Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:58, курсовая работа
Начало третьего тысячелетия становится периодом анализа огромных возможностей информационно-коммуникационных технологий для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (интернет-технологий) привели к стремительному росту экономической деятельности, называемой «электронной торговлей (коммерцией)»
Сегодня одна из новейших и наиболее перспективных тенденций в мировой экономике и бизнесе - это электронная коммерция. Она проникает во все сферы деятельности мировых организаций. Можно прогнозировать, что в течение ближайших лет электронная коммерция кардинальным образом изменит методы ведения хозяйственной деятельности и отношения компаний со своими бизнес-партнерами. [5] Исследования рынка электронной коммерции тесно связана с исследованием аудитории интернета. В коммерческой деятельности и рекламе принято использовать оценку недельной аудитории интернета. К этой категории относятся те пользователи, которые посещают интернет минимум один раз в неделю и чаще.
На ряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических. Корпоративный пользователь – это пользователь, имеющий доступ в интернет с работы или учебы и не оплачивающий услуги из персонального или семейного бюджета. На сегодняшний день число пользователей, использующий доступ к интернету из дома, и корпоративных пользователей, примерно равно. [6]
Во всем мире наблюдается ежегодный прирост пользователей интернета, и как следствие, электронная коммерция становится все более востребованной. Отметим основные преимущества электронной коммерции:
повышение производительности труда.
снижение времени операций.
снижение затрат.
экономичность.
высокая норма прибыли.
появление новых форм и видов бизнеса.
мобильность, то есть возможность быстро реагировать на изменения рынка.
возможность выполнения услуг в режиме оn – line.
более тесная связь с потребителями.
упрощение взаимоотношений с поставщиками.
возможность осуществления электронных расчетов.
снятие географических ограничений как для потребителей, так и для компаний.
круглосуточная доступность компаний.
Безусловно, Россия может получить преимущества от устойчивого и эффективно функционирующего рынка электронной коммерции. Для этого существует ряд предпосылок:
накоплен достаточный мировой опыт организации электронной коммерции;
мощная тенденция развития современной телекоммуникационной инфраструктуры;
наличие вспомогательной инфраструктуры, позволяющей разрабатывать надлежащее программное обеспечение любой сложности, а также информационные продукты для нужд электронной торговли;
наличие инфраструктуры людских ресурсов, необходимых для информирования делового сообщества о выгодах и преимуществах электронной коммерции, а также подготовки рабочей силы, необходимой для использования этих преимуществ;
положительная тенденция в развитии правовой и политической инфраструктуры, которая будет оказывать содействие и поддержку электронной торговле. [7]
Расширение доступа в Интернет, формирование правовой базы на основе использования информационно-
Объем международной электронной коммерции растет и к 2010 году достигнет 10 трлн. долл. Все больше традиционных компаний, которые хотят удержаться на рынке в условиях глобализации, интегрируют В2В-системы как жизненно важные элементы конкурентной борьбы. Но сегодня мир ещё недостаточно снабжен компьютерами, чтобы они оказывали весомое влияние на развитие экономики. Информационные технологии по мере развития становятся все более дешевыми, что способствует ускорению процесса компьютеризации мира, поэтому можно сказать, что электронная коммерция имеет огромный потенциал. В связи с чем, исследование проблем и перспектив электронной коммерции на данном этапе мирового экономического развития приобретает все большую актуальность. [8]
1.4. Основные виды бизнеса в интернете
Компании электронной коммерции используют различные виды и формы бизнеса: электронные магазины, электронные витрины, электронные биржи, аукционы, торговые площадки, электронные рекламные или туристические агентства, электронные консультационные центры ит.п. На сегодняшний день основу электронной коммерции составляет электронная торговля. Наиболее распространенным критерием для классификации компании электронной коммерции является уровень технологий, применяющихся для организации торгового процесса. На практике системы для торговли редко бывают полностью автоматизированными и по степени автоматизации такие системы можно классифицировать как вэб-витрины и электронные магазины. [9]
Электронная витрина – специализированный вэб-сайт, на котором опубликована информация о предполагаемых товарах и услугах, но отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Обычно это достаточно простые и не дорогие сайты, представляющие товары в виде стандартного каталога. Иногда они могут производить операцию оформления заказа и выставления счета, но на этом этапе работа с заказом переходит менеджеру по продажам. Далее менеджер организовывает связь со складом, доставку товара покупателю и прием оплаты за покупку. Параллельно с операциями относящимися непосредственно к продаже товаров, требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий. Таким образом, электронная витрина не требует разработки и установки на сервере какого либо специального программного обеспечения, и это позволяет подготовить и запустить подобный проект за несколько дней. Однако такая система требует найма дополнительного квалифицированного персонала, а так же не всегда удобно для покупателя. Тем не менее, электронная витрина может стать оптимальным решением для компании торгующих товаром различных специализированных категорий, товаров, не покупаемых в интернете, или для компании, производящих свой товар на заказ под конкретное требование покупателя.
Электронный магазин в отличие от электронных витрин полнофункциональные электронные магазины обычно оснащены специализированным программным обеспечением, полностью обслуживающим технологический процесс электронной торговли. Одним из самых известных электронных магазинов в мире является книжный магазин Amazon , а наиболее успешным примером электронного магазина в Рунете является магазин «Озон». Электронный магазин осуществляет демонстрацию товара посетителю, формирование заказа, подсчет его полной стоимости и автоматически взаимодействует с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе. Также он принимает платежи от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, т.е. выполняет полное сопровождение сделки от выбора товара до контроля за получением оплаты. Программное обеспечение электронного магазина обычно позволяет организовывать ряд вспомогательных функций, таких, как поиск по категориям товаров, получение дополнительной информации о товаре, техническая поддержка пользователей.
Большинство современных программных пакетов, предназначенных для создания электронного магазина, позволяют выполнить полный комплекс функций магазина от идентификации и авторизации пользователя до подготовки бухгалтерской документации; они имеют механизмы взаимодействия с бухгалтерскими приложениями, что заметно облегчает процесс учета продаж и подготовки налоговой отчетности. Помимо программного обеспечения настоящий электронный магазин должен иметь внутреннюю инфраструктуру, скрытую от глаз покупателя. В такую инфраструктуру могут входить служба доставки товаров, склад и отдел снабжения, технический отдел, осуществляющий круглосуточную поддержку сайта и программного обеспечения, собственная бухгалтерия и отдел рекламы. Таким образом, электронный магазин – это достаточно большое предприятие с разветвленной внутренней структурой, полностью ориентированное на получение прибыли за счет прямых продаж какой – либо продукции пользователям Интернета.
В последнее время сильно возросла популярность сервисных служб, предоставляющих всем заинтересованным организациям готовые электронные магазины в аренду. В большинстве случаев владельцам магазина достаточно лишь загрузить на сервер прайс – листы, описание предлагаемых товаров, а также дополнительные иллюстрированные и текстовые материалы, после чего они могут принимать поступающие заказы. Электронные аукционы – это специализированные серверы, предоставляющие своим посетителям возможность осуществлять торги в режиме реального времени при помощи сети Интернет. Одним из наиболее популярных аукционов в мире является Ebay , а российском сегменте Интернета – «Молоток». Для того чтобы стать участником такого аукциона, достаточно зарегистрироваться в базе данных сервера аукциона, после чего можно выставлять что – либо на торги. При открытии лота на него устанавливается стартовая цена и продолжительность торгов . после этого покупатели повышают минимальную ставку с целью перебить цену конкурентов. Как только истечет срок продолжительности торгов, сервер автоматически направит продавцу и покупателю, назначившему самую высокую цену, координаты друг друга, после чего они решают вопросы обмена товара на деньги самостоятельно. [10] В электронной коммерции, также как и в традиционной, используются такие типы аукционов, как стандартный, обратный, немецкий и т.д. Коммерческая выгода организаторов электронного аукциона чаще всего заключается в продаже рекламной площади на страницах сайта, поскольку посещаемость таких ресурсов весьма высока. Как правило, помимо аукциона подобные серверы предоставляют своим клиентам целый ряд дополнительных услуг, например службы новостей или доступ к электронной почте, что заметно увеличивает приток посетителей и, соответственно, прибыль от рекламы.
1.5. Безопасность электронной коммерции
Одной из основных проблем электронной коммерции на сегодняшний день остается проблема безопасности, т.е. сведение к минимуму рисков и защита информации. Причинами нарушения нормального функционирования компании в сети Интернет могут быть: компьютерные вирусы, мошенничество, приводящее к финансовым убыткам ; кража конфиденциальной информации; незаконное вмешательство в файлы с конфиденциальной информацией о потребителях и т.п. Степень защиты веб – сайта электронной компании зависит от уровня секретности его информации и потребностей в ее соблюдении. Так, например, если на сайте вводятся номера кредитных карточек, то необходимо обеспечить наиболее высокую степень защиты веб –сервера.
Задачи соблюдения безопасности в электронной коммерции сводятся к аутентификации пользователей, соблюдению конфиденциальности и целостности информации: аутентификация –проверка подлинности пользователя; конфиденциальность – обеспечение сохранения частной информации, предоставленной пользователем; целостность информации – отсутствие искажений в передаваемой информации. Угрозой нарушения целостности информации на веб- сервере могут выступать хакеры и вирусы. Хакер проникает на слабо защищенные компьютеры и серверы и устанавливает специальные программы – невидимки, которые достаточно трудно обнаруживаются. Обычно такая программа –невидимка не наносит вреда веб –сайту, но создает большую перегруженность в сети. Хакер определяет цель своего нападения и активизирует заранее установленную программу, посылая команду через Интернет на несколько компьютеров. С этого начинается атака, которая приводит к перегруженности сети коммерческого предприятия.
Еще одним серьезным видом нарушения безопасности компьютеров и серверов в Интернете является вирус. Вирусы нарушают целостность системы и вводят в заблуждение средства защиты информации. Наилучшим средством защиты от вирусов является установка и периодическое обновление антивирусных программ, а так же использование брандмауэров. Брандмауэр – это фильтр, устанавливаемый между корпоративной сетью и сетью интернет для защиты информации и файлов от несанкционированного доступа и для разрешения доступа только уполномоченным лицам. Таким образом, брандмауэр препятствует проникновению компьютерных вирусов и доступу хакеров в сеть предприятия и защищает ее от внешнего воздействия при подключении к Интернету. При внедрении электронной коммерции одним из важнейших вопросов становиться конфиденциальность информации. Информация, предоставляемая пользователем компании, должна быть надежно защищена. Одним из способов обеспечения безопасной и конфиденциальной передачи данных по компьютерным сетям является криптография, т.е. шифрование или кодирование данных таким образом, чтобы прочитать их могли только стороны, участвующие в конкретной операции.
При шифровании отправитель сообщения преобразует текст в набор символов, который не возможно прочитать без применения специального ключа, известного получателю. Ключ к шифру представляет собой последовательность символов, сохраненных на жестком диске компьютера или на дискете. Степень защищенности информации зависит от алгоритма шифрования и длины ключа, измеряемой в битах.
Существует два вида алгоритмов шифрования:
симметричные, в которых один и тот же ключ, известный обеим сторонам, используется и для шифрования, и для дешифрования информации;
асимметричные, в которых используется два ключа, один – для шифрования, второй для дешифрования. Один из таких ключей является закрытым (секретным), второй открытым (общедоступным).
Одним из наиболее известных и перспективных способов аутентификации отправителя сообщений является электронная цифровая подпись (ЭЦП) – электронный эквивалент собственноручной подписи. В первые ЭЦП была предложена в 1976 году Уитфилдом Дифи из Станфордского университета. Федеральный закон Российской Федерации «об электронной цифровой подписи» сказано, что электронная цифровая подпись реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а так же установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Процесс применения электронной цифровой подписи выглядит следующим образом:
1. Отправитель создает сообщение и шифрует его своим закрытым ключом, который в то же время является электронной цифровой подписью отправителя. При этом шифруется как сам текст общения так и ЭЦП, присоединенная в конце документа.
2. Отправитель передает зашифрованное письмо и свой открытый ключ по каналам связи получателю;
3. Получатель дешифрует сообщение открытым ключом отправителя.
4. Совместно с ЭЦП обычно применяют одну из существующих ХЭШ - функций. ХЭШ - функция формирует строку символов, называемую сводкой сообщения, в процессе обработки сообщения. Отправитель создает сводку сообщения, шифрует ее и так же пересылает получателю. Получатель обрабатывает сообщение той же ХЭШ – функцией и то же получает сводку сообщения. Если обе сводки сообщения совпадает, то сообщение было получено без искажения.
5. Для подтверждения принадлежности открытого ключа какому - либо конкретному лицу или коммерческому предприятию служат цифровые сертификаты. Цифровой сертификат – документ, выдаваемый центром сертификации, для подтверждения подлинности конкретного лица или предприятия путем проверки его имени и открытого ключа. Для получения цифрового сертификата надо обратится в центр сертификации и предоставить необходимые сведения. Каждый центр сертификации устанавливает свои цены и, как правило, выдает цифровой сертификат на год с возможностью продления после оплаты за следующий год.