Правовые информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Возможности российских СПС и история их развития……………………...4
2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»……………………….7
3. Справочная правовая система Гарант»……………………………………11
4.Информационно-правовые системы серии «Кодекс»………………….…12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение ВПО «Кемеровский государственный университет»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Маркетинга»

    РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Информационные технологии в экономике» 
 

на тему «Правовые информационные системы.» 
 
 
 
 
 

                                                          Выполнил студент группы Э-086

Брюзгина  Ю.В. 

                                                    Проверила: ст. преподаватель

                                                                            Камашова Р. А.

                                       

                                 

                                Кемерово, 2011

 
 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Возможности российских СПС и история их развития……………………...4

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»……………………….7

3. Справочная правовая система Гарант»……………………………………11

4.Информационно-правовые системы серии «Кодекс»………………….…12

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

     Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.

     Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется  тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный  инструмент для ежедневной работы с  правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к  правовой информации, но и позволяют  специалисту экономить время.

Компьютерные  технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших  объемов информации, быстрый поиск  нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи  на любые расстояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Возможности российских СПС и история их развития 

     Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное  совершенствование и удешевление  персональных компьютеров в последнее  десятилетие, с одной стороны, и  большое количество нормативных  и других правовых документов, порожденных  реформами политической и экономической  жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые  можно лишь при использовании  компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к  таким направлениям.

     Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

     Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией  началось еще во второй половине 1960-х  гг. Сначала справочные системы создавались  в основном в виде электронных  картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации.

     Некоторые юридические электронные картотеки  в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали  широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может  служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

     При всех достоинствах электронные картотеки  не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более  удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически  моментально находить в громадных  информационных массивах необходимый  документ, но и работать с текстом  найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

     Со  временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

     В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым  оценкам сейчас в мире насчитывается  более сотни подобных систем.

     В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

     Быстрое развитие и распространение СПС  в России началось в конце 1980-х  — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс».

     Основу  правовых систем составляют электронные  базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

     • «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

     • «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);

     • «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);

     • «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

     К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения  потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует  отнести системы:

     • «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции  РФ);

     • «Система» (НТЦ «Система» при  ФАПСИ).

     Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:

     • «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

     • «Юридический Мир» (издательство «дело  и право»);

     • «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма  «Информационные системы и технологии»);

     • «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

     • «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и  некоторые другие.

Согласно  ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому  ни одна компьютерная правовая база, кроме  НТЦ «Система», не является официальным  источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную  информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому  при обращении, скажем, в суд (или  иную инстанцию) необходимо ссылаться  не на правовую базу, а на официальный  источник публикации. 

2. Справочно-правовая  система «Консультант  Плюс» 

     Справочно-правовая система «Консультант Плюс» создана  АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и  по состоянию на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс»  объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное  обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» содержит самые разные типы правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива: законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению.

     Названия  разделов позволяют быстро сориентироваться и понять, какие документы в  каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков, различающихся  полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Например, раздел «Финансовые консультации» содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки: «Финансист», включая «Вопросы Ответы» (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);

     «Корреспонденция  Счетов» (схемы отражения финансово-хозяйственных  операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);

     приложение  «Бухгалтерские Издания» (материалы  публикаций в бухгалтерской прессе).

     СИС позволяет осуществлять сквозной и  локальный поиск документов, составление  подборки документов и работу со списком  найденных документов, работу с текстом  документа и удобное сохранение результатов работы.

     Для поиска документов в СПС «Консультант Плюс» можно использовать несколько  инструментов, главный из них — карточка поиска.

     Карточка  поиска представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу (ИБ). При вводе в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.

     Для того чтобы найти документы, необходимо указать известную информацию (например, номер документа, название, вид, тематику и т.д.) в полях Карточки поиска. В большинстве случаев для поиска документа достаточно заполнить только несколько полей. Поиск становится намного проще, если известны точные реквизиты документа, например его номер. В этом случае достаточно указать лишь номер документа. Поиск в «Консультант Плюс» проходит одновременно по всем разделам информационного массива, т. е. является сквозным.

     Сквозной  поиск возможен только из раздела  «Законодательство», поскольку анализ любой правовой проблемы начинается с изучения нормативных документов. На них основываются другие документы, такие как судебные решения, консультационные материалы, поэтому раздел «Законодательство» в «Консультант Плюс» считается  главным разделом информационного массива.

Информация о работе Правовые информационные системы