Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:48, контрольная работа
Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Их диапазон простирается от чрезмерного превознесения таких технологий до их полного отрицания. Различие мнений вызвано тем, что каждый из высказывающихся, имеет ограниченный субъективный опыт в этой сравнительно новой области. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме.
Введение 3
1. Общие подходы к созданию ЭИУН 4
2. Требования к подготовке отдельных элементов ЭИУН 7
Заключени 14
ЛИТЕРАТУРА 15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Институт
дополнительного
Кафедра Информационных систем и технологий
Контрольная работа
по дисциплине: Информационные технологии в образовании
на тему:
Общие подходы к созданию ЭИУН Требования
к подготовки отдельных элементов ЭИУН
Оценка______________________
Ставрополь, 2012
Оглавление
Информатизация образования настоятельно требует создания новых средств обучения. В первую очередь к ним следует отнести электронные издания учебного назначения (ЭИУН). Исследование проблемы создания и применения ЭИУН весьма актуально.
Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Их диапазон простирается от чрезмерного превознесения таких технологий до их полного отрицания. Различие мнений вызвано тем, что каждый из высказывающихся, имеет ограниченный субъективный опыт в этой сравнительно новой области. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме.
Электронные издания учебного назначения не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. Развитие технологий мультимедиа, компьютерной графики и тренажерных систем, а также методов и алгоритмов компрессии цифровых данных дали толчок к созданию методики обучения путем «погружения» в виртуальную реальность, имитирующую среду профессиональной деятельности. Появление класса компьютерных сетевых тренажеров стимулировало развитие методики многоролевого тренажа в формах деловых игр и соревнований. Поэтому возникла необходимость в неотложном решении проблемы: существенного повышения качества подготовки специалистов на всех уровнях – от додипломного до последипломного, на кардинально новой
научно-педагогической основе: внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, создания электронных изданий учебного назначения.
Таким образом, в связи с необходимостью повышения качества подготовки современных специалистов высшей школы, актуальным на сегодняшний день является исследование, направленное на совершенствование проектирования электронных изданий учебного назначения на основе учёта определённых особенностей.
Наиболее удобной формой электронных средств обучения является электронные учебные пособия. Они позволяет обучаемому активно обучаться и в значительной мере компенсировать дефицит общения с преподавателем.
ЭИУН как интерактивное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:
• информационной (содержательная часть);
• программной (программная реализация).
При создании электронных учебных пособи приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что преподавателю (автору учебных материалов по курсу) достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный печатный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором - ее программная реализация.
Истина, как всегда, находится посередине. Создание компьютерных обучающих программ — это итерационный процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков компьютерных средств, а связующим звеном и организатором этого процесса должны быть специалисты по методике подготовки средств обучения (рис. 1).
Для
краткости изложения
Рис.
1. Итерационный процесс создания компьютерных
средств обучения
Необходимость
итерационного взаимодействия авторов,
методистов и разработчиков
• как бы внимательно ни изучил автор методические указания, многие конкретные аспекты компьютерной реализации представленных им материалов (например, воплощение интерактивных схем) станут ему ясны лишь по мере появления при участии методиста соответствующих фрагментов ЭИУН. В свою очередь разработчик, знающий возможности используемых им программных средств, может натолкнуть методиста, а тот — преподавателя на новые идеи по поводу формы представления материалов;
• некоторые специфические составляющие ЭИУН (например, сценарии преподнесения учебного материала), как правило, должны разрабатываться в тесном взаимодействии автора, методиста и разработчика;
• в процессе работы над ЭИУН могут выйти в свет новые нормативные документы, измениться учебная программа, может появиться специальная литература, которую необходимо использовать для актуализации учебного материала. Аналогичные вопросы обязательно возникнут и при ведении (периодическом обновлении) уже имеющихся электронных учебных пособий;
• автор и методист должны представлять, какими материалами (например, базами компьютерных иллюстраций) располагает разработчик компьютерных средств обучения, чтобы не тратить времени и сил на их поиски;
• совместно с методистом автор должен проверить ЭИУН на стадии создания его макета и указать программисту-разработчику на замеченные несоответствия с исходными материалами;
• вместе с методистом и разработчиком автор должен участвовать в апробации ЭИУН в учебном процессе. При этом могут обнаружиться не только не замеченные ранее ошибки и неточности, но и стать яснее слабые места в изложении материала, в формулировке тестовых заданий и т.п.
Столь обширный и комплексный характер взаимодействия авторов, методистов и разработчиков породил попытки объединения их функций в одном лице, например, путем создания упрощенных программных средств разработки электронных учебных пособий по некоторой заложенной в эти учебные средства методической схеме .
Считается, что с помощью таких средств разрабатывать ЭИУН могли бы сами преподаватели. Подобный подход, безусловно, имеет свои положительные стороны, особенно в перспективе, учитывая неизбежный рост общей компьютерной грамотности преподавателей. Однако следует отметить, что по своим функциональным возможностям указанные средства разработки все же существенно уступают профессиональным. В то же время они все равно потребуют от автора такой компьютерной квалификации, которой преподаватели, как правило, не обладают. Так или иначе, независимо от персоналий, недооценка при создании ЭИУН каждой из перечисленных функций, которые сейчас выполняют автор, разработчики, методист, не позволит создать эффективное средство обучения, отвечающее своему назначению.
Введение к дисциплине в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе и место ЭИУН в комплекте учебных материалов по данной дисциплине.
Введения к темам и блокам и их резюме «включают» механизмы восприятия и запоминания человеческой психики. Так, перечисление во введении к теме основных ее тезисов с точки зрения профессионального психолога характеризуется как установка. Что касается повторения ключевых моментов во введении, материале темы и заключении, то известно, что информация, поступившая один раз, имеет мало шансов для запоминания. Здесь действуют выработанные эволюцией подсознательные механизмы фильтрации огромного количества перерабатываемой информации, которые заставляют человека обращать внимание именно на повторяющиеся события, ситуации и т.п.
С позиций методиста отметим, что введение и заключение к теме должны быть предельно краткими (обычно несколько фраз, и уж никак не более экранной страницы). В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. Можно порекомендовать автору писать введение к теме уже после завершения работы над ней.
Поскольку основной учебный материал каждой темы структурируется поблочно, начинать, как правило, следует с изложения теоретического материала и определений, а затем переходить к авторским пояснениям и примерам. Авторы должны излагать основной материал кратко и понятно. Материал для углубленного изучения, а также второстепенные детали и вспомогательные сведения должны быть вынесены в дополнительный материал, с которым обучаемый сможет при желании ознакомиться.
Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме. Это относится как к оформлению текста, так и к иллюстрациям.
В представленном тексте должны быть однотипно выделены ключевые фрагменты теории, термины для расшифровки, содержащиеся в глоссарии, и т.п. Это поможет разработчику выдержать ЭИУН в едином стиле.
Что касается иллюстраций, то, как правило, автору достаточно дать вербальное описание иллюстрации, которую он хотел бы включить в свой материал.
Если разработчики не располагают файлами с подходящими автору иллюстрациями, то он должен сообщить, откуда можно взять такие иллюстрации (например, из книги или атласа).
Автор должен также определить такие фрагменты текстового материала, которые было бы выигрышно представить в виде таблицы, рисунка, блок-схемы, и предложить соответствующий эскиз.
Гипертекстовые переходы от основной схемы к поясняющим — это реализация простейшего варианта сценария, разработанного на стадии подготовки исходного материала. Однако чем большую часть учебного материала автору совместно с методистом удастся представить со сценарием его компьютерного воплощения, тем сильнее будет обучающий эффект ЭИУН. В грамотно построенном сценарии обучаемый как бы ведет диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел, какие вопросы при изучении материала могут возникнуть у обучаемого, какие типовые ошибки при разборе поясняющих примеров он может допустить, какие подсказки при этом могут понадобиться, к какому фрагменту учебного материала ему следует вернуться и т.п. Возможность программной реализации такого сценария решается методистом совместно с разработчиком ЭИУН.
На
рис.2 приведены графы некоторых
видов сценариев.
Рис.2
Графы некоторых видов сценариев
(заливкой отмечены блоки разветвления).
Из вышеизложенного следует, что наибольшую обучающую ценность имеют разветвленные сценарии с обратными связями. В то же время общая направленность сценария ЭИУН должна быть поступательной, так как учебный материал должен излагаться в определенной последовательности (в отличие, например, от поисково-справочных систем). Поэтому часто целесообразным оказывается чередование линейных фрагментов сценария с разветвленными, в том числе имеющими обратную связь. Авторам, методистам и разработчикам ЭИУН не следует, например, увлекаться перекрестными ссылками на темы, когда обучаемый, работая с одной темой, неожиданно для себя оказывается в другой только из-за того, что вызвал какое-либо пояснение к изучаемому материалу. По этой же причине поиск ключевых слов и терминов по всему тексту ЭИУН, являясь в принципе хорошим сервисным средством, не должен быть основным механизмом работы с учебным материалом.
Вопросы
направленности сценария столь важны,
что создатели некоторых
Информация о работе Общие подходы к созданию ЭИУН Требования к подготовки отдельных элементов ЭИУН