Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор: a**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал, что неизбежна межгрупповая враждебность. Функция ее заключается в том, что она главное средство сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, служит эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к ней, а враждебность переносится на чужую группу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.83 Кб (Скачать)

Стратегия, позволяющая сохранить позитивную групповую идентичность, состоит  в использовании этноцентристских атрибуций, при которых позитивное поведение (успех) своей группы и  негативное поведение (неудачу) чужой  объясняют внутренними причинами, а негативное поведение (неудачу) своей  и позитивное (успех) чужой — внешними причинами. Однако составляющие подчиненное  меньшинство, не видящие альтернатив  существующей системе, довольно часто  склонны обесценивать значимость своей  группы и предпочитать доминантную.

Хорошие взаимоотношения с представителем другого народа люди часто объясняют  национальными особенностями своей  группы и индивидуальными качествами партнера по общению. «Мы» ладим с  людьми, потому что нашему народу присущи  положительные свойства (доброта, отзывчивость, общительность и т. п.), а если кто-то из «них» устанавливает хорошие  отношения с «нами», то только благодаря  своим личным особенностям.

Успехи  членов своей группы и неудачи  «чужаков» истолковываются групповыми особенностями, т. е. внутренними стабильными  причинами, а неудачи своих и  успехи членов чужой группы — индивидуальной спецификой, т. е. внутренними, но нестабильными  для группы причинами. 

Этнические  конфликты могут возникать по разным причинам. Они обнажают следующие цели:

♦ социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

♦ культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

♦ политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

♦ территориальные: на основе требований изменить границы, присоединиться к другому — «родственному» с культурно-исторической точки зрения — государству или создать новое независимое государственное образование. 

В. А. Тишков определяет этнический конфликт «как любую форму гражданского, политического  или вооруженного противоборства, в  котором стороны мобилизуются, действуют  или страдают по признаку этнических различий». Чаще всего напряженность  существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных  действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае она выражается в социальной конкуренции, оценочном  сравнении своей и чужой групп  в пользу собственной. Пережитые  «исторические несправедливости»  вызывают у этнических меньшинств, обладающих низким статусом, желание  восстановить справедливость, и на протяжении многих лет этническая общность может сплачиваться вокруг идеи отмщения.   

Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:

♦ применение правовых механизмов;

♦ переговоры;

♦ информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;

♦ стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера.

Психологическими  методами полностью разрешить этнический конфликт не удастся, но тем не менее  использование их способно облегчить  и ускорить позитивное преодоление  конфликтных ситуаций.

Мощными силами, противостоящими межэтнической  агрессии, оказываются такие психологические  факторы:

♦ личное знакомство людей разных наций, поскольку именно анонимность облегчает прорывы агрессивности;

♦ установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, достижение общности чувств;

♦ воодушевление людей одним идеалом;

♦ изменение стиля воспитания в обществе, чтобы избежать массового формирования авторитарных личностей, наиболее склонных к проявлениям межэтнической агрессивности (вместо строгости и сухости воспитание должно базироваться на естественных, свободных, доброжелательных и уважительных взаимоотношениях между родителями и детьми);

♦ введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих сторон; их достижение требует объединения усилий (например, чтобы улучшить межэтнические отношения в американских школах, в маленьких группах школьников, состоящих из представителей различных этнических и расовых общностей, используется метод «мозаики»: материал, задаваемый ученикам, делится на всех членов группы, т. е. для выполнения задания каждый ребенок должен не только выучить свою часть, но и, объединившись с другими членами группы, восстановить всю информацию, собрать «мозаику»; так создаются условия для взаимозависимости школьников при выполнении общего задания, для установления деловых и дружеских взаимоотношений между представителями этнических общностей). 

Информация о работе Межгрупповые отношения и взаимодействия