Познавательная деятельность на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:11, реферат

Описание работы

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности.

Работа содержит 1 файл

Познавательная деятельность на уроках информатики.docx

— 45.12 Кб (Скачать)

Все познавательные процессы составляют единую систему, которую  можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

Для исследования познавательных процессов можно  использовать психологические методики, направленные на изучение памяти, внимания и т.д. (Приложение 2, Приложение 3)

3. Методические аспекты  использования приемов  развития познавательного  интереса и творческой  активности на  уроках информатики

Учителя и ученики  почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и  развития. Поэтому, для активизации  познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Лучше один раз  увидеть, чем семь раз услышать –  это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики  должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?

Наиболее важным моментом здесь выступает результат  выполняемых действий. Поэтому результат  любой практической работы должен обязательно  иметь личную значимость. Идеальным  средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано, поэтому не стоит отдельно разбирать возможности этого метода. [7] (Приложение 4, Приложение 5)

Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или  целесообразно трансформировать в проектную. Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:

  • особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
  • добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”); (Приложение 6)
  • создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно  во всём этом не допустить одной  грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум  инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Наконец, для  активизации познавательной деятельности при изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал.

Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики  средствами информационных технологий.

Здесь могут  помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.). (Приложение 7)

Но познавательный интерес к учебному материалу  не может поддерживаться все время  только яркими фактами. Далеко не все  в учебном материале может  быть для учащихся интересно. И тогда  выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам  процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную  самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. (Приложение 9)

Как научить  ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными  заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование  заданий и наглядность. (Приложение 8)

Ценным методом  стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Примером таких игр может послужить игра “Скорая помощь” и др. (Приложение 8)

Постановка  перед учащимися  перспективы  тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.

Заключение 

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает  новое звучание и требует дальнейшего  осмысления. Наше время – время  перемен. Компьютер сегодня проникает  во все сферы жизни, становясь  инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые  нестандартные решения, умеющие  творчески мыслить.

В обучении информатики  на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого  поиска, помогающую школьнику как  можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный  метод, привлекать школьников к самостоятельной  научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых  учителем на уроке, позволяет сделать  каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов  в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.
  2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984
  3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.
  5. Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.
  6. “Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988 г.
  7. Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.
  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.
  9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.

Презентация 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Познавательная деятельность на уроках информатики