Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:21, реферат
Кибернетика исследует весьма специфический предмет – системы и процессы управления. Она характеризуется новыми подходами к анализу и синтезу сложных динамических объектов. Кибернетике присущ системный подход, позволяющий рассматривать явление во всей его сложности, с учетом всех имеющихся связей и свойств. Это позволяет выявить, познать и рационально использовать закономерности управления в природе, обществе и искусственно создаваемых системах.
1. Человек как объект и как субъект управления.
2. Описание интерьера, в котором происходит управление – иерархические системы.
3. Связь управления с европейским способом социального кодирования индивида.
4. Разбиение информации о событии на компоненты.
И один, и другой класс характеристик – в общем случае распределение данных (сведений) по ним, зависит от «точки зрения», которая имеется у исследователя. Как только мы зафиксировали эту точку зрения – разделение сведений по классам производится уже на альтернативной основе. Это значит, что каждая характеристика объекта (события) может быть отнесена нами только к одному классу – либо к классу «общих» характеристик, либо к классу «конкретных» характеристик о данном объекте. Поэтому в практической деятельности вот эта, «изначальная» установка исследователя должна быть обязательно объективизирована. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно при осуществлении практической деятельности, когда приходится моделировать деятельность конкретных людей.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые характеризуют рассматриваемое событие при помощи описания класса «ему подобных» событий, называется обобщающими характеристиками, или обобщающими компонентами информации.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые характеризуют рассматриваемое событие при помощи описания отличительных черт, благодаря которым данное конкретное событие может быть дифференцировано от остальных «ему подобных» событий, называется детализирующими характеристиками, или детализирующими компонентами информации.
Внутри класса обобщающих компонент информации может быть произведено разделение еще на два альтернативных класса.
Во-первых, система содержит описание своих «опорных элементов», которые являются своего рода «эталонами для сравнения» или «наиболее типичными представителями» данного класса. Фактически, такими опорными элементами задается структура всего рассматриваемого класса описаний событий.
Во-вторых, рассматриваемый класс событий должен быть описан при помощи задания границ его применимости. Как правило, для этого задаются описания элементов (а также сведений, характеристик, и т.п.), которые являются разграничивающими для данного класса, которые отделяют его от других классов из этой же или иной классификации.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), которые являются описаниями «опорных элементов», своего рода «эталонами для сравнения» или «наиболее типичными представителями» данного класса событий, которыми задается структура всего рассматриваемого класса описаний событий, называются структурными компонентами информации.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.), с использованием которых рассматриваемый класс событий могут быть описаны границы его применимости, которые разграничивают данный класс, которые отделяют его от других классов из этой же или иной системы классификации, называются граничными компонентами информации.
Среди класса детализирующих компонент информации также может быть произведено разбиение еще на две альтернативные группы.
К первой группе будут отнесены сведения, которые описывают исключительно только данное конкретное событие, безотносительно его связей с другими, аналогичными ему событиями.
Ко второй группе будут отнесены лишь те сведения, которые описывают собственно связи именно этого события с другими, ему подобными событиями.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует именно это событие и относится исключительно только к этому данному событию (безотносительно его связей с другими, аналогичными ему событиями), называется объектными компонентами информации.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует описание собственно связи (отношения данного события к другим, взаимоотношения между данным событием и другими) именно этого события с другими, ему подобными событиями (безотносительно к описанию самого события, называется связующими компонентами информации.
Наконец, описание исследуемого события может быть разделено еще на два класса, которые охватывают и которые характерны для каждого из четырех перечисленных выше классов компонент информации. Внутри каждого из таких классов могут быть выделены сведения о процессах и состояниях.
Таким образом, необходимы еще два определения:
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует рассматриваемое событие как инвариантное во времени («застывшее», стационарное, неизменное, статическое ), называется статическими компонентами информации.
Класс сведений (данных, характеристик, параметров и т.п.) о событии, который характеризует рассматриваемое событие как изменяющееся во времени (динамическое, «текущее», нестационарное, неинвариантное во времени), называется динамическими компонентами информации.
В результате проведения такой процедуры приходим к тому, что, окончательно, сведения о произвольном событии могут быть разделены на восемь непересекающихся между собой классов. Другими словами, каждое из данных о событии может быть отнесено только к одному из выделенных выше классов информации.
Фактически, здесь описано то же самое, однако ориентированное на практическую деятельность – своего рода алгоритм для выделения таких компонент информации. Это и не удивительно: сама процедура классификации являет собой процедуру упорядочения сведений в иерархическую систему, и нет ничего удивительного в том, что она описывается 8-ю компонентами, характерными как раз для иерархических систем.
Схематически описанную выше технологию разбиения базы данных на классы-компоненты информации (процедуру выделения компонент информации из данного общего описания) можно представить такой таблицей:
Данные о событии | данные о классе подобных событий (обобщающие компоненты информации) | опорные элементы класса (структура, топология) | Статичность, неизменность, | Ст-С |
Динамичность, изменчивость | СТ-Д | |||
граница между данным классом и другими | Статичность, неизменность | Гр-С | ||
Динамичность, изменчивость | Гр-Д | |||
данные об именно этом событии (детализирующие компоненты информации) | само событие как единичное и уникальное | Статичность, неизменность | Об-С | |
Динамичность, изменчивость | Об-Д | |||
связи этого события с другими конкретными, подобными ему | Статичность, неизменность | Св-С | ||
Динамичность, изменчивость | Св-Д |
Подчеркнем еще раз: для данного конкретного случая разбиение базы данных – выделение 8-ми компонент информации – вообще говоря может быть произведено, в ряде случаев, неоднозначно. То есть одни и те же данные могут быть отнесены к разным компонентам информации. Способ разбиения данной базы данных на компоненты информации задается целью исследователя – то есть изначальной точкой зрения конкретного человека. Иногда это может быть даже связано с моделью мира, присущей данному индивиду. А иногда – такое разделение задается целью исследования. В практической деятельности это обстоятельство должно обязательно учитываться: часто анализ именно этой стороны деятельности человека позволяет чрезвычайно точно прогнозировать его дальнейшее поведение. Вначале такой анализ осуществляет с трудом, - однако в дальнейшем, по мере накопления практики, он становится привычным способом экспериментального изучения мира.
1
Информация о работе Моделирование управленческой деятельности человека