Пользовательский интерфейс

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже привычных и широко распространенных персональных компьютеров, общее число которых достигло многих сотен миллионов, становится все больше и встроенных средств вычислительной техники. Пользователей всей этой разнообразной вычислительной техники становится все больше, причем наблюдается развитие двух вроде бы противоположных тенденций.

Содержание

Введение

1. Понятие интерфейса пользователя

2. Виды интерфейсов

2.1 Командный интерфейс

2.2 Графический интерфейс

2.2.1 Простой графический интерфейс

2.2.2 WIMP - интерфейс

2.3 Речевая технология

2.4 Биометрическая технология

2.5 Семантический (общественный) интерфейс

2.6 Типы интерфейсов

3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса

4. Стандартизация пользовательского интерфейса

Список литературы

Работа содержит 1 файл

интерфейс.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

 

 

 

2.2.2 WIMP - интерфейс

 

Вторым этапом в развитии графического интерфейса стал "чистый" интерфейс WIMP, Этот подвид интерфейса характеризуется следующими особенностями.

 

1. Вся работа с программами,  файлами и документами происходит  в окнах - определенных очерченных  рамкой частях экрана.

 

2. Все программы, файлы,  документы, устройства и другие  объекты представляются в виде  значков - иконок. При открытии  иконки превращаются в окна.

 

3. Все действия с объектами  осуществляются с помощью меню. Хотя меню появилось на первом  этапе становления графического  интерфейса, оно не имело в  нем главенствующего значения, а  служило лишь дополнением к командной строке. В чистом WIMP - интерфейсе меню становится основным элементом управления.

 

4. Широкое использование  манипуляторов для указания на  объекты. Манипулятор перестает  быть просто игрушкой - дополнением  к клавиатуре, а становится основным  элементом управления. С помощью  манипулятора УКАЗЫВАЮТ на любую  область экрана, окна или иконки, ВЫДЕЛЯЮТ ее, а уже потом через  меню или с использованием  других технологий осуществляют  управление ими. 

 

Следует отметить, что WIMP требует  для своей реализации цветной  растровый дисплей с высоким  разрешением и манипулятор. Также  программы, ориентированные на этот вид интерфейса, предъявляют повышенные требования к производительности компьютера, объему его памяти, пропускной способности  шины и т.п. Однако этот вид интерфейса наиболее прост в усвоении и интуитивно понятен. Поэтому сейчас WIMP - интерфейс  стал стандартом де-факто.

 

Ярким примером программ с  графическим интерфейсом является операционная система Microsoft Windows.

 

 

 

2.3 Речевая технология

 

 

С середины 90-х годов, после  появления недорогих звуковых карт и широкого распространения технологий распознавания речи, появился так  называемый "речевая технология" SILK - интерфейса. При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов - команд. Основными такими командами (по правилам системы "Горыныч") являются:

 

"Проснись" - включение  голосового интерфейса.

 

"Отдыхай" - выключение  речевого интерфейса.

 

"Открыть" - переход в  режим вызова той или иной  программы. Имя программы называется  в следующем слове.

 

"Буду диктовать" - переход  из режима команд в режим  набора текста голосом.

 

"Режим команд" - возврат  в режим подачи команд голосом.

 

и некоторые другие.

 

Слова должны выговариваться четко, в одном темпе. Между словами  обязательна пауза. Из-за неразвитости алгоритма распознавания речи такие  системы требует индивидуальной предварительной настройки на каждого  конкретного пользователя.

 

"Речевая" технология  является простейшей реализацией  SILK - интерфейса.

 

 

2.4 Биометрическая технология 

 

 

Эта технология возникла в  конце 90-х годов XX века и на момент написания книги еще разрабатывается. Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление  его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и  другая уникальная информация. Изображения  считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных  программ распознавания образов  из этого изображения выделяются команды. Эта технология, по-видимому, займет свое место в программных  продуктах и приложениях, где  важно точно идентифицировать пользователя компьютера.

 

 

2.5 Семантический (общественный) интерфейс

 

 

Этот вид интерфейса возник в конце 70-х годов XX века, с развитием  искусственного интеллекта. Его трудно назвать самостоятельным видом  интерфейса - он включает в себя и  интерфейс командной строки, и  графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером. С середины 90-х годов XX века публикации, относящихся к семантическому интерфейсу, уже не встречались. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами - роботами, для "семантической" криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).

 

 

2.6 Типы интерфейсов

 

 

Интерфейсы пользователя бывают двух типов:

 

1) процедурно-ориентированные: 

 

примитивные

 

меню

 

со свободной навигацией

 

2) объектно-ориентированные: 

 

прямого манипулирования.

 

Процедурно-ориентированный  интерфейс использует традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях "процедура" и "операция". В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет  пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых  пользователь определяет соответствие данных и следствием выполнения которых  является получение желаемого результата.

 

Объектно-ориентированные  интерфейсы используют модель взаимодействия с пользователем, ориентированную  на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют  несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта. Объект понимается в широком смысле слова - модель БД, системы и т.д. Объектно-ориентированный  интерфейс предполагает, что взаимодействие с пользователем осуществляется посредством выбора и перемещения  пиктограмм соответствующей объектно-ориентированной  области. Различают однодокументные (SDI) и многодокументные (MDI) интерфейсы.

 

Процедурно-ориентированные  интерфейсы:

 

1) Обеспечивают пользователю  функции, необходимые для выполнения  задач; 

 

2) Акцент делается на  задачи;

 

3) Пиктограммы представляют  приложения, окна или операции;

 

4) Содержание папок и  справочников отражается с помощью  таблицы-списка.

 

Объектно-ориентированные  интерфейсы:

 

1) Обеспечивает пользователю  возможность взаимодействия с  объектами; 

 

2) Акцент делается на  входные данные и результаты;

 

3) Пиктограммы представляют  объекты; 

 

4) Папки и справочники  являются визуальными контейнерами  объектов.

 

Примитивным называется интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем и используется в консольном режиме. Единственное отклонение от последовательного процесса, который обеспечивается данными, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных.

 

Интерфейс Меню. В отличие  от примитивного интерфейса, позволяет  пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователями. Древовидная организация  меню предполагает строго ограниченную реализацию. При этом возможны два  варианта организации меню:

 

каждое окно меню занимает весь экран

 

на экране одновременно присутствуют несколько разноуровневых меню (Windows).

 

В условиях ограниченной навигации, независимо от варианта реализации, поиск  пункта более чем двух уровневого меню оказывается довольно сложной  задачей.

 

Интерфейс со свободной навигацией (графический интерфейс). Поддерживает концепцию интерактивного взаимодействия с ПО, визуальную обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектом (кнопки, индикаторы, строки состояния). В отличие от интерфейса Меню, интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты ("горячие" клавиши и т.д.). Интерфейс со свободной навигацией реализуется с использованием событийного программирования, что предполагает применение визуальных средств разработки (посредством сообщений).

 

3. Методы и средства  разработки пользовательского интерфейса

 

 

Интерфейс имеет важное значение для любой программной системы и является неотъемлемой ее составляющей, ориентированной, прежде всего, на конечного пользователя. Именно через интерфейс пользователь судит о прикладной программе в целом; более того, часто решение об использовании прикладной программы пользователь принимает по тому, насколько ему удобен и понятен пользовательский интерфейс. Вместе с тем, трудоемкость проектирования и разработки интерфейса достаточно велика. По оценкам специалистов в среднем она составляет более половины времени реализации проекта. Актуальным является снижение затрат на разработку и сопровождение программных систем или разработка эффективного программного инструментария.

 

Одним из путей снижения затрат на разработку и сопровождение программных  систем является наличие в инструментарии средств четвертого поколения, позволяющих  на высоком уровне описать (специфицировать) создаваемое программное средство и далее по спецификации автоматически  сгенерировать исполнимый код.

 

В литературе не существует единой общепринятой классификации  средств для разработки пользовательского интерфейса. Так, программное обеспечение для разработки пользовательского интерфейса можно разделить на две основные группы - инструментарий для разработки пользовательского интерфейса (toolkits) и высокоуровневые средства разработки интерфейса (higher-level development tools). Инструментарий для разработки пользовательского интерфейса, как правило, включает в себя библиотеку примитивов компонентов интерфейса (меню, кнопки, полосы прокрутки и др.) и предназначен для использования программистами. Высокоуровневые средства разработки интерфейса могут быть использованы непрограммистами и снабжены языком, который позволяет специфицировать функции ввода-вывода, а также определять, используя технику непосредственного манипулирования, интерфейсные элементы. К таким средствам относятся построители диалога (interface builders) и СУПИ - системы управления пользовательским интерфейсом (User Interface Management Systems - UIMS). Помимо СУПИ, некоторые авторы используют такие термины, как User Interface Development Systems (UIDS) - системы разработки пользовательского интерфейса, User Interface Design Environment (UIDE) - среда разработки пользовательского интерфейса и др.

 

Специализированные средства для разработки интерфейса позволяют  упростить разработку пользовательского  интерфейса, предлагая разработчику специфицировать компоненты пользовательского  интерфейса с использованием языков спецификаций. Можно выделить несколько  основных способов спецификации интерфейса:

 

1. Языковой, когда применяются специальные языки для задания синтаксиса интерфейса (декларативные, объектно-ориентированные, языки событий и др.).

 

2. Графическая спецификация  связана с определением интерфейса, как правило, средствами визуального  программирования, программированием  демонстраций и по примерам. Подобный  способ поддерживает ограниченный  класс интерфейсов. 

 

3. Спецификация интерфейса, основанная на объектно-ориентированном  подходе, связана с принципом,  называемым непосредственное манипулирование.  Основное его свойство - взаимодействие  пользователя с индивидуальными  объектами, а не со всей системой  как единым целым. Типичными  компонентами, используемыми для  манипуляций с объектами и  управляющими функциями, являются  обработчики, меню, зоны диалога,  кнопки различного вида.

 

4. Спецификация интерфейса  по спецификации прикладной задачи. Здесь интерфейс создается автоматически  по спецификации семантики прикладной  задачи. Однако сложность описания  интерфейса затрудняет возможности  скорого появления систем, реализующих  данный подход.

 

Основной концепцией СУПИ является отделение разработки пользовательского  интерфейса от остального приложения. В настоящее время идея раздельного  проектирования интерфейса и приложения либо закреплена в определении СУПИ либо является основным его свойством.

 

В состав СУПИ определен как  набор инструментов этапа разработки и периода исполнения. Инструменты  этапа разработки оперируют с  моделями интерфейса для построения их проектов. Они могут разделяться  на две группы: интерактивные инструменты, например редакторы моделей, и автоматические инструменты, например генератор форм. Инструменты периода исполнения используют модель интерфейса для поддержки  деятельности пользователя, например, для сбора и анализа используемых данных.

 

Функциями СУПИ является содействие и облегчение разработки и сопровождения  пользовательского интерфейса, а  также управление взаимодействием  между пользователем и прикладной программой.

 

Таким образом, в настоящее  время существует большое количество инструментальных средств для разработки интерфейса, поддерживающих различные методы его реализации.

 

 

4. Стандартизация пользовательского  интерфейса

 

 

В первом подходе оценку производит конечный пользователь (или тестер), суммируя результаты работы с программой в рамках следующих показателей ISO 9241-10-98 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs). P.11. Guidance on usability specification and measures:

Информация о работе Пользовательский интерфейс