Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:21, реферат
Кибернетика исследует весьма специфический предмет – системы и процессы управления. Она характеризуется новыми подходами к анализу и синтезу сложных динамических объектов. Кибернетике присущ системный подход, позволяющий рассматривать явление во всей его сложности, с учетом всех имеющихся связей и свойств. Это позволяет выявить, познать и рационально использовать закономерности управления в природе, обществе и искусственно создаваемых системах.
1. Человек как объект и как субъект управления.
2. Описание интерьера, в котором происходит управление – иерархические системы.
3. Связь управления с европейским способом социального кодирования индивида.
4. Разбиение информации о событии на компоненты.
Моделирование управленческой деятельности человека.
Содержание:
1. Человек как объект и как субъект управления.
2. Описание интерьера, в котором происходит управление – иерархические системы.
3. Связь управления с европейским способом социального кодирования индивида.
4. Разбиение информации о событии на компоненты.
Кибернетика исследует весьма специфический предмет – системы и процессы управления. Она характеризуется новыми подходами к анализу и синтезу сложных динамических объектов. Кибернетике присущ системный подход, позволяющий рассматривать явление во всей его сложности, с учетом всех имеющихся связей и свойств. Это позволяет выявить, познать и рационально использовать закономерности управления в природе, обществе и искусственно создаваемых системах. Вместе с тем, развитие кибернетики потребовало переосмысления некоторых старых понятий, сложившихся в общественной практике, и формализации представлений терминологического характера, являющихся исходной базой при изучении сложных систем управления различной природы.
Управление – это целенаправленное воздействие одной системы на другую для изменения ее поведения (состояния) в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Понятие управления является базовым в кибернетике, поскольку определяет предмет исследования этой науки. Любую систему, которая является объектом кибернетического исследования, можно представить в виде системы управления.
Системой управления называется организованная динамическая система с обратной связью, в которой реализуются причинно-следственные связи с помощью, по крайней мере, двух каналов.
1. Человек как объект и как субъект управления.
Рассмотрим модель для человека, которая описывает именно управленческую функцию человека. Однако прежде рассмотрим, в качестве кого человек может выступать в системах управления.
Во-первых, человек есть субъект управления. То есть он является именно тем активным элементом системы, который, в конечном счете, и осуществляет управление. Следовательно, в этом смысле человек должен обладать способностью активно искать (новую) информацию, эффективно ее обрабатывать, формировать свои выводы, фиксировать свои желания и, наконец, обладать способностями и возможностями для собственно осуществления управления.
Во-вторых, человек есть также одновременно и объект управления. То есть он является как раз тем элементом, которым как раз и управляют. В этом смысле он – пассивный элемент, исполняющий и исполнительный. Для этого он должен обладать способностью воспринимать команды, обладать способностью к коммуникации с «ему подобными» элементами системы управления, уметь соразмерять свои собственные желания с необходимыми их ограничениями (возникающими вследствие его участия как элемента исполнительной части системы управления), подчиняться, оказывать неповиновение, - но, главное, он должен обладать способностью к активному вмешательству в окружающий мир с целью его изменения.
Мы специально выделили при описании человека как объекта управления необходимость наличия у него способности оказывать неповиновение – то есть отказываться от исполнения тех или иных управляющих команд, если они, по его мнению, не соответствуют его представлениям, мотивам, целям, жизненным установкам, картине мира и т.п. Чаще всего эта способность человека полностью игнорируется в управленческих схемах, а если и учитывается, то считается «негативной»: именно наличие у человека этой черты часто подчеркивают, называя этого человека «неуправляемым». Однако исключительно только как раз эта черта и дает возможность функционировать социальным и экономическим системам по механизму самоорганизации. Более того: при отсутствии такой черты у «механизма управления» система управления теряет способности к адаптации – эффективной подстройке и даже перестройке при изменении внешних условий. Чрезвычайно интересно, что наличие такой черты – и даже обязанности человека – закреплялось в качестве необходимого элемента в рамках разных культур. Например, в рамках китайской культуры еще со времен Конфуция явно закреплено «право народа на революцию» – в случае, когда правитель управляет неэффективно. В рамках европейской культуры такое же право связано с нарушением «заповедей Божьих», что позволяет в случае их нарушения «власть предержащими» отнести «руководство» к «проявлениям дьявола» - и получить обязанность всемерно бороться против них.
Итак, приходим к выводу, что человек является весьма специфическим объектом для моделирования в области социальных и экономических систем, ибо только он один является одновременно и объектом, и субъектом управленческого процесса. Другими словами: человек, функционируя в рамках управленческой системы, является одновременно и элементом, «генерирующим команды», и элементом, «исполняющим команды».
2. Описание интерьера, в котором происходит управление - иерархические системы.
Рассмотрим описание деятельности человека. Этот подход позволяет избежать рассмотрения внутреннего мира человека, - и, вместе с этим, избежать введения понятий, которые каждым человеком воспринимаются неодинаково.
Но деятельность человека происходит в интерьерах - своего рода "обобщенных рабочих местах". Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо вначале описать те характерные условия, в которых происходит такая деятельность.
Интерьер определяется социальным окружением индивида. Это – иерархические социальные системы, в которые интегрирован индивид: уже само разделение на «программирующую» к деятельности социальную функцию и «исполнительную» социальную функцию требует этого.
Интерьер определяется также природными условиями, в которых действует индивид. Это – опять-таки иерархические природные системы.
Наконец, интерьер определяется фрагментом знания, который "помещен" в индивида. А это – иерархическое соотнесение уровней «символ – знак» («маркер»), то есть иерархической упорядочение терминов и понятий по глубине (например, по глубине формализации описания реальности).
Таким образом, обобщенное "рабочее место" индивида - это иерархическая система.
Чтобы описать интерьер, в котором происходит деятельность человека, мы должны выработать некий универсальный способ описания для одного (и одновременно – для каждого) иерархического уровня в иерархической системе.
3. Связь управления с европейским способом социального кодирования индивида.
Рассмотрим общую методологию моделирования социальных и экономических систем исходя из концепции организации в них информационных потоков. Зная, что информационные и финансовые потоки являются тесно связанными – мы, тем самым, получаем мощный аппарат для описания не только социальных, но, одновременно, и экономических задач.
Пользуясь компьютерной аналогией, можно сказать, что общество представляет собой своего рода "распределенный процессор" для решения определенных задач, который снабжен "системой перезаписи" знаний на "новые носители" - новые индивиды.
Строение и само функционирование такой системы задается неким специфическим компонентом – своего рода «информационным геномом» для сообществ людей.
Назовем социокодом имеющуюся в данном обществе совокупность знаний, механизмов операций с ними и социальных институтов для их социализации.
В социокод входят:
Вся совокупность массива знаний - то есть значимые для общества программы деятельности, нормы и модели поведения, взаимодействия между индивидами.
Способ расчленения мира на "интерьеры" - своего рода обобщенное, вычлененное из социального окружения "рабочее место" смертного индивида, которое определено данным фрагментом знания.
Социальные институты и механизмы, обеспечивающие преемственность знания и дробление знания на фрагменты.
Деятельность реального человека осуществляется в условиях, определяемых социальным окружением, природными условиями и фрагментом знания. Ранее мы назвали эти характерные условия интерьером, в котором существует знак и в котором он начинает "действовать" – конечно, только тогда, когда человек прикладывает к нему свою энергию, цель, инициативу.
Термин "социокод» - это коммуникация, понимаемая как координация деятельности тех людей, которые уже стали носителями соответствующих фрагментов уже социализированного знания. Таким образом, коммуникация всегда функционирует в режиме отрицательной обратной связи, фиксируя, закрепляя существующее знание в обществе. Она возникает тогда, когда имеет место рассогласование, нарушение норм и правил, принятых и зафиксированных в социокоде. При коммуникации предполагается, что "информационное подобие" сторон близко.
Назовем общение, направленное на социализацию входящих в жизнь поколений, на их уподобление старшим поколениям - трансляцией. Этот процесс производится средствами соответствующих социальных институтов и механизмов.
Основной режим трансляции - обучение, то есть общение, при которой степень информационного подобия сторон заведомо низка. В процессе трансляции передается уже социализированное знание. Передается оно от существующего поколения к вступающему в жизнь - своего рода как некая "эстафетная палочка".
Возможен еще один режим общения. Назовем термином трансмутация все разновидности общения, в результате которого в социокоде, в одном из фрагментов и в соответствующем канале трансляции появляются новые элементы знания или же модифицируются наличные знания, или одновременно происходит и то, и другое. Основной режим трансмутации - объяснение. Оно, на первый взгляд, может напоминать обучение, - однако отличается от него двумя важными особенностями. Во-первых, объяснение - акт разовый: если он удается, к нему уже не имеет смысла обращаться, а если нет - тогда нужно все начинать сначала. Во-вторых, трансмутационное объяснение всегда содержит уникальное и новое, которое известно только одному индивиду - объясняющему новатору.
Обратимся теперь к наиболее интересной для всех теме - к европейскому способу социального кодирования индивида. Его можно также назвать универсально-понятийным типом социального кодирования.
Он обусловлен возникновением дифференциации (различия, расщепления) единого прежде субъекта деятельности (коллективного или индивидуального) на программирующую и исполнительскую составляющие, каждая из которых становится социально значимой и социально допустимой ролью индивида.
Другими словами, этот социокод возник в результате дифференциации умственного и физического труда.
В результате возникает субъект - объектное отношение, которое впервые процесс целеполагания переносит на уровень человека. Если ранее, в других типах культур и обществ, определение цели деятельности индивида либо не рассматривалось вообще, либо допускалось "только для Бога" (профессионально-именной социокод), то теперь, с появлением субъект - объектных отношений, постановка задачи по выбору цели стала не просто возможностью, но даже обязанностью каждого человека.
Особенность европейского субъект - объектного отношения состоит не в новизне самого отношения, а в использовании его в качестве ключевой составляющей, ключевой структуры социального кодирования.
Эта новизна заключена в следующем:
Используются как простые, так и сложные отношения для выстраивания знаковых иерархий целостности. При этом всегда имеет место асимметричность высшего и низшего: любой средний член цепочки будет исполнителем по отношению к предыдущему (высшему) и повелителем-программатором по отношению к последующему (низшему).
Процесс социального кодирования ориентирует начальный член цепочки, и именно поэтому ориентирует на "всеобщее". Так что, "поднимаясь" вверх, к началу цепочек, мы поднимаемся тем самым к "началу всех начал", к символу, к вечному (личному или безличному, Богу, "началу", "истине", и т.п.).
Таким образом, только на этом этапе впервые идея иерархичности получает возможность реализоваться на социальном уровне.
Такой информационный канал может функционировать как в трансляционном, так и в трансмутационном режимах. Наиболее характерной чертой его функционирования является именно смешанный трансляционо-трансмутационный режим. Субъект - объектное отношение не только передает "сверху-вниз" (или "слева-направо") некую "мудрость" или "знание" от субъекта к объекту, но и преобразует это знание в процессе передачи в "более конкретные" знания или указания. То есть, этот информационный канал всегда работает в режиме от абстрактного к конкретному. Таким образом, "формула" европейца приобретает устойчивый двухсоставной характер.
Наличие разделения между умственным и физическим трудом, наличие иерархических субъект-объектных (управленческих) цепочек приводит к тому, что каждый индивид должен обладать группой определенных универсальных навыков. Это, прежде всего, навыки, связанные с "умением жить сообща ".
4. Разбиение информации о событии на компоненты.
Рассмотрим совокупность сведений о некотором вполне определенном событии . Опишем, на какие классы мы можем разложить эти сведения.
Под термином событие мы понимаем здесь любое явление, факт, процесс, объект, и т.п. в условиях, когда производится его описание. Для этого выделяются данные, сведения, параметры, характеристики, благодаря которым данное событие полагается заданным с требуемой степенью точности.
Прежде всего – мы сможем в описании этого данного конкретного события выделить те характеристики, которые относятся к описанию целого класса событий, которые подобны рассматриваемому. Мы можем выделить также и совокупность характеристик, которые относятся именно к этому события – фактически, все они будут являться своего рода маркерами-ярлыками именно для этого, исследуемого нами события. Вот они-то и будут характеризовать именно исключительно только рассматриваемое нами событие.
Информация о работе Моделирование управленческой деятельности человека