Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:00, курс лекций
Основные темы.
1. Корпоративные стандарты
УКСт - зафиксированное
соглашение о единых принципах
организации коллективной
Участники соглашения - организации. Указываются не в явном виде, а в виде ролей, которые они играют в этом соглашении. Особые роли: гарант (организует разработку стандарта, утверждает его, вносит изменения, явный вид) и аудитор (контролируют соблюдение стандарта, могут выдавать сертификат соответствия стандарту). В развитых странах роль гаранта выполняют различные ассоциации, а аудит является частным бизнесом, требующим лицензии от гаранта стандарта. КСт отличается от других стандартов кругом участников. Участниками КСт (соглашения) являются не организации, а люди, круг их ограничен пределами организации. Гарант КСт - высшее руководство организации. Аудитор - внешняя организация или внутреннее подразделение. Действие КСт строго обязательно для всех сотрудников организации.
Предмет стандарта и его границы. Определяется терминология стандарта, и в этих терминах формулируется существо предмета. Обязательный отдельный пункт стандарта - описание предметных и временных границ его применимости. Виды управленческой деятельности, которые регулируются УКСт:
Цели стандарта. Определяют ожидаемые результаты, получаемые от внедрения стандарта.
Общие принципы достижения целей. Здесь формулируется концепция управления в виде правил и ограничений. УКСт - система зафиксированных интерфейсов и протоколов взаимодействия участников стандарта. Основная задача интерфейса - стандартное представление информации с целью ее однозначной интерпретации и возможности дальнейшей обработки. Протокол определяет роли участников и их цели, перечень интерфейсов, сценарии коллективной работы и ожидаемые результаты.
ФУНКЦИИ:
Обработка информации в любой КИС всегда включает в себя три этапа:
Отсутствие КСт
является источником "информационного
хаоса". Отсутствие стандартов в организации
часто приводит к перегрузке, прежде всего
информационного отдела несвойственными
им функциями.
2.
Сертификация систем
качества разработки
программных средств
Массовое внедрение информационных систем (ИС) в различные области народного хозяйства выдвинуло проблему выбора надежных подрядчиков, способных создавать информационные технологии и программные средства (ПС) необходимого качества в разумные сроки и с учетом ограничений на затраты. Качество при проектировании и разработке проектов ИС и ПС можно обеспечить:
Задача обеспечения и удостоверения качества сложных ПС сводится к проверкам:
Виды сертификационных испытаний:
Основная цель сертификации технологии проектирования и разработки ИС: защита интересов пользователей, государственных и ведомственных интересов на основе контроля качества продукции, обеспечения их высоких потребительских свойств, повышения эффективности затрат в сфере их разработки, производства, эксплуатации и сопровождения, повышения объективности оценок характеристик и обеспечения конкурентоспособности конечного продукта.
Формально цель сертификации - подготовка и принятие решения о целесообразности выдачи сертификата соответствия учетом групп факторов:
Базовые компоненты методологии сертификации, подлежащих рассмотрению и утверждению для конкретного проекта:
В зависимости от области применения ИС, от назначения и класса ПС:
Обязательная сертификация. Для ПС, выполняющих особо ответственные функции, в которых недостаточное качество, ошибки или отказы могут нанести большой ущерб или опасны для жизни и здоровья людей.
Добровольная сертификация. Для удостоверения качества ИС и/или ПС и в целях повышения их конкурентоспособности, расширения сферы использования и получения дополнительных экономических преимуществ.
Методология принятия решений о допустимости выдачи сертификата на технологию и систему обеспечения качеств ПС основывается на оценке степени их соответствия действующим и/или специально разработанным документам:
При сертификации обычно руководствуются следующими основными документами:
Программа испытаний,
методики их проведения и оценки результатов,
разработанные совместно
Ресурсы для
сертификации программных средств
и систем качества должны выделяться
и зависимости от характеристик
объекта сертификации или процесса.
Для оценки адекватности функционирования,
наличия технических
При отборе минимума стандартизируемых показателей качества ПС учитывались следующие принципы:
Стандартом ISO 9126 рекомендуются основные характеристики качества ПС, каждая из которых детализируется субхарактеристиками (21):
К стандартам, регламентирующим обеспечение адекватности функционирования ПС, могут быть отнесены стандарты в области систем качества, стандарты, регламентирующие управление проектированием, разработку и тестирование ПС, документирование ПС. В России соответствующие международные стандарты серии ISO 9000 (руководящие указания по выбору и применению основных понятий качества, принципиальных концепций и критериев, раскрытых более подробно в стандартах ISO 9001-9004). Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества действуют без принципиальных изменений первых редакции оригиналов (1987 – 1990 гг.) в рамках стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:1996.
В головном стандарте ISO 9000 – 1 : 1994 выделены задачи и проблемы обеспечения качества продукции и услуг:
Стандарт ISO 9001:1994.
Система качества. Модель для обеспечения
качества при проектировании, разработке,
производстве, монтаже и обслуживании
предлагает оценивать способность
поставщика не только успешно проектировать
ИЗДЕЛИЯ, но также производить их
и испытывать. В стандартах ISO 9002-9004
регламентированы общие мероприятия,
по обеспечению качества при производстве,
монтаже и обслуживании различных
изделий (ISO 9002:1994), при окончательном
контроле готовой продукции и
заключительных испытаниях (ISO 9003:1994), при
внедрении и общем руководстве
системой качества в целях производства
конкурентоспособной продукции (ISO
9004:1994). Весьма полезным при создании ПС
может быть стандарт ISO 9004, состоящий из
четырех частей и значительно превышающий
по объему и глубине содержания предшествующие
стандарты этой группы (подробно изложена
структура системы качества, содержание
процесса управления и документирование
системы качества, анализ и оценка системы
руководства качеством). В 1997 г. утверждена
новая, значительно переработанная редакция
стандарта ISO 9000-3:1997. Руководящие положения
по применению стандарта ISO 900I и разработке,
поставке и обслуживанию программного
обеспечения, которую следует использовать
при сертификации технических систем
обеспечения качества проектирования,
разработки и сопровождения программных
средств. Руководящие положения предназначены
для унификации описания методов разработки
и поставки ПС гарантированного качества,
а также способов контроля их качества,
отвечающих требованиям заказчика. Для
этого предлагается не допускать отклонений
рекомендаций от данного стандарта, а
также стандарта ISO 12207:1994 на всех этапах
жизненного цикла от начала системного
проектирования до сопровождения и завершения
эксплуатации. Оба стандарта рекомендуется
использовать совместно, для чего в ISO
9000 сделаны перекрестные ссылки. Таким
образом, регламенты системы обеспечения
качества тесно взаимодействуют с регламентами
технологий разработки и всего жизненного
цикла ПС, что позволяет рассматривать
совместно технологию и систему качества
комплексов программ.