Автор: a**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:53, реферат
Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал, что неизбежна межгрупповая враждебность. Функция ее заключается в том, что она главное средство сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, служит эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к ней, а враждебность переносится на чужую группу.
Поделиться…
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия.
Впервые
стройная система психологических
взглядов на область межгрупповых отношений
была выдвинута в поздних работах
3. Фрейда.
Он, правда, многое заимствовал из работ Г. Лебона и У. Мак-Даугалла:
♦ под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения (Г. Лебон);
♦ врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей,
общины и страны воевать друг с другом (У. Мак-Даугалл).
Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал, что неизбежна межгрупповая враждебность. Функция ее заключается в том, что она главное средство сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, служит эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к ней, а враждебность переносится на чужую группу.
3. Фрейд,
К. Лоренц полагают, что агрессивное
поведение людей является
Согласно же гипотезе фрустрации—агрессии, которую выдвинули Н. Миллер и Д. Доллард, агрессивное поведение возникает в том случае, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели.
Фрустрация
вызывает чувство гнева, приводящего
к открытой агрессии, причем неизбежен
перенос агрессии на всех «других»,
«похожих» на тех, кто вызвал фрустрацию
в прошлом (в качестве признаков
похожести выступает групповая
и этническая принадлежность). Даже
если человек не испытал непосредственно
на себе эффекта фрустрации, а являлся
всего лишь пассивным свидетелем
сцен жестокости, у него усиливаются
агрессивные реакции.
Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях индивида с другими группами, известна концепция «авторитарной личности», предложенная Т. Адорно. Согласно ей, отношение к чужим группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в атмосфере формальных, жестко регламентированных отношений, агрессивность выплескивается на тех, с кем он себя не идентифицирует, т. е. на внешние группы. Для этих людей характерно неприятие всех чужих групп и народов и завышение оценки собственной группы, своего народа.
Авторитарная
личность почтительно относится
к любому представителю власти (как
к родителю), хотя бессознательно сохраняет
враждебность и агрессию, которая
по механизму замещения
Ситуативный подход к анализу межгрупповых отношений реализуется в теории реальных конфликтов. М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты — это результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих сторон может стать победительницей, причем в ущерб интересам другой. Конкуренция групп ведет к враждебности, проявляющейся в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям.
Конфликт
интересов быстро перерастает в
агрессию и враждебность, а взаимодействие
с негативно оцениваемой чужой
группой увеличивает
Таким
образом, характеристики самого межгруппового
взаимодействия приводят к появлению
враждебности. «Естественное средство,
способное уменьшить
Реалистическая теория межгруппового конфликта (Кэмпбелл) гласит: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание действительной угрозы со стороны другой группы, что вызывает враждебность между ними и усиливает внутригрупповую солидарность, т. е. межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов; изменяя их, можно увеличивать или снижать степень межгрупповой напряженности.
Когнитивный
подход к оценке межгруппового взаимодействия
исходит из того, что люди по-разному оценивают,
воспринимают свою и чужие группы: они
склонны переоценивать результаты собственной
и недооценивать действия чужой, даже
если и не было ситуации межгруппового
соревнования.
В рамках когнитивного подхода возникла теория социальной идентичности. А. Тэшфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой враждебности вовсе не обязательно являются несовместимые интересы и цели, порой достаточно просто осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности.
Испытуемые при выборе способа распределения денежного вознаграждения анонимным членам своей и чужой группы за участие в эксперименте предпочитали устанавливать преимущества в пользу своей группы, чем просто выделять ее членам максимально возможную сумму денег, когда при этом «чужим» досталось бы еще больше. То есть люди готовы были нести материальные потери, но выиграть в плане социальной идентичности и проявить дискриминацию, враждебность по отношению к «чужакам».
Эксперименты
показали, что межгрупповая дискриминация
возникает, даже когда собственные
интересы личности совершенно не затрагиваются
и не связаны с актом
Члены
двух групп воспринимаются как более
отличающиеся друг от друга, чем это
есть на самом деле. Часто культурные
и языковые границы между этническими
общностями трудноуловимы, но в ситуации
конфликта они воспринимаются как
четкие, яркие, важные.
На протекание этнического конфликта влияет и такая особенность восприятия социальной информации, как феномен иллюзорной корреляции, когда какие-то два события оцениваются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле между ними либо вообще нет никакой связи, либо она намного слабее, чем кажется.
Поиск «козлов отпущения» в ходе этнических конфликтов осуществляется с помощью механизма социальной каузальной атрибуции, т. е. виновником всех бед считается чужая группа.
Часто встречается атрибуция заговора, т. е. предполагается, что несчастья — это результат чьих-то действий, какого-то заговора, и прежде всего «врагов» — чужих групп или групп социальных и этнических меньшинств. Но почему на меньшинства возлагается ответственность за все беды какой-либо группы или сообщества? Французский психолог С. Московичи предполагает, что это происходит потому, что любое меньшинство, даже не подозревая об этом, нарушает запреты, обязательные для каждого в том или ином обществе, т. е. своим стилем жизни, взглядами, действиями оно отделяется от других, как бы бросает вызов большинству, что вызывает его ненависть.
Кроме
ненависти и презрения к
Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обусловливают развитие когнитивных процессов, которые, в свою очередь, влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Объективно существующие отношения, взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.
Закономерности группового взаимодействия объясняют и особенности взаимодействия между этническими сообществами.
Восприятие
своей этнической группы в сравнении
с другими сопровождается сознательным
и бессознательным
М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:
♦ восприятие элементов своей культуры как «естественных», «правильных», а других культур — как «неестественных» и «неправильных»;
♦ рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;
♦ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;
♦ представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу и не доверять, даже враждовать с членами других групп.
Этноцентризм
поддерживает позитивную идентичность
и сохраняет целостность
Степень и формы выраженности этноцентризма могут варьировать. Та из них, когда при общем позитивном предпочтении своего народа предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру, достижения другого народа, называется благожелательной, или гибкой. Существуют данные, что представители культур, в которых преобладает дух коллективизма, более этноцентричны, чем те, которым свойствен индивидуализм.
Фактически же на степень проявления этноцентризма значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений и объективный характер межэтнического взаимодействия. Если существует конфликт между этническими группами и другие неблагоприятные социальные условия, этноцентризм может проявляться весьма интенсивно и становиться дисфункциональным, опасным для индивида и группы.
Воинственный
этноцентризм выражается в ненависти,
недоверии, страхе и обвинении других
групп в собственных неудачах, он разрешает
и оправдывает захват и угнетение иных
народов, даже их уничтожение. Он перерастает
в расизм. Так, например, было, когда убежденные
в своем этническом превосходстве немцы
считали, что евреи, цыгане и другие меньшинства
— «недочеловеки», «низшая раса, достойная
истребления».
Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимодействия является сопоставление народов, т. е. принятие и признание различий между ними при объективном анализе достижений и особенностей каждого из народов. В этом случае своя этническая группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критического отношения к деятельности и качествам обеих.
Именно
от реального характера
В случае конфликта между группами строятся их полярные образы, когда себе приписываются только позитивные качества, а «врагам» — негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в феномене зеркального образа, когда члены двух конфликтующих этнических групп наделяют себя идентичными положительными чертами, а идентичные пороки приписывают соперникам. Своя группа воспринимается как высокоморальная, и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая как «империя зла», преследующая свои эгоистичные интересы. Именно этот феномен был обнаружен во время холодной войны во взаимных стереотипах американцев и русских.
Этноцентризм
сглаживается, когда при сопоставлении
двух групп создаются