Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:06, реферат
Понятие и классификация интеллектуальных информационных систем
Интеллектуальная информационная система (ИИС) – это информационная система, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей.
Программные средства, применяемые в экономических информационных системах, можно разделить на следующие группы:
1. Проблемно-ориентированные пакеты экономико-математического моделирования.
2. Пакеты программ статистического анализа данных.
3. Программные средства интеллектуализации доступа к базе данных.
40. Какие задачи типичны для информационных хранилищ
Типичными задачами
оперативного ситуационного
1 Определение профиля
потребителей конкретного
2 Предсказание изменений ситуации на рынке
3 Анализ зависимостей признаков ситуаций (корреляционный анализ) и др.
41. Что такое адаптивная информационная система?
Адаптивная информационная
система - это ИС, которая изменяет
свою структуру в соответствии
с изменением модели
42. Назовите основные
требования к адаптивности
Эти требования сводятся к следующему:
1 ИС в каждый момент
времени должна адекватно
2 Реконструкция ИС должна
проводиться всякий раз, как
возникает потребность в
3 Реконструкция ИС должна
проводиться быстро и с
43. Что является ядром
адаптивной информационной
Ядром адаптивной ИС
является постоянно
Области применения систем, основанных на знаниях, весьма разнообразны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, социология, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспруденция и др.
Системы, основанные на знаниях (СОЗ) — это системы программного обеспечения, основными структурными элементами которых являются база знаний и механизм логических выводов. Среди СОЗ можно выделить:
· интеллектуальные
информационно-поисковые
· экспертные системы (ЭС).
Интеллектуальные
Наиболее известным
Экспертные системы —
это сложные программные
Базовая структура экспертной системы приведена на рис. 6.
Структурные элементы, составляющие экспертную систему, выполняют следующие функции.
База знаний реализует функции представления знаний в конкретной предметной области и управление ими.
Механизм логических выводов выполняет логические выводы на основании знаний, имеющихся в базе знаний.
Пользовательский интерфейс необходим для правильной передачи ответов пользователю, иначе пользоваться системой крайне неудобно.
Модуль приобретения знаний необходим для получения знаний от эксперта, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости.
Модуль ответов и объяснений формирует заключение экспертной системы и представляет различные комментарии, прилагаемые к заключению, а также объясняет мотивы заключения.
Рис. 10.1. Структура экспертной системы.
Перечисленные структурные элементы являются наиболее характерными, хотя в реальных экспертных системах их функции могут быть соответствующим образом усилены или расширены.
Знания в базе знаний представлены в конкретной форме и организация базы знаний позволяет их легко определять, модифицировать и пополнять. Решение задач с помощью логического вывода на основе знаний хранящихся в базе знаний, реализуется автономным механизмом логического вывода. Хотя оба эти компонента системы с точки зрения ее структуры являются независимыми, они находятся в тесной связи между собой и определение модели представления знаний накладывает ограничения на выбор соответствующего механизма логических выводов.
Преимущества экспертных систем:
· Постоянство. Экспертные системы ничего не забывают в отличие от человека-эксперта.
· Воспроизводимость. Можно сделать любое количество копий экспертной системы, а обучение новых экспертов отнимает много времени и средств.
· Эффективность.
Может увеличить
· Постоянство. С использованием экспертных системам подобные транзакции обрабатываются одним и тем же способом. Система будет делать сопоставимые рекомендации для похожих ситуаций.
· Влияние на людей. Новый эффект (самая современная информация, имеющая влияние на здравый смысл). Главный эффект (ранняя информация доминирует над здравым смыслом).
· Документация. Экспертная система может документировать процесс решения.
· Законченность. Экспертная система может выполнять обзор всех транзакций, a человек-эксперт сможет сделать обзор только отдельной выборки.
· Своевременность. Погрешности в конструкциях и-или могут быть своевременно найдены.
· Широта. Могут быть объединены знания многих экспертов, что дает системе больше широты, чем с вероятно может достичь один человек.
· Снижение
риска ведения дела благодаря
последовательности принятия решения
документированности и
Недостатки экспертных систем:
· Здравый смысл. В дополнение к широкому техническому знанию, человек-эксперт имеет здравый смысл. Еще не известно, как заложить здравый смысл в экспертные системы.
· Творческий потенциал. Человек-эксперт может реагировать творчески на необычные ситуации, экспертные системы не могут.
· Обучение.
Человек-эксперт автоматически
· Сенсорный опыт. Человек-эксперт располагает широким диапазоном сенсорного опыта; экспертные системы в настоящее время основаны на вводе символов.
Экспертные системы не хороши, если решения не существует или когда проблема лежит вне области их компетенции.
Класс экспертных систем сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям: решаемая задача, связь с реальным временем, тип ЭВМ, степень интеграции.
Разработка интеллектуальных
информационных систем
Известно, что большая часть знаний в конкретной предметной области остается личной собственностью эксперта. Наибольшую проблему при разработке экспертной системы представляет процедура получения знаний у эксперта и занесения их в базу знаний, называемая извлечением знаний. Это происходит не потому, что он не хочет разглашать своих секретов, а потому, что не в состоянии сделать это — ведь эксперт знает гораздо больше, чем сам осознает. Для выявления знаний эксперта и их формализации на протяжении всего периода разработки с ним взаимодействует инженер по знаниям.
Чтобы избежать дорогостоящих и безуспешных попыток, был разработан набор рекомендаций для того, чтобы определить, является ли проблема подходящей для решения с помощью экспертной системы:
· Потребность в решении должна соответствовать затратам на ее разработку. Суммы затрат и полученная выгода должны быть реалистическими.
· Невозможно использовать знания человека-эксперта там, где это необходимо. Если «экспертные» знания широко распространены, то маловероятно, что стоит разрабатывать экспертную систему. Однако в таких областях как разведка нефти и медицина могут быть редкие специализированные знания, которыми можно недорого снабдить экспертную систему, и не использовать очень высоко оплачиваемого эксперта.
· Проблема
может быть решена с использованием
символических методов
· Проблема хорошо структурирована и не требует применения знаний, основанных на здравом смысле. Знания, основанные на здравом смысле, хорошо известны, поэтому их незачем фиксировать и представлять.
· Проблема
не может быть легко решена с использованием
более традиционных вычислительных
методов. Если имеется хорошее
· Существуют
эксперты в данной проблемной области.
Поскольку экспертная система проектируется
для успешной работы, весьма существенно,
чтобы эксперты желали помогать при
ее проектировании, а не считали, что
их работе угрожают. Кроме того необходима
поддержка администрации и
· Проблема имеет подходящий размер и область применения. Как правило, проблема требует применения знаний высоко специализированных экспертов, но человек-эксперт должен тратить на ее решение короткое время, максимум час.
В настоящее время сложилась последовательность действий при разработке экспертных систем. Она включает следующие этапы: идентификация, получение знаний, концептуализация, формализация, выполнение, тестирование и опытная эксплуатация.
Рис. 10.2. Технология разработки экспертных систем
Этап идентификации связан, прежде всего, с осмыслением тех задач, которые предстоит решать будущей экспертной системе, и формированием требований к ней. На этом этапе планируется ход разработки прототипа системы, определяются источники знаний (книги, эксперты, методики), цели (распространение опыта, автоматизация рутинных операций), классы решаемых задач и т.д. Результатом идентификации является ответ на вопрос, что надо сделать и какие ресурсы необходимо задействовать.
При решении проблемы
получения знаний выделяют три
стратегии: приобретение
Под приобретением (acquisition) знаний понимается способ автоматизированного наполнения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы.
Извлечением (elicitation) знаний называют процедуру взаимодействия инженера по знаниям с источником знаний (экспертом, специальной литературой и др.) без использования вычислительной техники.
Термины «обнаружение знаний» (knowledge discovery), а также Data Mining связывают с созданием компьютерных систем, реализующие методы автоматического получения знаний.
На этапе концептуализации
проводится содержательный
На этапе формализации
все ключевые понятия и
На этапе выполнения
создается один или несколько
реально работающих прототипов
экспертной системы. Для
На данном этапе
оценивается и проверяется
· удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода (характер вопросов в диалоге, связность выводимого текста результата и др.);
· эффективность стратегии управления (порядок перебора, использование нечеткого вывода и т.д.);
· корректность базы знаний (полнота и непротиворечивость правил).
Задача стадии тестирования — выявление ошибок и выработка рекомендаций по доводке прототипа экспертной системы до промышленного образца.
На этапе опытной
эксплуатации проверяется
Информация о работе Понятие и классификация интеллектуальных информационных систем