Основы организации операционных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:42, курс лекций

Описание работы

Первые шаги по созданию электронных вычислительных машин были предприняты в конце второй мировой войны. В середине 40-х были созданы первые ламповые вычислительные устройства, и появился принцип программы, хранимой в памяти машины (John Von Neumann, июнь 1945г). В то время одна и та же группа людей участвовала и в проектировании, и в эксплуатации, и в программировании вычислительной машины. Это была скорее научно-исследовательская работа в области вычислительной техники, а не регулярное использование компьютеров в качестве инструмента решения каких-либо практических задач из других прикладных областей. Программирование осуществлялось исключительно на машинном языке.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_lektsy_tekuschy_variant.doc

— 825.50 Кб (Скачать)

 

Теперь для появления в вычислительной системе процесс должен пройти через состояние рождение. При рождении процесс получает в свое распоряжение адресное пространство, в которое загружается программный код процесса; ему выделяются стек и системные ресурсы; устанавливается начальное значение программного счетчика этого процесса и т. д. Родившийся процесс переводится в состояние готовность. При завершении своей деятельности процесс из состояния исполнение попадает в состояние закончил исполнение.

Т.о., каждый конкретный процесс в  любой момент времени может находиться в одном из нескольких состояний. Считается, что активный процесс находиться в состоянии выполнения, а процесс, ожидающий передачи управления - в состоянии готовности. Если процесс не может продолжить работу до наступления некоторого события, то говорят, что он заблокирован.  Процесс может быть заблокирован по нескольким причинам, в частности он может ожидать:

  • завершение операций в/в;
  • открытия семафора;
  • окончания работы другого процесса (например, для использования информации, подготовленной этим процессом);
  • завершения операций страничного обмена (в машинах со страничной организацией памяти) и др.

Во многих ОС предусмотрено еще  одно состояние, называемое состоянием задержки. Задержанный процесс не подвергается диспетчерской обработке, даже если он готов к выполнению.

В конкретных операционных системах состояния процесса могут быть еще  более детализированы, могут появиться некоторые новые варианты переходов из состояния в состояние. Так, например, модель состояний процессов для операционной системы Windows NT содержит 7 различных состояний, а для операционной системы UNIX — 9. Тем не менее, в принципе, все операционные системы подчиняются изложенной выше модели.

 

Операции над  процессами и связанные с ними понятия

Набор операций. Процесс не может сам перейти из одного состояния в другое. Изменением состояния процессов занимается операционная система, совершая операции над ними. Количество таких операций в нашей модели пока совпадает с количеством стрелок на диаграмме состояний. Удобно объединить их в три пары:

  • создание процесса — завершение процесса;
  • приостановка процесса (перевод из состояния исполнение в состояние готовность) — запуск процесса (перевод из состояния готовность в состояние исполнение);
  • блокирование процесса (перевод из состояния исполнение в состояние ожидание) — разблокирование процесса (перевод из состояния ожидание в состояние готовность);

В дальнейшем, когда мы будем говорить об алгоритмах планирования, в нашей  модели появится еще одна операция, не имеющая парной: изменение приоритета процесса.

Операции создания и завершения процесса являются одноразовыми, так как применяются к процессу не более одного раза (некоторые системные процессы никогда не завершаются при работе вычислительной системы). Все остальные операции, связанные с изменением состояния процессов, будь то запуск или блокировка, как правило, являются многоразовыми. Рассмотрим подробнее, как операционная система выполняет операции над процессами.

 

Process Control Block (блок управления процессом) и контекст процесса

Для того чтобы ОС могла выполнять операции над процессами, каждый процесс представляется в ней некоторой структурой данных. Эта структура содержит информацию, специфическую для данного процесса:

  • состояние, в котором находится процесс;
  • программный счетчик процесса или, другими словами, адрес команды, которая должна быть выполнена для него следующей;
  • содержимое регистров процессора;
  • данные, необходимые для планирования использования процессора и управления памятью (приоритет процесса, размер и расположение адресного пространства и т. д.);
  • учетные данные (идентификационный номер процесса, какой пользователь инициировал его работу, общее время использования процессора данным процессом и т. д.);
  • информацию об устройствах ввода-вывода, связанных с процессом (например, какие устройства закреплены за процессом, таблицу открытых файлов);

Конкретный ее состав и строение зависят от конкретной операционной системы. Во многих операционных системах информация, характеризующая процесс, хранится не в одной, а в нескольких связанных структурах данных. Эти структуры могут иметь различные наименования, содержать дополнительную информацию или, наоборот, лишь часть описанной информации. Важно лишь то, что для любого процесса, находящегося в вычислительной системе, вся информация, необходимая для совершения операций над ним, доступна операционной системе. Для простоты изложения будем считать, что она хранится в одной структуре данных, называемой в разных ОС блоком управления процессом (Process Control Block), блоком управления диспетчированием (Dispatch Control Block), блоком управления задачей (Task Control Block) и т.д.

Управляющие блоки могут храниться  в области ядра, в другой области  ОС или помещаться в собственную  память программы. Независимо от расположения управляющих блоков они образуют таблицу переходов, или очередь диспетчера. Иногда таблица переходов делится на несколько подтаблиц, или подочередей. Т.к. управляющие блоки связаны в список, для каждого из них указывается предыдущий и следующий. В некоторых случаях вводятся несколько критериев упорядоченности, и тогда каждому блоку соответствует несколько предыдущих и следующих. На рис.5.4 показан общий вид диспетчера и его отношение к структурам системных данных и другим примитивам.

Рисунок 5.4 - Взаимодействие диспетчера со структурами системных данных и примитивов ядра

 

Блок управления процессом является моделью процесса для операционной системы. Любая операция, производимая операционной системой над процессом, вызывает определенные изменения в PCB. В рамках принятой модели состояний процессов содержимое PCB между операциями остается постоянным.

Информацию, для хранения которой  предназначен блок управления процессом, удобно для дальнейшего изложения  разделить на две части. Содержимое всех регистров процессора (включая значение программного счетчика) будем называть регистровым контекстом процесса, а все остальное – системным контекстом процесса. Знания регистрового и системного контекстов процесса достаточно для того, чтобы управлять его поведением в операционной системе, совершая над ним операции. Однако этого недостаточно, чтобы полностью характеризовать процесс. Операционную систему не интересует, какими именно вычислениями занимается процесс, т. е. какой код и какие данные находятся в его адресном пространстве. С точки зрения пользователя, наоборот, наибольший интерес представляет содержимое адресного пространства процесса, возможно наряду с регистровым контекстом, определяющее последовательность преобразования данных и полученные результаты. Код и данные, находящиеся в адресном пространстве процесса, будем называть его пользовательским контекстом. Совокупность регистрового, системного и пользовательского контекстов процесса для краткости принято называть просто контекстом процесса. В любой момент времени процесс полностью характеризуется своим контекстом.

 

Одноразовые операции над  процессами. Сложный жизненный путь процесса в компьютере начинается с его рождения. Любая операционная система, поддерживающая концепцию процессов, должна обладать средствами для их создания. В очень простых системах (например, в системах, спроектированных для работы только одного конкретного приложения) все процессы могут быть порождены на этапе старта системы. Более сложные операционные системы создают процессы динамически, по мере необходимости. Инициатором рождения нового процесса после старта операционной системы может выступить либо процесс пользователя, совершивший специальный системный вызов, либо сама операционная система, то есть, в конечном итоге, тоже некоторый процесс. Процесс, инициировавший создание нового процесса, принято называть процессом-родителем (parent process), а вновь созданный процесс - процессом-ребенком (child process). Процессы-дети могут, в свою очередь, порождать новых детей и т. д., образуя, в общем случае, внутри системы набор генеалогических деревьев процессов - генеалогический лес. Пример генеалогического леса изображен на рисунке 5.5. Следует отметить, что все пользовательские процессы вместе с некоторыми процессами операционной системы принадлежат к одному и тому же дереву леса. В ряде вычислительных систем лес вообще вырождается в одно такое дерево.

 

Рис 5.5 Упрощенный генеалогический  лес процессов. Стрелочка означает отношение родитель-ребенок.

 

При рождении процесса система заводит новый PCB с состоянием процесса «рождение» и начинает его заполнение. Новый процесс получает свой собственный уникальный идентификационный номер. Поскольку для хранения идентификационного номера процесса в операционной системе отводится ограниченное количество бит, то для соблюдения уникальности номеров количество одновременно присутствующих в ней процессов должно быть ограничено. После завершения какого-либо процесса его освободившийся идентификационный номер может быть повторно использован для другого процесса.

Обычно для выполнения своих  функций процесс-ребенок требует  определенных ресурсов: памяти, файлов, устройств ввода-вывода и т. д. Существует два подхода к их выделению. Новый процесс может получить в свое пользование некоторую часть родительских ресурсов, возможно, разделяя с процессом-родителем и другими процессами-детьми права на них, подобно распределению ресурсов в нормальной человеческой семье, или может получить свои ресурсы непосредственно от операционной системы, став, так сказать, на ее обеспечение. Информация о выделенных ресурсах заносится в PCB.

После наделения процесса-ребенка  ресурсами необходимо занести в  его адресное пространство программный код, значения данных, установить программный счетчик. Здесь также возможны два решения. В первом случае процесс-ребенок становится дубликатом процесса-родителя по регистровому и пользовательскому контекстам, при этом должен существовать способ определения кто для кого из процессов-двойников является родителем. Во втором случае процесс-ребенок загружается новой программой из какого-либо файла.

Операционная система UNIX разрешает  порождение процесса только первым способом; для запуска новой программы необходимо сначала создать копию процесса-родителя, а затем процесс-ребенок должен заменить свой пользовательский контекст с помощью специального системного вызова. Операционные системы VAX/VMS и WINDOWS NT допускают только второе решение.

 

Порождение нового процесса как  дубликата процесса-родителя приводит к возможности существования программ (т. е. исполняемых файлов), для работы которых организуется более одного процесса.

Возможность замены пользовательского  контекста процесса по ходу его работы (т. е. загрузки для исполнения новой  программы) приводит к тому, что в  рамках одного и того же процесса могут быть последовательно выполнены несколько различных программ.

После того как процесс наделен  содержанием, в PCB дописывается оставшаяся информация и состояние нового процесса изменяется на готовность. Осталось сказать несколько слов о том, как ведут себя процессы-родители после рождения процессов-детей. Процесс-родитель может продолжать свое выполнение одновременно с выполнением процесса-ребенка, а может ожидать завершения работы некоторых или всех своих детей.

После того, как процесс завершил свою работу, операционная система переводит его в состояние «закончил выполнение» и освобождает все ассоциированные с ним ресурсы, делая соответствующие записи в блоке управления процессом. При этом сам PCB не уничтожается, а остается в системе еще некоторое время. Это связано с тем, что процесс-родитель после завершения процесса-ребенка может запросить операционную систему о причине произошедшей смерти порожденного им процесса и/или статистическую информацию об его работе. Подобная информация сохраняется в PCB мертвого процесса до запроса процесса-родителя или до конца его деятельности, после чего все следы умершего процесса окончательно исчезают из системы. В операционной системе UNIX процессы, находящиеся в состоянии закончил исполнение, принято называть процессами-зомби.

Следует заметить, что в ряде операционных систем (например, в VAX/VMS) гибель процесса-родителя приводит к завершению работы всех его детей. В других операционных системах (например, в UNIX) процессы-дети продолжают свое существование и  после окончания работы процесса-родителя. При этом возникает необходимость изменения информации в PCB процессов-детей о породившем их процессе для того, чтобы генеалогический лес процессов оставался целостным. Рассмотрим следующий пример. Пусть процесс с номером 2515 был порожден процессом с номером 2001 и после завершения его работы остается в вычислительной системе неограниченно долго. Тогда, не исключено, что номер 2001 будет использован операционной системой повторно для совсем другого процесса. Если не изменить информацию о процессе-родителе для процесса 2515, то генеалогический лес процессов окажется некорректным — процесс 2515 будет считать своим родителем новый процесс 2001, а процесс 2001 будет открещиваться от нежданного потомка. Как правило, осиротевшие процессы усыновляются одним из системных процессов, который порождается при старте операционной системы, и функционирует все время, пока она работает.

 

Многоразовые  операции

Одноразовые операции приводят к изменению  количества процессов, находящихся  под управлением операционной системы, и всегда связаны с выделением или освобождением определенных ресурсов. Многоразовые операции, напротив, не приводят к изменению количества процессов в операционной системе и не обязаны быть связанными с выделением или освобождением ресурсов.

Запуск процесса. Из числа процессов, находящихся в состоянии готовность, операционная система выбирает один процесс для последующего исполнения. Критерии и алгоритмы такого выбора будут подробно ниже в этой главе. Для избранного процесса операционная система обеспечивает наличие в оперативной памяти информации, необходимой для его дальнейшего выполнения. Далее состояние процесса изменяется на исполнение, восстанавливаются значения регистров для данного процесса, и управление передается команде, на которую указывает счетчик команд процесса. Все данные, необходимые для этого восстановления контекста, извлекаются из PCB процесса, над которым совершается операция.

Информация о работе Основы организации операционных систем