль играет внутренняя динамика.
Модель, созданная на базе ленем, позволяет объединить на пользовательском уровне три существующие в настоящее время парадигмы представления знаний:
1) логическую (продукционная и логическая модели);
2) структурную (семантические сети и фреймы);
3) процедурную.
Для некоторых ситуаций это очень удобно, так как при реализации сложных моделей, включающих знания различных типов, возникает необходимость совмещения водном языке представления знаний различных концепций.
4.8 Алгебраические модели
Алгебраическая модель подразумевает представление знаний в виде некоторых алгебраических примитивов, над которыми определено множество действий (некоторые из которых можно задать таблично). Для набора знаний представленного в таком виде действуют правила алгебраических множеств, такие как аксиоматизация, определение подсистем и отношений эквивалентности. Также возможно построение цепей множеств (множества, для которых определен порядок отношения быть подсистемой.).
Изначально предполагалось использовать подобную модель в качестве формализованной системы построения аналогий (за счет определения эквивалентности). Однако, на эту формальную модель очень сложно отобразить весь набор знаний, поэтому от этой идеи отказались.
4.9 Нейронные сети, генетические алгоритмы
Эти модели нельзя строго отнести к эмпирическому или теоретическому подходам. Их относят, как было сказано ранее, к бионическому направлению. Оно основывается на предположении о том, что если в искусственной системе воспроизвести структуры и процессы человеческого мозга, то и результаты решения задач такой системой будут подобны результатам, получаемым человеком.
Так, в нейронных сетях моделируются персептроны и их поведение, призванные скопировать деятельность мозга, а генетические алгоритмы несут в себе принципы естественного отбора и эволюции (за счет внесения изменений через мутации и смешение наследственностей).
Особенностью моделей этого типа является широкое использование эвристик, что в каждом случае требует доказательства правильности получаемых решений.
Заключение
Мы рассмотрели основные подходы к построению моделей представления знаний. У каждой из них есть свои достоинства и свои недостатки, которые делают каждую из них наиболее эффективной в конкретной области и при определенных условиях.
Однако, после рассмотрения этих моделей становится очевидно, что создание интеллекта, подобного человеческому в плане самостоятельных обработки информации и использования знаний, пока невозможно. По крайней мере, не в чистых моделях.
Логично предположить, что требуется совместить некоторые из этих моделей для получения основных качеств, свойственных человеческому разуму.
Но даже в случае создания подобного интеллекта останется еще несколько качеств, которые практически невозможно запрограммировать (о чем неоднократно говорят, например, создатели и исследователи экспертных систем) — такие как неординарность мышления и способность к творчеству, умение строить предположения и догадки, создавать теории и идеи. И, как ни странно, именно эти качества в свое время подтолкнули человечество к идее создания искусственного интеллекта.
1. Гаврилова Т.А., Хорошевский
В.Ф. Базы знаний
2. http://www.gks.ru/free_doc/
Лист |