Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:48, контрольная работа
Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Их диапазон простирается от чрезмерного превознесения таких технологий до их полного отрицания. Различие мнений вызвано тем, что каждый из высказывающихся, имеет ограниченный субъективный опыт в этой сравнительно новой области. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме.
Введение 3
1. Общие подходы к созданию ЭИУН 4
2. Требования к подготовке отдельных элементов ЭИУН 7
Заключени 14
ЛИТЕРАТУРА 15
Сценарий перехода от блока к блоку, в том числе в зависимости от ответов обучаемого на поставленные вопросы, прорабатывается автором совместно с методистом.
Справочная информация и дополнительный материал должны быть представлены в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения работы обучаемого с основным учебным материалом. Не следует подходить к дополнительному материалу как к факультативному. Многие его элементы являются поясняющими или развивающими и несут важную методическую нагрузку, другие предоставляют обучаемому дополнительные сервисные возможности.
В качестве дополнительного (справочного) материала могут выступать:
• терминологический словарь;
• поясняющие расшифровки по тексту;
• нормативная база и ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу;
• справочные данные;
• примеры из хозяйственной практики отечественных и зарубежных фирм;
• ситуационный анализ (анализ реальных или гипотетических ситуаций, имитационные тренажеры);
• деловые игры;
а также иные текстовые и графические материалы, не включенные авторами в состав основного материала.
Вкратце рассмотрим первые пять пунктов приведенного списка, а затем остановимся подробнее на таких важных элементах активного обучения, как ситуационный анализ и деловые игры.
Терминологический словарь должен охватывать все термины, которые могут быть непонятны наиболее слабому обучаемому, и не допускать разночтений определений этих терминов в учебном материале и внутри словаря. Автор должен предусмотреть в словаре перекрестные ссылки (если в расшифровке одного термина имеется ссылка на другой).
Поясняющие расшифровки по тексту — традиционный элемент гипертекстовых компьютерных учебников, позволяющий реализовать определенную гибкость в работе с учебным материалом. Пояснения вызываются обучаемым только в том случае, если они ему действительно необходимы или интересны. В качестве пояснений можно приводить не только расшифровки встретившихся в тексте терминов, но и биографические или исторические справки, а также раскрытие содержания элементов блок-схем.
Нормативная база должна включать минимальный набор реально необходимых в ходе изучения дисциплины нормативных документов. ЭИУН не должно подменять собой специализированные нормативно-справочные системы типа "Ваше право" или "Гарант", охватывающие тысячи документов и снабженные механизмами поиска и сортировки. Желание "дать побольше" нормативных материалов неизбежно обернется проблемами при их обновлении, в результате чего вся обучающая программа в целом может потерять актуальность. Другой рекомендацией может явиться использование ссылок не на нормативные документы в целом, а на те их положения или статьи, где регламентируются обсуждаемые вопросы. Конечно, это требует от авторов более тщательной проработки представляемых материалов. В любом случае в их тексте должны быть отмечены места, где и к какому нормативному материалу необходимо обратиться обучаемому.
Ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу должны быть также адресными, с указанием параграфов или страниц. Если фрагмент, на который ссылается автор, сравнительно невелик (1— 2 страницы), то, как правило, целесообразно поместить его в приложение к ЭИУН, чтобы избавить обучаемого от необходимости поиска и просмотра дополнительной информации.
В качестве справочных данных следует приводить те сведения, которые:
• могут понадобиться при решении расчетных задач;
• могут послужить иллюстрацией теоретических построений.
К
справочным данным могут относиться,
например, таблицы характеристик
стандартных функций
Авторы должны внимательно подойти к вопросу отбора справочных данных. Так, в состав ЭИУН необходимо включать только реально необходимое количество справочных данных. В слишком обширных справочных данных трудно ориентироваться, а недостаток данных, необходимых для решения задач, может вызвать многочисленные вопросы к преподавателю или длительные поиски нужных сведений в специальной литературе, что, в конечном счете, скажется на качестве обучения.
Надо подчеркнуть, что справочные данные должны быть у обучаемого всегда "под рукой". Например, если в курсе высшей математики необходим справочный перечень табличных интегралов, то должна быть возможность его вызова по мере необходимости либо целиком, либо той его части, которая сейчас необходима обучаемому. Для того чтобы определить, какой фрагмент справочных данных должен быть вызван и когда, автор должен провести соответствующую сценарную проработку учебного материала. Если организация работы с ЭИУН допускает выход обучаемого в Internet, то весьма эффективен путь введения в текст ЭИУН гиперссылок на Web-адреса справочных баз или даже рекомендаций обучаемому по поиску во "всемирной паутине" некоторых необходимых данных.
Примеры из хозяйственной практики отечественных и зарубежных фирм — наглядное средство для иллюстрации использования теоретического материала изучаемой дисциплины. Подобные примеры традиционно приводятся в зарубежных печатных и электронных учебных материалах (например, в уже упоминавшемся курсе "Foundation of management"). Автор должен иметь в виду, что особенно выигрышно смотрятся примеры из практики всемирно известных фирм, которые у всех на слуху, ибо "цена" управленческих решений в таких фирмах весьма велика.
Как
было сказано ранее, ЭИУН предполагает
активную работу обучаемого с учебным
материалом. Понятие и характеристики
активных методов обучения (АМО) подробно
освещены в многочисленных работах в которых
отмечается их эффективность. Наиболее
общеупотребительная классификация АМО
приведена на рис.3
Рис.3.
Классификация активных методов
обучения
Как видно из рис. деловые игры и ситуационный анализ относятся к имитационным АМО, т. е. предполагающим имитацию реальных обстоятельств в условной
Современные электронные издания учебного назначения обладают целым рядом преимуществ и выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения. Именно эти преимущества должны быть максимально реализованы при создании очередного электронного издания.
Актуальным на сегодняшний день являются исследования, направленные на совершенствование проектирования электронных изданий учебного назначения.
Одним
из основных требований, предъявляемых
к электронным изданиям учебного назначения
в процессе проектирования,
на наш взгляд, является соответствие
учебного материала содержанию
государственного образовательного
стандарта по соответствующей учебной
дисциплине. Не существует универсальной
технологии создания электронных изданий
учебного назначения. Электронный
учебник – новый жанр учебной
литературы и он не может
и не должен заменять книгу.
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
2. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2003. URL: http: // www. ido. tsu.ru.
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. – 187 с.URL: http: // www. ido.rudn.ru.
4. Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. Учитель и ученик. – СПб.: КОРОНА принт, 2002. – 400 с.
5. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. – М.: Изд-во МЭИ, 2003.
6. Изергин Н. Д., Кудряшов А. А., Руднев А. Ю., Тегин В. А. Разработка электронных учебных изданий: учебно-практическое пособие. – Коломна, 2005. – 159 с.
7.
Курс лекций ИДПО по
Информация о работе Общие подходы к созданию ЭИУН Требования к подготовки отдельных элементов ЭИУН