Основные задачи и проблемы информатизации современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные проблемы и задачи информатизации современного общества.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;

Содержание

Содержание
Лист
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие информационного общества………………………………………...5
2.Основные задачи информатизации современного общества……………….7
2.1.Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………9
2.2.Развитие процесса информатизации……………..………………………..12
3.Проблемы информатизации современного общества………………….…14
3.1.Методы решения проблем…………………………………………………17
4.Информатизация в России……………………..……………………………20
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по компьютерным технологиям и информатике (Агапова Т.С.).docx

— 47.81 Кб (Скачать)

Эта наука, видимо, должна исследовать  такие проблемы, как: - страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и  усложнением информационных потоков (компьютерофобия); утомляемость людей  при работе на компьютере и т.д.

3. Каждая социальная группа  имеет свой специфический вариант  социализации, а это значит, что  в условиях информатизации все  современные средства коммуникации  и компьютеры должны делать  учет этой специфики более  совершенным, а не нивелировать  ее, стандартизуя человека. Большое  значение в таких  условиях  имеет информационная безопасность  личности. Обеспечение информационной  безопасности личности означает  ее право на получение объективной  информации и предполагает, что  полученная человеком из разных  источников информация не препятствует  свободному формированию и развитию  его личности. В качестве воздействия  на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное  давление с целью изменения  мировоззрения, политических взглядов  и морально-психологического состояния  людей;

- распространение недостоверной,  искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного  восприятия людьми достоверной  информации.

Информационные воздействия  опасны или полезны не столько  сами по себе, сколько тем, что управляют  мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в  ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие процесса информатизации общества

В анализе процессов формирования информационного общества выделяются следующие контуры:

    • Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
    • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
    • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Глубина и масштабность процесса информатизации – показатель того, что идет становление информационного  общества – во сферах жизнедеятельности общества на основе новых технологий. Это дает основание говорить об информационной революции, которую переживает человечество.

Процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом  развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

− быстро возрастающая сложность  искусственно создаваемой человеком  среды своего обитания – техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

− истощение природных  ресурсов планеты и обусловленная  этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы  экстенсивного развития цивилизации;

− возрастание экологической  опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной  проблемы современности – проблемы выживания человека как биологического вида.

Процесс информатизации общества предлагается рассматривать как  совокупность трех взаимосвязанных  между собою процессов, а именно:

1) процесса медиатизации  общества, направленного на совершенствование  средств и методов сбора, хранения  и распределения информации;

2) процесса компьютеризации  общества, имеющего целью совершенствование  средств поиска и обработки  информации;

3) процесса интеллектуализации  общества, представляющего собой  развитие способностей людей  к восприятию и порождению  информации, формированию новых  знаний, в том числе и с использованием  возможностей средств искусственного  интеллекта.

Таким образом, все эти  три составляющие процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но и социальные компоненты.

 

3. Проблемы информатизации современного общества

Происходящие в современном  обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают  возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное  развитие человеческой цивилизации.

Одна из таких новых  проблем получила название «информационно-цифровой разрыв». Это разрыв в уровне возможностей доступа к знаниям и информации. Информационно-цифровой разрыв существует между континентами и странами внутри одного континента, различными территориями, различными социальными слоями.

Кроме того, подобное положение  дел можно наблюдать и внутри государства. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между  образованными (элитой) и необразованными  слоями населения. В результате отдаления  этих групп, потери связи между ними, возможно формирование некой субцивилизации под боком развивающегося информационного общества. Данное образование, имея другие, более низкоуровневые правила, принципы развития, нравственные и иные нормы, в какой-то момент может уничтожить старую, более гуманную цивилизацию и тем самым отбросить человечество далеко назад.

Помимо того, что человека нужно с самого детства обучать  компьютерной грамоте, прививать соответствующие  навыки, существует проблема формирования самой информационной политики, нацеленной на развитие интеллектуального и  нравственного потенциала человека. Это большая проблема для всех стран мира. В формировании политики как национальной, так и международной  участвуют представители различных  профессий и социальных слоев.

Предпосылки другой опасности  заключаются в овладении большой  частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и манипулирования ею), что дает в руки антисоциально настроенным индивидам довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей. В дополнение к этому глобальное распространение информации, рост ее количества приводит к ситуации, когда один человек не может ее систематизировать, рассмотреть достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей. Это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.

Иная проблема встает в  связи с изменениями в сфере  культуры в процессе образования  информационного общества. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей  почти автоматически определял  как общественную, так и духовную судьбу почти каждого человека. Прогрессирующий  развал и силовых, и идеологических структур традиционализма обеспечил  определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личности. И  поэтому серьезную опасность  представляет появление в обществе тех культурологических архетипов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов.

Потеря личностью способности  ориентироваться в постоянно  меняющемся внешнем мире, перенасыщение  информацией может сформировать потребность в использовании  различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному  увлечению виртуальными мирами снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром.

Итак, обобщим опасности  и проблемы на пути к информационному  обществу:

  • реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
  • опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации;
  • проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
  • проблема адаптации людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • столкновение с виртуальной реальностью, имеющее различные психологические и психические последствия для молодежи;
  • переход к информационному обществу не сулит каких – либо перемен в социальных благах и усиливает социальную напряженность; 
  • сокращение числа рабочих мест ведет к массовой безработице;
  • «информационные войны» - открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения являются информационные инфраструктуры и психология противника.

Все происходящее в рамках технических и технологических  процессов непосредственно влияет на жизнь людей, меняет природу социума  и его приоритеты. Поэтому так  актуальны исследования процессов, связанных со становлением информационного  общества. Важно понять тенденции  общественных перемен, подготовить  социальные институты к грядущим изменениям, оказать помощь людям  в процессе адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни, иначе  «шок от будущего» неминуем.

 

3.1.Методы решения проблем

В условиях нарастания объема информации в электронной среде  изменяются не просто информационные потоки, но и сами способы отслеживания появления новой информации, способы  ее отбора, хранения, классификации, индексации и предоставления в доступ. Вокруг этого возникают новые области  права, новая экономика. Человечество стоит перед необходимостью создания новых структур, которые обеспечивали бы решение новых проблем.

Для их предупреждения и  преодоления обществу и государству  необходимо развивать механизмы, направленные на обеспечение прав и свобод личности; принимать меры к развитию тех  культурологических архетипов, которые  сохраняют преемственность с  историей человечества и вместе с  тем адекватны происходящим изменениям; способствовать вовлечению в процессы информатизации возможно более широких  слоев общества; выработать справедливую межгосударственную систему разделения труда в рассматриваемой сфере.

Кроме того, в процессе разработки информационной стратегии важно  учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и  системы социальной информации.

В этой связи при инициировании  и регулировании процессов информатизации серьезное внимание должно уделяться  различным социальным средствам, методам  и структурам, способствующим воспроизводству  и развитию инфосферы, повышению информационной культуры и гигиены (правил безопасного потребления информации) общества, его интеллектуального потенциала.

Анализом процессов формирования глобального информационного общества занимаются множество структур на международном  и национальном уровнях. Но только одна международная организация - ЮНЕСКО - последовательно изучает культурные, правовые, моральные, этические и социальные последствия этих процессов.

Позиция ЮНЕСКО заключается  в активном продвижении концепции  общества знаний, а не просто идей глобального  информационного общества, т.к. простое  увеличение  информационных  потоков   совсем  не  обязательно приводит к появлению новых возможностей для развития. В связи с этим необходимы более сложное, всестороннее и цельное видение и ясные  перспективы развития.

Предложения, выдвинутые ЮНЕСКО, отражают реакцию на три основные вызова современности, связанные с формированием глобального информационного общества. В этом контексте ЮНЕСКО считает, что:

во-первых, необходимо предпринимать  все возможные меры к тому, чтобы  сузить цифровую пропасть, усиливающую  неравномерность развития и лишающую целые социальные группы и страны преимуществ, предоставляемых знанием  и информацией;

во-вторых, гарантировать  свободное движение и справедливый доступ к накопленным знаниям  и информации, в том числе о  накопленном передовом опыте;

в-третьих, достичь согласия относительно необходимых норм и  принципов в международном масштабе.

ЮНЕСКО сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является непременным условием развития справедливого  общества знаний:

    • Культурное и лингвистическое разнообразие;
    • Равный доступ к образованию;
    • Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием;
    • Свобода самовыражения.

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии - это  всего лишь инструменты, и без  людей, которые знают, как их использовать и применять, информационное общество останется для подавляющего большинства  либо пустым звуком, либо недостижимой мечтой.

Информация о работе Основные задачи и проблемы информатизации современного общества