Автор: a**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:53, реферат
Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал, что неизбежна межгрупповая враждебность. Функция ее заключается в том, что она главное средство сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, служит эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к ней, а враждебность переносится на чужую группу.
Стратегия,
позволяющая сохранить
Хорошие
взаимоотношения с
Успехи
членов своей группы и неудачи
«чужаков» истолковываются
Этнические конфликты могут возникать по разным причинам. Они обнажают следующие цели:
♦ социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
♦ культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
♦ политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
♦ территориальные:
на основе требований изменить границы,
присоединиться к другому — «родственному»
с культурно-исторической точки зрения
— государству или создать новое независимое
государственное образование.
В. А.
Тишков определяет этнический конфликт
«как любую форму гражданского, политического
или вооруженного противоборства, в
котором стороны мобилизуются, действуют
или страдают по признаку этнических
различий». Чаще всего напряженность
существует между доминантной этнической
общностью и этническим меньшинством,
но она может быть как открытой,
проявляющейся в форме
Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:
♦ применение правовых механизмов;
♦ переговоры;
♦ информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;
♦ стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера.
Психологическими методами полностью разрешить этнический конфликт не удастся, но тем не менее использование их способно облегчить и ускорить позитивное преодоление конфликтных ситуаций.
Мощными
силами, противостоящими межэтнической
агрессии, оказываются такие
♦ личное знакомство людей разных наций, поскольку именно анонимность облегчает прорывы агрессивности;
♦ установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, достижение общности чувств;
♦ воодушевление людей одним идеалом;
♦ изменение стиля воспитания в обществе, чтобы избежать массового формирования авторитарных личностей, наиболее склонных к проявлениям межэтнической агрессивности (вместо строгости и сухости воспитание должно базироваться на естественных, свободных, доброжелательных и уважительных взаимоотношениях между родителями и детьми);
♦ введение
надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность
для обеих сторон; их достижение требует
объединения усилий (например, чтобы улучшить
межэтнические отношения в американских
школах, в маленьких группах школьников,
состоящих из представителей различных
этнических и расовых общностей, используется
метод «мозаики»: материал, задаваемый
ученикам, делится на всех членов группы,
т. е. для выполнения задания каждый ребенок
должен не только выучить свою часть, но
и, объединившись с другими членами группы,
восстановить всю информацию, собрать
«мозаику»; так создаются условия для
взаимозависимости школьников при выполнении
общего задания, для установления деловых
и дружеских взаимоотношений между представителями
этнических общностей).