Мультиаппликационная карта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является обзор функций, устройства и возможностей мультиаппликационных карт, а так же их сфера применения. Свойства бесконтактных смарт-карт предопределили их успешное применение в системах автоматического сбора оплаты на транспорте по всему миру. Крупнейшие города мира - Лондон, Париж, Берлин, Токио, Рим, Вашингтон, Чикаго, Пекин, Сеул и, наконец, Москва - активно используют их в общественном транспорте. В России, кроме Москвы, БСК применяются в Санкт-Петербурге и Новосибирске (в метрополитенах этих городов), а также на железной дороге.

Работа содержит 1 файл

Реферат мульаппликационная карта.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

 

Введение

Целью данного реферата является обзор  функций, устройства и возможностей мультиаппликационных карт, а так же их  сфера применения. Свойства бесконтактных смарт-карт предопределили их успешное применение в системах автоматического сбора оплаты на транспорте по всему миру. Крупнейшие города мира - Лондон, Париж, Берлин, Токио, Рим, Вашингтон, Чикаго, Пекин, Сеул и, наконец, Москва - активно используют их в общественном транспорте. В России, кроме Москвы, БСК применяются в Санкт-Петербурге и Новосибирске (в метрополитенах этих городов), а также на железной дороге. Однако текущая ситуация в России располагает и к другим, нетранспортным применениям этих бесконтактных карт, и функция оплаты проезда может быть лишь одним из приложений, реализуемых картой.

Для автоматизации задач, связанных  с проездом в общественном транспорте и прочими функциями для осуществления которых не хватает пластиковой карты с один приложением используются мультиаппликационные карты в которых имеются два приложения, две аппликации и возможность производить две функции что значительно увеличивает эффективность данного вида карт. Мультиаппликационные карты — совершенно новый вид пластиковых карт, появившийся сравнительно недавно. Такое стало возможно с развитием новых карточных технологий, да и самих карт как носителей информации. Снова проиллюстрируем данный тезис примером.

 

    1. Устройство мультиаппликационной карты

1.1 Приложения карты

Обычно, классифицируя пластиковые карты за основу берут тип организации, которая выпускает карты, фактически — род деятельности эмитента карты. Например, карточки, выпущенные кредитно-финансовыми учреждениями, называют банковскими. Карты, которые выпускаются транспортными организациями,— транспортными, предприятиями торговли или сервиса — торговыми, страховыми компаниями — страховыми и т. д. Отдельные виды карт отличаются друг от друга функциями: банковские карты выполняют платежную функцию, карты других эмитентов — иные функции (дисконтную, учетную, идентификационною и пр.). Вне зависимости от эмитента карты функция у таких карт чаще всего одна.

Но встречаются и исключения. Например, карта, выпущенная банком совместно  с магазином, может нести как  платежную функцию (в качестве банковской карты), так и дисконтную (в качестве торговой карты). В этом случае можно  говорить о двух приложениях одной  и той же карты, или, как часто  говорят специалисты, о двух аппликациях. Если у карты приложений (аппликаций) несколько, то такую карту называют мультиаппликационной.

Что такое приложение карты? Это  данные на карте с определенной структурой, ориентированной на их использование  конкретной корпоративной системой (возможно, несколькими корпоративными системами, имеющими полномочия на работу с этими данными). Остается выяснить, что же такое корпоративная система? Обычно под корпоративной системой понимается организация, использующая собственную автоматизированную информационную систему для работы с данными, содержащимися на карте.

    1. Карты с магнитной полосой и бесконтактные мультиаппликационные карты

Возьмем банковскую карту с магнитной  полосой и логотипом некоторой  торговой или сервисной сети. В  последнее время такого рода совместные карты (co-branded cards ) становятся все более популярными, что мы не будем приводить конкретный пример. Обратимся к технологии использования такой карты. Обработка второй дорожки магнитной полосы этой карты банком обусловливает ее платежную функцию. В то же время, читая данные с той же второй дорожки, касса магазина предоставляет держателю совместной карты некоторую скидку. Налицо две различные карточные технологии (платежная и дисконтная), использующие одну и ту же структуру данных по-разному. Это — принципиально важный момент. Подобные карты — своего рода переходный этап к «настоящим» мультиаппликационным картам, в которых карточные приложения, как по структуре данных, так и по методам их логической (а иногда даже и физической) обработки, могут совершенно не зависеть друг от друга. Совместную карту лучше всего определить как карту с дополнительным приложением, в данном случае — как банковскую с дисконтным приложением, тем более, что именно так трактуют подобные карты международные платежные системы.

Главной особенностью мультипликационной карты является то, что различные приложения работают независимо друг от друга и используют свой собственный набор данных в памяти карты. Это, однако, не исключает того, что разные корпоративные системы могут использовать и общие данные, например — идентификационный номер карты или чипа. Такая информация носит, как правило, публичный характер и доступна для чтения любому акцептанту карты.

 

    1. Внедрение мультиаппликационных карт

2.1 Внедрение мультиаппликационных карт в России

В 1997 г. впервые в России Московским метрополитеном в качестве проездного документа была введена  в обращение БСК. Эта карта  имела (и имеет до сих пор) анонимный  характер, т.е. не содержит информации о своем держателе. Однако опыт Московского  метрополитена показал, что в  ряде случаев транспортное приложение следует дополнять идентификационным  приложением (персональными данными  держателя карты), поскольку в  этом случае затрудняется несанкционированная  передача такой карты другому  лицу. Это те случаи, когда транспортная карта одновременно является и дисконтной - обслуживается по более низким тарифам, чем стандартный проездной  документ.

Первой такой картой стал студенческий билет Московского государственного университета путей сообщения. Затем  льготная транспортная карта (в виде Московской карты студента с его  фотографией и ФИО) стала предоставляться  всем студентам Москвы. Такие карты  уже содержали два приложения - идентификационное и транспортное, хотя и принадлежали одному эмитенту - Московскому метрополитену.

Затем появился вид студенческого  персонального проездного документа  Московского метрополитена, который  содержал банковское приложение (STB card). Возможности использования такой карты другим лицом уже сильно ограничены, поскольку она является также универсальной платежной картой.

Развитие мультиаппликационной транспортной карты привело к появлению идентификационных карт с транспортным приложением, принадлежащих другим категориям льготников. Это удостоверения советников районных собраний и карты московских школьников. Заметим, что на последних картах появились дополнительные идентификационные данные для автоматизированной обработки - штриховой код.

По данным Московского метрополитена, введение персональных транспортных карт (и соответственно исключение из обращения  анонимных транспортных карт с использованием более низких тарифов) дало увеличение годовой выручки на 20%. Это позволило  не только полностью окупить затраты  на создание технологии эмиссии персональных транспортных карт (она достаточно сложна) и собственно на эмиссию, но и получить значительный доход.

Наконец, появилась двухаппликационная карта, которая содержит транспортные приложения уже двух транспортных операторов: Московского метрополитена и ОАО "РЖД" (пригородное сообщение Московской железной дороги).

 

2.2 Экономическая выгода от внедрения бесконтактных мультиаппликационных карт

Всегда возникает вопрос: насколько  выгодно внедрение БСК по сравнению  с использованием традиционных видов  карт (например, с магнитной полосой)? Как уже говорилось, введение в  обращение этих карт дает ощутимый доход транспортному оператору. Основными причинами такого роста  доходов являются персональный учет предоставленных льгот (карточного дисконта), снижение стоимости обслуживания системы вследствие уменьшения износа оборудования, рост защищенности системы  в целом и использование защищенного  носителя информации.

Приведем еще некоторые данные, которые проиллюстрируют эффект от внедрения БСК на транспорте. Это данные Российских железных дорог (ОАО "РЖД"):

- выручка от пассажирских перевозок  пригородного сообщения с 1999 по 2000 г. (при опытном внедрении системы  на основе БСК) увеличилась  в 1,9 раза до 265,4 млн. руб., в том  числе за счет: - увеличения пассажиропотока  - на 15,9 млн. руб.;

- повышения тарифов - на 28,1 млн.  руб.;

- внедрения смарт-технологий - на 81,6 млн. руб. (в 2001 г. внедрение  смарт-технологий принесло дополнительно  400 млн. руб. выручки).

В настоящее время БСК внедрены на 8 железных дорогах. Выручка ОАО "Российские железные дороги" от продажи пригородных билетов на станциях, оборудованных турникетами, в январе-марте 2004 г. увеличилась по сравнению с январем-мартом 2003 г. на 31% до более 393 млн. руб. Выпущено около 1 млн. бесконтактных смарт-карт.

Разумеется, рост доходов от внедрения  БСК нельзя рассматривать без  отрыва от системы продажи проездных  документов и их контроля при перевозках. Эффект возникает от работы системы  в целом, где БСК является одним  из элементов. Однако это существенный элементи системы, и именно БСК обеспечивают ее эффективную работу. А мультиаппликационность отдельных видов транспортных карт во многом снимает проблемы их несанкционированного (и, следовательно, ведущего к снижению доходов) использования.

Рост эмиссии БСК в Москве весьма впечатляющий. К концу 2002 г. было выпущено в обращение около 2 млн. транспортных бесконтактных смарт-карт (рис. 1), в результате чего можно смело  утверждать, что к началу 2003 г. каждый пятый москвич обладал бесконтактной  смарт-картой. К 2004 г. рост эмиссии только железнодорожных транспортных карт составил 1 млн. карт (по сравнению с 500 тыс. в 2002 г.), а социальных карт - более 2 млн. карт (по сравнению с нулем  в начале 2001 г.).

 

2.3 Крупнейшие в мире проекты использующие мультиаппликационные карты

Москва - "Транспортные карты метрополитена  и Московской железной дороги (пригородное  сообщение)". Начало - 1997 г. (метро), 1999 г. (МЖД), обращается более 1,6 млн. карт, приложения: транспортные, идентификационные.

Пусан (Южная Корея) - "Цифровая карта Пусана". Начало - 2000 г., обращается 1 млн. карт, приложения: транспортные, платежные.

Пекин - "Единая карта". Начало - 2001 г., план - 5 млн. карт, приложения: транспортные, банковские, платные дороги, оплата коммунальных услуг, электронная коммерция.

Лондон - "Престиж". Начало - 2002 г., план - 1,5 млн. карт. Приложения: проезд в метро и на железной дороге, банковские, интернет-платежи, дисконтные.

Москва - "Социальная карта москвича". Начало - 2001 г., к концу 2004 г. - 2,3 млн. карт, приложения: идентификационные, транспортные, расчетные, дисконтные, банковские.

Как уже отмечалось, основой большинства  таких проектов является транспортное приложение. Но в мире растет число  карточных проектов, где на первый план выходят иные приложения. Вот  некоторые из этих проектов.

Проект Octopus в Гонконге

Проект  Octopus ("осьминог") начался в 1994 г., а в 2000 г. насчитывал уже более 6,5 млн. бесконтактных карт, сходных по возможностям с MIFARER. Первоначально карты использовались для оплаты проезда на всех видах городского транспорта. Но затем они стали применяться для покупок в закусочных, кофейнях, магазинах и через сети торговых автоматов как электронный кошелек. Сегодня карту принимают к оплате сеть магазинов 7-Eleven, существующих в каждом районе, кондитерские и рестораны быстрого питания, парковки и даже муниципальные бассейны. Добавление новых платежных функций принесло значительный дополнительный оборот компании Creative Star, управляющей проектом.

Проект многофункциональной карты  в Брэкнелле (Великобритания)

Эти бесконтактные  карты применяются в проекте  Connexions Pathfinder, проводимом департаментом образования и занятости (DfEE). Карты предназначены для регистрации посещения занятий при помощи специальных устройств, установленных в классах. Студенты, аккуратно посещающие занятия, будут вознаграждены баллами, которые потом могут использовать для посещения мест отдыха (бассейн, гольф, местный кинотеатр и т.п.). Картой также можно оплачивать питание. Разработчик утверждает, что регистрационные функции и функции оплаты питания уже начали работать в январе 2001 г., а затем добавлялись членство в клубе, библиотека, оплата парковки, электронный кошелек (закрытая схема только для местных жителей). Первая фаза проекта - 5 тыс. карт, а в перспективе будет 100 тыс. карт.

Проект мультиаппликационных карт в Манчестере

Компания  Prepayment Cards Ltd., интегратор проекта, в рамках которого будет выпущено более 1,2 млн. бесконтактных карт, рассчитывает на покрытие трети всех расходов на проект за счет нетранспортных применений карты. Это - оплата мест парковки, учет посещений занятий студентами и школьниками, оплата за питание в школьных буфетах, заменяющая наличные деньги.

Проект авиакомпании Lufthansa для постоянных клиентов

Карты Lufthansa Frequent Flier помогают ускорить проход на посадку через терминалы Lufthansa в крупнейших аэропортах для постоянных клиентов авиакомпании. Карты также работают как элемент системы лояльности, храня информацию для расчета скидки, и служат для идентификации их держателей.

Проект City Omnfficket на Олимпиаде-2000 в Сиднее

Карты MIFARER были использованы во время Олимпийских  игр в Сиднее (Австралия). Городская  карта City OmniTicket распространялась вместе с перечнем олимпийских мероприятий и предоставляла ее владельцу прямой доступ на мероприятие, а также скидки на товары и питание в организациях - участниках системы.

Информация о работе Мультиаппликационная карта