Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.
Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.
Понятие информационного ресурса находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.
Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.
Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.
Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.
Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Данная глава посвящена последним тенденциям и развитию на мировом ИТ - рынке.
В ней использованы материалы, представленные международными аналитическими компаниями, в том числе IDC (International Data Corporation). IDC - одна из ведущих исследовательских и консалтинго-вых компаний мирового рынка, помогающих клиентам понять тенденции технологии и электронной торговли для разработки эффективной стратегии ведения бизнеса, Gartner Dataquest - Международная аналитическая компания Gartner - мировой лидер в области аналитики информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Деятельность компании носит глобальный характер: имеется несколько исследовательских центров в Америке, Европе, Азии, Австралии и 80 представительств в различных странах мира. Число штатных аналитиков, постоянно работающих в компании, составляет более 1200. Клиентами Gartner являются 11 000 организаций в мире, Forrester Research, NUA и рядом других.
Прежде всего, отметим, что прогнозы аналитиков относительно возможного подъема индустрии информационных технологий в 2002 году не оправдались. И вместо планируемого выхода из кризиса в 2002 году продолжилось сокращение большинства ключевых сегментов ИТ-рынка.
Крупнейшие корпорации, такие как Intel и SAP, обычно триумфально завершавшие каждый квартал, не смогли достичь прогнозировавшихся показателей во 2 квартале 2002-го и скорректировали прогнозы на второе полугодие в сторону снижения.
Многие аналитики говорят о том, что проблемы, с которыми столкнулся мировой ИТ-рынок в 2002 году, принципиально отличаются от тех, что послужили причинами спада в прошлом. Кризис, начавшийся в 2001 году и совпавший с трагедией 11 сентября, был вызван не столько политическими событиями, сколько насыщением спроса в ряде ключевых сегментов рынка. По ситуации, сложившейся на конец 2002 года, в кризисе оказались крупнейшие потребители ИТ-продукции - банковский и телекоммуникационный секторы. Такие события, как банкротство WorldCom и Global Crossing, а также гигантские долги Deutsche Telecom и других крупнейших операторов связи не способствовали росту оборотов на ИТ-рынке.
В конце ноября 2002 года ЮС представила данные, согласно которым мировая ИТ-индустрия переживает в настоящий момент наиболее тяжелые времена и по сравнению с предыдущим годом объемы продаж ее продукции сократились на 2,3%.
В конце 1990-х бум в ИТ-отрасли представлялся необратимым; инвестиции в отрасль и закупки ИТ-продукции не прекращались даже в относительно неудачные периоды. Перспективы электронного бизнеса казались безграничными.
В начале кризиса 2001 года негативные тенденции затрагивали одновременно не более одного-двух секторов ИТ-индустрии (к примеру, замедление рынка компьютеров и микросхем наблюдалось на фоне развития рынка в коммуникационном секторе и рынка программ). В 2002 году стало очевидно, что для целого ряда направлений ситуация складывается проблемно. В развитых странах спрос на рынке персональных компьютеров, программного обеспечения и сотовых телефонов оказался насыщен.
Особенно серьезно пострадали рынки аппаратного и программного обеспечения. В секторе аппаратного обеспечения существенное падение было вызвано не только проблемами на рынке ПК, но и снижением цен на «тяжелые» серверы и устройства хранения данных. Оба эти сектора могут рассчитывать в 2003 году лишь на небольшие прибыли.
Усилилось разочарование в возможностях электронной коммерции. Многие электронные торговые площадки не принесли ожидаемой отдачи и были закрыты.
Положительные темпы роста ИТ-индустрии в 2003 году обусловлены тем, что, несмотря на общие кризисные тенденции. сохраняются растущие сегменты. Так, интенсивно растет сегмент управления бизнес-процессами. Аналитики отмечают убежденность руководства в ценности и окупаемости ИТ; высокие темпы инновации, стимулирующие спрос; старение используемых технологий, рождающее потребность в обновлении ресурсов.
Поскольку IDC публикует только относительные показатели, полезно обратиться к абсолютным показателям за 2000 год. Исходя из цифры 917 млрд. долл. (общий объем рынка в 2000 году) и уточненного показателя темпов роста рынка за 2001 год (примерно 1%), можно сделать вывод, что объем ИТ-рынка в конце 2001 года составил около 925 млрд. долл.
Учитывая отрицательный прирост (-2,3%), можно говорить о том, что объем ИТ-рынка в 2002 году составил около 900 млрд. долл., то есть меньше, чем в 2000 году.
В прошлом году IDC предположило, что с учетом влияния фактора "11-09" к концу 2002 года темпы роста индустрии достигнут 5,5%, однако этого не произошло. Вместо роста в 5,5% наметился спад.
Какие же отрасли «заморозили» общие показатели? Сокращение наблюдалось на рынке ПК, серверов и рабочих станций. Мировой рынок хранения данных сократился на 10,6% в 2002-м и, по всей видимости, не выйдет на уровень 2001 года вплоть до 2006-го. Мировой рынок сетевого оборудования переживал сокращение на уровне 7,6%. Рынок услуг, который сегодня составляет около одной трети ИТ-оборота, также подвергся существенному сокращению.
При этом IDC полагает, что уровень затрат на ПО в 2003 году останется невысоким, однако борьба за конкурентные цены в области ПО для многих организаций будет означать возможность увеличить свои обороты от продажи оборудования, работающего под управлением того или иного ПО, т.е. рост рынка услуг будет сдерживаться тенденцией роста доли мелких проектов.
По заявлению Джона Гантца (John Gantz), главного исследователя IDC (IDC CRO - chief research officer), результаты 2002 года ярко контрастируют со средними темпами ежегодного роста в индустрии (около 12%), которые наблюдались в последние 20 лет.
При этом IDC полагает, что в целом мировая ИТ-индустрия в 2003 году преодолеет точку минимума и выйдет на уровень 5,8%-ного положительного роста.
IDC также отметил, что существенные изменения в экономике или геополитическая ситуация (например, длительная война в Ираке или другие проблемы, влияющие на финансовые рынки), могут сказаться на снижении темпов роста отчислений на ИТ-индустрию.
Поскольку существует определенная вероятность проявления негативных тенденций, ЮС также подготовила прогноз на случай негативного развития сценария. В этом случае ЮС полагает, что рост расходов на ИТ-сектор не превысит 2% по сравнению с 2002 годом.
При отсутствии негативных политических влияний 1DC предполагает, что ИТ-расходы в США вырастут на 4,4% в 2003 году; при этом основным спросом будут пользоваться серверы, системы безопасности и сетевое оборудование. Системы хранения данных (Storage) и ПО более эффективный рост продаж ожидает с 2005 года. в то время как оборот от продаж ПК после 2004-го будет все больше сокращаться.
По прогнозам 1DC. в Европейском регионе продажи в ИТ-секторе в 2003 году возрастут на уровне 5,4% и данная тенденция сохранится еще несколько лет. Картина расходов на ИТ-сектор в Японии будет очень напоминать аналогичную ситуацию в США. В то же время в остальной части Тихоокеанского региона продолжится еще более заметный рост расходов на ИТ-сектор. После очень сложного для Латинской Америки 2002 года в этом регионе прогнозируется рост на уровне 8,7% и как минимум 10%-ное увеличение в 2006-м.
«Несмотря на то, что индустрия в целом уже не вернется к тем темпам роста, которые наблюдались до кризиса, открываются определенные перспективы по отдельным направлениям отрасли", - заявил Стефен Милтон (Stephen Minton), директор подразделения Стратегического прогнозирования ИТ-рынка.
Более мягкую характеристику затяжного кризиса на рынке информационных технологий дал вице-президент Gartner - Роджер Фултон (Roger Fullon). Он, в частности, сказал, что сектор ин-формационных технологий находится в стадии консолидации и восстановления, поэтому требуется определенное время, по окончании которого отрасль сможет вновь вернуться к росту.
Негативные тенденции на ИТ-рынке отмечают не только американские исследователи. Так, аналитики из франкфуртской исследовательской компании European Information Technology Observatory (EITO) заявили о том, что они скорректировали в сторону уменьшения свой прежний прогноз относительно роста рынка информационных технологий в 2002-м и в 2003 году.
Застой на рынке информационных технологий компания EITO связывает более медленным, чем ожидалось, распространением технологий мобильной связи третьего поколения (3G).
Особенно резкое замедление роста на рынке информационных технологий отмечается в Западной Европе.
Глобальный рынок ИТ-услуг. Рынок ИТ-услуг в 2002 году также испытывал серьезные трудности и развивался медленнее, чем предполагалось. IDC понизила свою предыдущую прогнозную оценку темпов роста мирового рынка ИТ-услуг в 2002 году на 3.9% -- с 10.6 до 6.7%. Специалисты IDC пересмотрели также прогноз на ближайшие пять лет. утверждая, что расходы на ИТ-услуги во всем мире вырастут к 2006 году до 572 млрд. долл.Следует отметить, что данное предположение сделано на основании достаточно высоких показателей средне-годового темпа роста (10.6%).Ни один регион мира не избежал в середине 2002 года снижения показателей прогнозов 1DC по темпам роста расходов на ИТ-услуги.